Интегрированное логопедическое занятие "Царство согласных звуков
Автор: Сердцева Татьяна Петровна
- Коррекция нарушений письменной речи
- Другие методические материалы
- 01-08-2024
- 114
Интегрированное логопедическое занятие "Царство согласных звуков"
Разделы: Логопедия
Цель: Формирование целостного представления о звуке средствами слова и музыки.
Задачи:
- Развивать фонематический слух.
- Учить различать звуки по звонкости и глухости, мягкости и твердости.
- Упражнять детей в звучании голоса в низком и высоком регистре.
- Учить работать со словом: определять позицию звука в слове, образовывать новые слова.
- Развивать чувства ритма.
- Автоматизировать коррекционную работу по звукопроизношению и развитию связной речи.
- Развивать психические процессы: память, внимание, воображение, мышление.
Оборудование: две доски с изображением замков, мяч, колокольчики, барабаны, маракасы, 4 звуковичка - таблички, класс украшен разными согласными звуками, музыка в исполнении музыкального руководителя.
Ход урока
1. Организационный момент.
Логопед: Дети, поздороваемся. (Вместе с музыкальным руководителем исполняют распевку “Здравствуйте” в низком регистре).
Сегодня нам, предстоит сложный путь, мы отправляемся далеко, дорога будет нелегкая. Что нас ждет и куда мы попадем вы догадаетесь сами. Отправляемся в путь!!! Наши глаза внимательно смотрят и все … (видят). Уши внимательно слушают и все … (слышат). Голова хорошо … (работает).
2. Упражнения на развитие моторики пальцев рук.
Музыкальный руководитель играет разную по настроению и динамике мелодию (громко, тихо), регистры (высокий, низкий).
Дети: Слушают музыку и выполняют движения в соответствии с характером музыки:
- (звучит веселая музыка) Весело, радостно, светит солнышко, поют птицы - ходьба по кругу поляны. Руки вверх, пальцы в разные стороны, как лучики у солнца.
- (звучит минорная музыка) Начинает капать дождь, кап-кап-кап - движения переходят в быстрый темп, руки показывают капание дождя (указательные пальцы рук вниз, поочередно).
- (звучит тревожная музыка) Гром гремит, сверкает молния, лица детей испуганные, присели, спрятались от грозы, постучали по полу - забарабанил сильный дождь.
- (медленная, спокойная музыка) Гром прошел, сильный дождь перешел в слабый, движения медленные, на носочках, движения рук, показывают слабый дождь.
- (вновь звучит веселая музыка) Прошла ненастная погода, выглянуло солнышко, запели птички, спокойная ходьба, дети образуют круг.
3. Этап актуализации опорных знаний.
Логопед: Мы добрались до замка. Чьё это царство? Я не знаю. Волшебный ключик промок под дождем и потерял волшебство. Возле замка лежит свиток, в нем написано: “Для того, чтобы попасть в царство, надо пропеть свое имя и выделить в нем первый звук”. Давайте вместе пропоем имена, чтобы попасть в царство.
Дети: Вместе с музыкальным руководителем и логопедом пропевают свои имена и выделяют первый звук: То-ля, Са-ша, Ру-бис, Ва-ня, Ми-тя, Во-ва.
Логопед: Ребята, мы произнесли первые звуки в именах, так много прозвучало звуков, значит, мы попали в какое царство?
Дети: Вместе с музыкальным руководителем исполняют певческое упражнение, моделируя мелодию в верхнем и нижнем регистре детского диапазона: Мы попали в царство.
Звуковое царство…..
Логопед: Кто живет в звуковом царстве?
Дети: Звуки!!
Логопед: Какие звуки живут в этом царстве, давайте послушаем, назовите.
Дети: Слушают и называют разные звуки: [р], [л], [д], [м]. [с], [б].
Логопед: Много звуков, как же назвать одним словом? Какие это звуки?
Дети: Согласные звуки.
Логопед: А почему они называются согласными?
Ученик:
А согласные, согласные
Шелестеть, шептать, шуметь
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
4. Определение темы.
Логопед: Так почему же они называются согласными?
Дети: Объясняют, дают характеристику согласным звукам. Воздух встречает препятствие, они не могут петь и т.д.
Логопед: Правильно, ребята. Кто же назовет тему нашего занятия?
Дети: Сами отвечают: Согласные звуки.
Логопед: Да, ребята сейчас мы в Царстве согласных звуков. Мы будем красиво и правильно произносить, внимательно слушать.
Игра на внимание: “День и ночь”. Ночь - глаза закрыли, расслабились, уснули, звучит спокойная музыка. День - глаза открыли, увидели. Что изменилось? Кто это?
Дети: Два человечка.
Логопед: Это звуковички, посмотрите. Они одинаковые? У одного звуковика шапка звоночек, у второго шапка- шляпа. Почему у них разные головные уборы?
