+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста

Автор: Меньшикова Кристина Юрьевна

Обследование речи дошкольников и их отбор для логопедических занятий

        Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.

  В первые две недели сентября и последние две недели мая учителя-логопеды проводят комплексное обследование развития детей с речевыми нарушениями. Затем обрабатываются результаты диагностики и приступают к планированию коррекционной работы.
   

  Что входит в логопедическое обследование?

По анамнестическим данным уточняются речевое развитие ребенка от рождения до трех лет, особенности развития  моторных функций, характер манипулятивной и игровой деятельности, наличие навыков самообслуживания

(в cooтношении с возрастными нормами).  

Каждый ребенок обследуется по таким параметрам:

- мелкая моторика

- артикуляционная моторика;
- пространственная ориентировка;
- звукопроизношения;
- фонематические процессы;
- словарный запас;
- грамматический строй речи;
- связная речь;
      Все полученные данные помогают логопеду понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
      По результатам диагностики логопед делает заключение о состоянии речи ребёнка. По показаниям планируется план работы по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных 
логопедических программ.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации к проведению логопедического обследования.

 

Изучение уровня речевой коммуникации

Методические указания:

Для изучения коммуникативных умений детей проводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать свои мысли.

         Исследование состояния восприятия речи проводится в процессе беседы и выполнения специальных заданий (содержащих последовательно данных инструкций, например: «Подойди к шкафу, возьми с нижней полки красный кубик, положи его на стол рядом с карандашами»).

        Исследование зрительного восприятия, пространственного праксиса может проводиться при выполнении следующих заданий:

        -        называние и дифференциация основных цветов и их оттенков;

        -        показ правой, левой руки;

        -        показ предметов впереди, позади, вверху, внизу.        

        

Исследование состояния произвольной моторики включает следующие моменты:

- обследование  произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лба, глаз, щек);

    - обследование речевой моторики (сила, точность, объем,  переключаемость движений губ, языка, щек);

    - состояние отдельных компонентов общей произвольной  моторики: статическая и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений;

- обследование тонкой моторики пальцев рук (качества и степени дифференцированного движения, возможности действий с предметами).

        

Исследование состояния моторики.

        -        Исследование состояния общей моторики проводится в процессе выполнения прыжков на обеих ногах; прыжков (попеременно) на правой, левой ноге; действий с мячом (поймать брошенный мяч, подбросить мяч над головой, поймать).

- Исследование состояния ручной моторики проводится в процессе выполнения заданий на определение:

        а) кинестетической основы движений (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки, обеих рук; одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки, обеих рук; соединить в кольцо большой палец правой

        б) кинетической основы движений (поочерёдное сгибание и разгибание пальцев правой, левой руки, начиная с большого, с мизинца; «пальчики здороваются», одновременное изменение положений кистей рук: одна сжата в кулак, другая – с распрямленными пальцами; «кулак – ребро – ладонь».

 

 

- Обследование тонких движений пальцев рук

Определение качества и степени дифференцированности движений:

1.  Сжать пальцы в кулак.

2.  Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («Пальчики прячутся»).

3.  Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).

- Обследование действий с предметами

1.  Выложить узор мозаики.

2.  Самостоятельно застегнуть пуговицы.

3.  Вычертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради.

4.  Нанизывать на нитку бусинки.

5.  Укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 спичек (палочек).

        -        Исследование состояния артикуляционной моторики проводится при выполнении следующих движений:

        • открыть рот; закрыть рот; попеременно открыть – закрыть рот;

        • «улыбка» с оскалом резцов; попеременно «улыбка» - «хоботок»;

        • высунуть язык, сделать язык широким («лопаткой»), узким («иголочкой»),

        - Исследование работы мышц лицевой мускулатуры производится при выполнении различных мимических движений: надувание щёк, поднимание бровей, нахмуривание бровей поочерёдное зажмуривание глаз, наморщивание носа, поднимание верхней губы.

 

 Изучение состояния звуковой стороны речи.

        При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нарушения произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искажённое, дефектное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласны; в словах – в начале, в конце, в середине; во фразах).

Данные заносятся в таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состояния звукопроизношения

 

 

Звуки

Характер произношения звуков

изолированно

в словах

во фразах

б – п – м

     

в – ф  

     

д – г – н

     

г – к – н

     

й

     

с

     

с′

     

з

     

з′

     

ц

     

ш

     

ж

     

щ

     

ч

     

л

     

л′

     

р

     

р′

     

 

 

При исследовании фонематических функций.