Занятие во второй младшей группе ДОУ
Автор: Тацоха Инна Владимировна
Обучение составлению рассказа о зиме по опорным картинкам и распространению предложений с помощью определений.
Занятие во второй младшей группе
Тема: Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам.
Цель: обучение составлению короткого рассказа по опорным словам и ...»
Цели:
- обучение составлению короткого рассказа по опорным словам и картинкам; распространению предложений определениями;
- обогащение и активизация словаря по теме: «Зима»;
- развитие ассоциативного мышления, подбор признаков к предмету;
- воспитание интереса, любви к родному языку.
Оборудование: фотографии зимнего пейзажа, оформленные в фотовыставку; предметные картинки: дерево, дома, тучи, сугроб, замёрзшая река, мальчик на лыжах, девочка на санках, на коньках; сюжетная картинка «Зимние забавы»; сюжетные картинки для составления предложений; бумажные снежинки для каждого ребёнка; магнитная доска. Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский 1-я симфония часть «Зимние грезы».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Логопед. Ребята, мне кажется, что наша группа сегодня выглядит как-то необычно. Вам так не показалось? (Ответы детей.) Сегодня в нашей группе открылась фотовыставка. Я приглашаю вас посетить эту выставку.
II. Введение в тему занятия.
Рассматривание фотовыставки. Звучит произведение П. Чайковского «Зимние грезы».
- И вот зима, белым – бело,
Вокруг сугробы намело,
Как будто белым мехом,
Земля одета снегом.
И иней на березках,
Как праздничные блестки…
Логопед. Какое время года запечатлено на фотографиях?
- Как вы догадались, что эта зима?
- Какие еще приметы зимы вы видите на фотографиях выставки?
- Какое название вы бы дали нашей фотовыставке?
- Как вы думаете, была бы интересна наша выставка ребятам из других групп? Родителям?
- А что можно добавить к нашей фотовыставке, чтобы она стала более интересной? (Ответы детей, при необходимости оказание помощи детям.)
- На нашей выставке будет работать экскурсовод. Кто знает, кто такой экскурсовод? Экскурсовод добавит к фотопортрету зимы ее словесный портрет, и выставка станет ярче, интересней. А как это сделать я вас научу. Но сначала я предлагаю поиграть пальчиками, чтобы согреть их.
Пальчиковая игра.
Да-да-да – сжимание и разжимание пальцев.
Зимою холода – потирание ладошек друг о друга.
Да-да-да – сжимание и разжимание пальцев.
Превратилась в лед вода - ритмичное соединение подушечек пальцев.
Ды-ды-ды – сжимание и разжимание пальцев.
В инеи кусты - перекрещивание ладоней с широко расставленными пальцами
Ды-ды-ды – сжимание и разжимание пальцев.
Метели замели - круговые вращения больших пальцев обеих рук.
Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев.
Метели замели - круговые вращения указательных пальцев рук.
Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев.
Метели замели - круговые вращения рук, согнутых в локтях.
III. Основная часть.
1. Словарная работа. (Актуализация и развитие лексики.)
Логопед. Сегодня мы с вами будем говорить о зиме.
a) Беседа о зиме.
- Какая зимой погода? (Холодная.)
- Что выпадает зимой? (Снег.)
- Если зимой много снега, то зима какая? (Снежная.)
- Если зимой сильный мороз, то зима какая? (Морозная.)
- Если часто метет метель, то зима какая? (Метельная.)
- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (Вьюжная.)
- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то зима какая? (Студёная.)
б) Игра «Волшебная палочка».
- 1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть.
Нужно всем нам в круг вставать.
Дети по кругу передают «волшебную палочку», называя по одному признаку зимы.
2. Составление предложений по опорным словам и картинкам.
а) Логопед. Сейчас мы будем составлять предложения о зиме. Но они должны быть разными, непохожими друг на друга. Вот послушайте, какое я составила предложение (на магнитную доску прикрепляются заснеженные дома, деревья).
- Наступила студёная, суровая зима.
- Теперь вы придумайте свои предложения. (Ответы детей.)
Логопед. Мы сказали, что зимой выпадает снег. Послушайте, пожалуйста, внимательно:
«Снежинки пуховые
Веселые, живые,
Вы кружитесь, мерцаете
В молчании лесном,
И землю укрываете
Хрустальным серебром».
Первый раз, проговаривая текст стихотворения, раздаю снежинки каждому ребенку; второй раз проговариваю текст, а дети показывают мягкими движениями рук, как падает снег; на последнюю строчку стихотворения кладут снежинки на пол.
- Выпал снег. Давайте полюбуемся им. (Вносится емкость со снегом.)
б) Рассматривание снега.
- Снег, какой? (Белый, блестящий.) Посмотрели, а теперь потрогайте его. Какой снег на ощупь? (Холодный, легкий, мокрый, липкий или пушистый.)
- Если снег блестит, искрится на солнце, то он какой? (Блестящий, искрящийся.)
- Какой выпадает снег? (Дети составляют распространенные предложения: Выпал белый, пушистый снег.)
в) Динамическое упражнение.
Холод – стужа, потирают ладошки, стучат ими по бедрам.
Холод – стужа, снег колючий
Кружит, кружит … кружатся, разведя руки в стороны.
В сугроб снежинки соберем
И дальше мы играть начнем.
г) Выпало много снега, и появились что? (Сугробы.)
(На магнитную доску прикрепляю изображения сугроб.)
- Какие бывают сугробы? (Белые, большие, огромные, высокие, громадные, мохнатые, пушистые, мягкие.)
Логопед. Составьте предложения: Какие появились сугробы? (Появились высокие, большие сугробы.)
Что происходит зимой с реками и озерами? (Ответы детей.)
- Верхний слой воды превращается в лёд. Вот такой. (Вносится емкость со льдом.)
- Лёд, какой? Посмотрите, потрогайте.
(Холодный, прозрачный, скользкий, твёрдый, блестящий, толстый, хрупкий, гладкий, прочный.)
(На магнитную доску прикрепляю соответствующую картинку.)
- Составьте предложение: Каким льдом покрываются реки и озера зимой?
- По какому льду хорошо кататься на коньках? (По гладкому, скользкому.)
- А какие еще зимние забавы вам нравятся?
е) «Зимние забавы». Дети их называют, по мере отгадывания дети прикрепляют картинки на магнитную доску.
Логопед. Давайте подведём итоги! Чему сегодня мы научились? (составлять предложения, рассказы по картинкам). Какие новые слова вы узнали на занятии? (Ответы детей.) Что понравилось вам больше всего?
Логопед. Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились сегодня и заслужили отдых! Занятие окончено.