+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Статья

Автор: Розум Альбина Рафаильевна

На сегодняшний день остро обозначилась проблема нарушений речи у детей, а значит и путей ее коррекции. Самой многочисленной из групп с нарушенным развитием, является группа детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, число которых бурно увеличивается год от года. Как известно, речь играет большую роль в формировании всех сфер личности ребенка. При нарушениях речи происходит торможение познавательных процессов: затруднены или снижены память, внимание, ребенок с трудом понимает команды и удерживает программы, теряя при этом смысловые и логические связи (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. А. Ткаченко) [4, с. 41]. Происходит нарушение коммуникационного компонента (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Ю. Ф. Гаркуша и др.), торможение ведущей деятельности этого возраста — игровой (Е. М. Струнина, Т. А. Ткаченкo и др.) [3, с. 26], что естественно отражается на формировании психического развития. Речевые процессы являются высшей психической функцией, развиваются в процессе онтогенеза, по определенным законам формирования физического и двигательного развития, напрямую указывая уровень актуального психического развития. Усвоение ребенком родного языка не является исключением и так же проходит строго запрограммированный путь, основанный на законах развития мозга [2, с. 7]. По мнению ряда исследователей, в том числе А. В. Семенович, развитие речи, на всех этапах, невозможно без активизации трехуровневой системы, разработанной в учении А. Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального включения в опосредование их вербальных и невербальных психических процессов в онтогенезе (Э. Г. Симерницкая, 1985; А. В. Семенович, Б. А. Архипова, 1997, 1998; А. В. Семенович, 2000, 2003, 2004) [2], теорией нейропсихологической реабилитации Л. С. Цветковой. В связи с широкими возможностями нейрокоррекционной работы, а так же хорошо разработанными и апробированными методиками нейрокоррекции детей (А. В. Семенович; В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова и др.) в педагогическую работу целесообразно включать блоки из нейрокоррекционных методик. Для отслеживания эффективности коррекционной работы, а так же динамики речевого развития, со старшими дошкольниками 5–7 лет были проведены диагностики, выявляющие актуальный уровень сформированности когнитивного и речевого развития. Для этого были выделены следующие психолого–педагогические факторы: Слабость зрительного восприятия: ошибки узнавания предметов; нарушения целостности восприятия, фрагментарность; нарушения стратегии направления обзора. Нарушение пространственно-временных параметров: сложности восприятия логико-грамматических конструкций, нарушения последовательности элементов действия. Нарушения моторной сферы: снижение скорости и ловкости выполнения движений, плохая координация движений. Нарушения кинестетического праксиса: недоразвитие мелкой моторики, координации кисти и пальцев, застревание на одной позе. Нарушения внимания: неустойчивое внимание, быстрая истощаемость психических процессов. Нарушения процессов памяти: сложности восприятия длинных инструкций, опущение элементов инструкции, и как следствие, изменение последовательности воспроизведения задания. Слабость фонематических процессов: нарушение различения смыслоразличительных признаков звуков — фонем, что затрудняет формирование фонематического анализа, синтеза, а также фонематических и морфологических обобщений.

 


Таким образом, на основании проведенных диагностик было сделано следующее заключение: программа разработанная с учетом нейропсихологических особенностей развития мозга оказалась эффективна при таких диагнозах как общее недоразвитие речи (ОНР), способствует формированию когнитивных и речевых функций, совершенствованию произношения, обогащению словарного запаса, развитию фонематического слуха, чувства ритма, способности к произвольному самоконтролю, произвольной саморегуляции. Литература: Семаго Н. Я., Семаго М. М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. — М.: Айрис-пресс, 2012. — (Библиотека психолога образования). — 46 с. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособия. — 6-е изд. — М.: Генезис, 2013. — 474 с. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — СПб., 2007. — 211 с. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». — М.: Просвещение, 2009. — 223 с.