Логопедическая помощь в 1 классе с ТНР
Автор: Попова Екатерина Алексеевна
В презентации представлена консультация для родителей, чьи дети посещают класс ТНР. Кратко описаны основные нарушения письменной речи - дисграфия и дислексия. Описаны виды дисграфии и приведены примеры. А также показаны примеры заданий, которые направленны на предупреждение нарушений письменной речи.
Добрый вечер, уважаемые родители!
Основными направлениями работы логопеда в школе является не столько коррекция устной речи, но, главным образом, коррекция нарушений чтения и письма, а также их предупреждение. Нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия) являются самыми распространенными формами речевых нарушений у младших школьников. Поэтому крайне важно проследить за становлением этих навыков у учащихся первого класса.
Для успешного овладения письменной речью ребенок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него еще в дошкольном возрасте. К их числу относятся следующие:
1. Развитая слуховая функция (включая возможность четкой слуховой дифференциации акустически близких звуков, а также начальные формы звукового анализа и синтеза слов).
2. Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений.
3. Хорошее владение устной речью (звукопроизношением, словарным запасом, грамматическим строем, связной речью).
4. Развитая тонкая ручная моторика.
Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер.
1. Акустическая. Трудности слуховой дифференциации звуков речи, приводящим к частым заменам на письме соответствующих букв (ПОЛОТО вместо БОЛОТО, маШина-маСина, шлЯпа-шлАпа)
2. Артикуляторно-акустическая. Связана с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия. («Зелёный Зонт» он назовёт «Селёный Сонт»)
3. Оптическая. Связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений — ребёнок не способен воспринимать пространство: величину, размер, положение, форму.
4. Аграмматическая. Связана с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. (Козленки – козлята, кожевый – кожаный, красный ведро)
5. Дисграфия на фоне несформированности языкового анализа и синтеза. Связана с несовершенством восприятия, анализа и синтеза. («весена» вместо «весна», «кулбок» вместо «клубок», ехала подороге)
Лабиринт
Для тренировки моторики используйте все формы лабиринта: нарисованные и объёмные, для пальца и всего тела, с одним выходом и несколькими.
Найди меня
Для развития внимания предложите ребёнку картинки, где спрятаны буквы, цифры и фигуры. Задача — найти все.
Графический диктант
Подходит для детей, которые хорошо ориентируются в клеточках. Задача ребёнка — делать задание по инструкции. Например, клетка вверх, две вправо, одна вниз. В результате должен получиться рисунок. Упражнение направлено на ориентацию в пространстве.
Хлопушка
Задание на слухоречевое восприятие. Вы называете звук, а затем разные слова. Задача ребёнка хлопнуть, когда в слове услышит загаданный вами звук. Например, «а»: рыба, уголь, свет, икра, загар.
Ищи
Загадайте звук, а ребёнок пускай ищет все предметы, которые начинаются на этот звук. Например, С: стол, стул, сервиз. Это задача подходит только внимательным ученикам.
Вы, родители, – важное и необходимое звено в работе. Тесное взаимодействие логопеда и родителей является неотъемлемой частью процесса по устранению речевых нарушений у детей. А также у Вас будут небольшие, но крайне важные для положительной динамики обязанности:
- Систематическое посещение логопедических занятий ребёнком.
- Выполнять рекомендации логопеда и контролировать выполнение домашнего задания ребёнком. На каждое занятие приносить рабочую тетрадь.
- Сформированные логопедом навыки устной и письменной речи закреплять в повседневной речи ребёнка.
- По приглашению логопеда посещать консультации, родительские собрания.
Благодарю вас за внимание, готова ответить на ваши вопросы!