Шапка звоночек обозначает – звонкие согласные, а шляпа – глухие согласные.
Табличка Звонкие - глухие.
5. Работа над произношением согласных звуков.
Логопед: Я хочу вас познакомить с жителями “звонкого” и “глухого” замков. Дорога у нас необычная (змейка). Приглашаю пройти до замка, под музыку. Подходим, имитируем стук в замок, исполняем песенку: Стоит в поле теремок-теремок
Он ни низок не высок, не высок
Как по полю, полю, мы идем,
Увидали теремочек и поем:
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Этот замок “звонкий”. Его жители звонкоголосые. Нас встречает Звуковичок. Пока мы путешествовали, он успел переодеться.
- Что необычного у него в одежде?
- Какие рукавички, ботинки?
Это означает, то, что здесь живут разные согласные: твердые и мягкие. Посмотрите на окна: за синей шторкой звонкий звук с твердым характером - он произносится твердо. За зеленой шторкой звонкий с мягким характером - он произносится мягко. Сейчас к каждому из них мы сходим в гости, нам помогут колокольчики и барабаны. (Детям предлагается, услышав звук барабана, произнести твердый согласный, на звук колокольчика – мягкий согласный звук.)
Звуковичок приглашает поиграть: “Буква заблудилась”.
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась,
Убежала, в чей-то дом
И хозяйничает в нем!!!
- Догадайтесь, какую букву нужно вернуть на место? СНЕ*, *ОЛОЛЕД, И*РА, *ОРКА.
- Какая буква пропала во всех словах?
- Придумайте предложение из этих слов.
6. Физминутка.
На первую часть быстрой ритмической музыки дети изображают жуков, летают по залу. Используем упражнения для развития речевых и мимических движений. Можно лечь на спину и, барахтаясь, произнести фразу: “Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я живу и не тужу, потому что я жужжу” Изобразить мимикой, как из кармана берем в кулак жука, смотрим одним глазом и проговариваем ЖЖЖЖЖЖЖЖ, а затем отпускаем жука. Улетел.
Логопед: Путешествие продолжается, идем под звуки аккомпанемента, исполняем песенку “Теремок”. Рядом со “звонким” замком стоит “глухо” замок. В нем живут глухие звуки. Звуковичок и жители этого замка хотят с вами поиграть. Детям раздают маракасы.
Ребята, встряхните маракасами, когда я буду произносить слова, в которых есть заданный звук.
С - Слон ужасно заболел –
Сливу с косточкою съел.Х – Хомяку сказал хорек:
“Хвост твой узок, мой широк”Т - Тук-Тук-тук! Тук- тук- тук!
Топором стучит мой друг.Щ – Щегол летает в гуще ветвей
Щелкает в роще певец- соловей.Ф - Флот плывет к родной земле
Флаг на каждом корабле.
Музыкальный педагог: Сейчас, я прочитаю скороговорку, а вы слушайте внимательно!! А теперь пропоем её.
- Какие звуки встречаются чаще всего?
- Кто про эти звуки может рассказать?
Звук К - согласный, глухой, может быть в мягкой и твердой позиции.
Звук Ш - это особенный согласный звук, он глухой и может быть только в твердой позиции.
КОШКА КРОШКА НА ОКОШКЕ
КАШКУ КУШАЛА ПО КРОШКЕ.
- Ребята, а вы мне говорили, что согласные не поют?
Дыхательная гимнастика.
Логопед: Чтобы легче дышалось, я предлагаю сделать дыхательную гимнастику.
Гласные тянутся песенкой звонкой И – И – И – И
Могут заплакать и застонать О – О – О – О
Могут качать в колыбели Аленку А – А – А – А
Могут, как эхо в лесу закричать АУ – АУ – АУ – АУ
Могут лететь высоко в синеву АУ – У – И – А – У – И
Логопед: Я познакомила вас с жителями “Царства согласных звуков”. И звуки прощаются с вами веселой песней.
Музыкальный руководитель: Все дети поют (музыка Кабалевского “Маленькая полька”)
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
К клокочет, Г гогочет,
Х хохочет, Р рычит,
Щ щекочет, Ч чихает,
Д долбит, Т тарахтит,
П пыхтит, Б бубнит,
В ворчит, Ф фырчит,
С свистит, З звенит,
Ш шуршит, Ж жужжит.
7. Итог. Рефлексия.
Логопед: Ребята, наше занятие окончено, давайте попрощаемся с жителями нашего царства и покажем с каким настроением мы возвращаемся домой (с помощью карточек). Спасибо!!!
Музыкальный руководитель и логопед исполняют музыкальный монолог “До свидания” в нижнем регистре:
До свидания, до свидания вам ребята говорю,
Занимались, вы отлично и за это вас хвалю!
Дети исполняют в верхних тонах:
До свидания, до свидания, наш учитель - педагог
Было очень интересно, нам понравился урок!