Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми с РАС
Автор: Литвинова Людмила Николаевна
Особенности выполнения артикуляционной гимнастики с детьми с РАС.
Артикуляционная гимнастика для детей – это комплекс упражнений, направленных на улучшение качества речи (укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе ). Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми с РАС позволяют:
1. Улучшать моторную координацию. Это особенно актуально для детей с проблемами контроля и координации движений речевых органов.
развивать фонематический слух.
2.Укреплять речевые мышцы.
3.Улучшать понимание и выражения речи.
4.Повышать уверенность , самооценку ребенка.
Для детей с РАС при выполнении артикуляционной гимнастики наиболее эффективно применение карточек. Использование карточек в обучении детей с аутизмом способствует развитию речи, помогает развивать абстрактное мышление, улучшает понимание вербальной речи, позволяет улучшить качество жизни малыша и повысить уровень его социализации.
На предварительном этапе отбираются карточки с изображением картинок тех упражнений, которые будут выполняться. Карточки кладем стопкой на левый угол стола, после чего даем ребенку понятную инструкцию: «Дай». Ребенок кладет карточку перед собой и называет предмет, если это вызывает трудности, проговариваем слово вместе с ребенком по слогам, например: «Бе-ге-мот». С неговорящим ребенком сами проговариваем слово. Затем выполняем упражнение, если ребенок не может сконцентрировать взгляд на вашем лице, держим карточку возле губ. После этого даем простую инструкцию: «Убирай», ребенок кладет карточку с выполненным упражнением на правый угол стола. На первоначальном этапе берем 2-3 карточки, затем увеличиваем их количество.
Можно использовать зеркало, учитывая индивидуальные особенности ребенка. Если ребенку трудно выполнять многократные движения, можно использовать карточки с одинаковой картинкой. Например : «Чашечка»- 5 -7 одинаковых карточек с изображением чашки. Поскольку сначала ребенку сложно выполнить многие из этих упражнений, нужно помогать ему, например, двигая губы руками и т.д., но всегда нужно делать это весело, с позитивным настроем.