Конспект родительского собрания "Результаты диагностики речевых нарушений первоклассников на начало учебного года
Автор: Теплова Наталья Владимировна
Родительское собрание
(выступление учителя логопеда Тепловой Н.В.)
Тема: Результаты диагностики речевых нарушений первоклассников на начало учебного года
Добрый вечер уважаемые родители!
В первой четверти проходила диагностика речевых нарушений учеников 1 классов.
Цель: изучение особенностей готовности ребёнка к школьному обучению для последующего учёта при организации и проведении развивающей и коррекционной работы.
Исследовались особенности устной речи первоклассников. Диагностика включает два блока, позволяющих определить уровень сформированности экспрессивной (моторной) – произнесение звуков речи и импрессивной (сенсорной) речи –это восприятие и понимание речи
Каждый блок, в свою очередь, подразделялся на серии, а серии – на группы заданий.
При первичной обработке был вычислен процент успешности выполнения методики. Процентное выражение качества выполнения методики можно соотнести с одним из 4-х уровней успешности:
IV - 100-80%
III - 79,9-65%
II - 64,9-50%
I - 49,9 % и ниже.
По результатам обработки протоколов обследования был построен индивидуальный речевой профиль для каждого ребенка. На нем наглядно видно, какие компоненты речевой системы страдают в большей степени, а какие относительно сохранны.
1) При оценке фонематического восприятия обращается внимание на ошибки связанные с неточным воспроизведением слогов, замены, пропуски.
2) При обследовании артикуляционной моторики – обращается внимание на правильное и точное выполнение артикуляционных упражнений.
3) Исследование звукопроизношения: все звуки условно были разделены на 5 групп. Обращалось внимание на искажение или замены звуков.
4) Следующая серия – это звуко-слоговая структура . Предъявлялись слова с усложнением слоговой структуры (скакалка, перепорхнуть, кораблекрушение…)
5) Исследование навыков звукового анализа – это умение правильно определить количество слов в предложении, слогов в словах, звуков в словах, определение места звука в слове.
6) Грамматический строй речи – повторение предъявленных предложений (ребенок может повторить такой тип предложения, которым уже овладел в собственной речи), верификация предложений – то есть оценка соответствия предложений нормам языка, здесь же составление предложений из слов в начальной форме добавление предлогов в предложение.
7) Следующая серия –это исследование словаря и навыков словообразования. Знание названий детенышей животных, образование существительных в уменьшительной форме, образование относительных, притяжательных и качественных прилагательных). Относительные прилагательные выражают признак предмета через отношение. (н-р салат из моркови -морковный)
Качественные прилагательные обозначают признак, который может проявляться в различной степени. (н-р лису за хитрость называют хитрой, если днем жара то деь жаркий)
Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего–либо живому существу или лицу.(у собаки лапа собачья, у кошки кошачья)
8) Понимание логико-грамматических отношений. Понимание обращенной речи. (скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето перед весной?)
9) Исследование связной речи. Ребенку предлагалось составить рассказ по серии сюжетных картинок, пересказать услышанный текст. При оценке обращалось внимание на лексико-грамматическое оформление высказывания, на правильное воспроизведение причинно-следственных связей, на самостоятельное воспроизведение рассказа.
Результаты диагностики будут учтены при построении индивидуальной коррекционной работы как учителя-логопеда, так и учителей 1 классов.
В конце учебного года, так же будет проведена диагностика для того чтобы была возможность отследить динамику речевого развития каждого ребенка.