Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы "Родной город Ростов – на – Дону
Автор: Котляр Ольга Николаевна
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад № 181 для детей с тяжёлыми нарушениями речи»,
города Ростова – на – Дону.
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы.
«Родной город Ростов – на – Дону»
Цель:
Создание условий для получения и закрепления знаний о родном городе. Развитие грамматически правильной речи. Подготовка к обучению грамоте.
Задачи:
обучающие
- обучать детей грамотно рассказывать о родном городе;
- закреплять умение использовать уменьшительно – ласкательную форму слов;
- закреплять умение образовывать существительные множественного числа, родительного падежа;
- закреплять умение образовывать сложные слова;
- закреплять умение выделять первые звуки из слов и складывать из них слова;
- закреплять умение дифференцировать гласные и согласные звуки.
развивающие
- развивать эстетическое восприятие, образное представление;
- развивать речь, внимание, память, воображение и другие мыслительные операции;
- развивать умение сострадать, приходить на помощь людям в сложных ситуациях.
воспитательные
- воспитывать чувство патриотизма и любви к родному городу, толерантность по отношению к людям;
- воспитывать умение слаженно работать в команде для достижения определённой цели.
Структурный элемент занятия. Мет.приём |
Содержание |
Оборудование, дидактика |
Приветствие |
Л. - Здравствуйте, ребята! Л.- Посмотрите сколько гостей пришло к нам, поприветствуем их. |
Идет беседа логопеда с детьми. |
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
|
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять Начинай считать опять. Мы закончили считать. |
|
Сюрпризный момент.
|
1.Пустой слайд. 2.На доске появляется Незнайка Л.- Ребята, посмотрите – Незнайка плачет. Незнайка, что случилось? 3. Н. – Я заблудился и не знаю где сейчас нахожусь.
|
Появление Незнайки на интерактивной доске. |
Создание мотивации к деятельности.
|
Л.- Успокойся, Незнайка ты находишься в школе, в которой учатся вот эти замечательный ребята. Познакомься с ними. - Ребята, сейчас каждый из вас представится Незнайке и назовёт своё имя ласково.
4.Н. Очень приятно с вами познакомиться. А в каком городе находится ваша школа?
Д.- (Ответы детей) Ростов – на – Дону. 5.Н.- Красивое название Ростов, интересно, а почему на Дону?
(Ответы детей) Л.- Незнайка, чтобы тебе помочь, расскажи, откуда ты к нам пришёл? 6.Н.-Я живу в Цветочном городе на улице Колокольчиков. В нашем городе все улицы носят названия цветов. Показывает фото. 7.ФОТО Цветочного города 8.Слайд с Незнайкой. |
Диалог с Незнайкой. |
Создание макета города.
|
Л.- А в нашем городе улицы названы в честь поэтов, писателей, космонавтов, героев войны и др. выдающихся людей. Ребята, расскажите, на какой улице вы живёте. На столе макет с изображением домов, дети выбирают полоски и соединяют их с домами, называя улицу, на которой они живут. |
Макет города
|
Работа с грамматическими категориями |
Л.- Видишь, Незнайка, у нас не одна улица, а много (Дети -Улиц) Дети заполняют макет фигурками машин, деревьев, людей. (Образование сущ. Р.падежа, мн. числа)
|
|
Образование сложных слов |
Л.- У нас в городе живёт много людей разных национальностей. Русские, армяне, татары и другие. Значит наш город какой? (многонациональный.) И все мы живём в дружбе и согласии, уважаем национальные традиции друг друга. А ещё Ростов всегда рад принимать гостей. Значит он какой? (гостеприимный город). Мы ведь рады Незнайке. Давайте ему покажем интересные местам нашего города.
|
Диалог с детьми |
Игра «Выдели первый звук»
|
Выбрать эти места нам помогут карточки. Дети выделяют начальные звуки из слов и выкладывают слова, читают их. (клоун, спорт, тигр)
|
Карточки с изображением картинок, буквы |
Беседа о городе |
Логопед задаёт вопросы, дети дают ответы полным предложением. 9.Цирк 10. Зоопарк 11. Стадион
|
Фотографии Ростова
|
Пословицы |
12.Н.- Спасибо, ребята, мне очень понравился ваш город. Но я хочу вернуться домой, как говорят: «В гостях хорошо, а дома, лучше»
Л.- Действительно дома, лучше. Ребята, может быть вы тоже знаете пословицы о доме, городе? И я вспомнила пословицу. Я начну, а вы помогите мне её закончить: «Где родился, там и пригодился» Мы все любим свой город, свой дом, своих друзей.
|
|
Повторение гласных и согласных звуков |
Л.-Ребята, как мы можем помочь Незнайке, чтобы он благополучно попал из Ростова-на-Дону в свой Цветочный город и не заблудился? У вас есть предложения? (навигатор, карта, схема, маршрут) Л.-Мне кажется, Незнайке может помочь карта с маршрутом. А чтобы проложить маршрут нам надо выполнить задание. Л.- Ребята, выбирайте любые фигуры. Давайте вспомним какие звуки мы обозначаем синим цветом, какие, красным. Каждый выбирает свою дорожку, которая должна соответствовать цвету и размеру фигуре, которую вы держите. идет по ней и называет любые гл. или согл. звуки.
|
Д.и. «Играю, двигаюсь, учусь» (Поле с фигурами) |
Игра «Слово рассыпалось»
|
Игра «Слово рассыпалось» Л: Маршрут пройден. Берите буквы, соответствующие вашей фигуре и составьте из них слово. Какое слово у вас получилось? (РОСТОВ)
Ростов, рядом кладётся картинка Цветочного города. Логопед обращает внимание детей на доску. 13.Слайд с пустым лабиринтом.
|
Буквы Р,О,С,Т,О,В.
|
Прохождение лабиринта |
Л: Ребята посмотрите на доске появился лабиринт. Кто хочет помочь проложить маршрут? (ВСЕ). Л: Я знаю, как нам поступить. Подойдите к столам на них лежат точно такие же лабиринты. Дети прокладывают маршруты. Л.- А теперь давайте сложим все наши маршруты, если направления совпадут, то Незнайка получит нашу карту. Л.- Ребята проверьте все ли маршруты совпадают? Д.- Да
14.Слайд Лабиринт с маршрутом
|
Лабиринт на доске |
Прощание с Незнайкой |
Л.- Держи Незнайка карту, по которой ты сможешь добраться домой. Давайте скажем все дружно: «РАЗ, ДВА,ТРИ КАРТА-ЛЕТИ!!!»
|