Диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста
Автор: Меньшикова Кристина Юрьевна
Обследование речи дошкольников и их отбор для логопедических занятий
Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.
В первые две недели сентября и последние две недели мая учителя-логопеды проводят комплексное обследование развития детей с речевыми нарушениями. Затем обрабатываются результаты диагностики и приступают к планированию коррекционной работы.
Что входит в логопедическое обследование?
По анамнестическим данным уточняются речевое развитие ребенка от рождения до трех лет, особенности развития моторных функций, характер манипулятивной и игровой деятельности, наличие навыков самообслуживания
(в cooтношении с возрастными нормами).
Каждый ребенок обследуется по таким параметрам:
- мелкая моторика
- артикуляционная моторика;
- пространственная ориентировка;
- звукопроизношения;
- фонематические процессы;
- словарный запас;
- грамматический строй речи;
- связная речь;
Все полученные данные помогают логопеду понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
По результатам диагностики логопед делает заключение о состоянии речи ребёнка. По показаниям планируется план работы по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.
Рекомендации к проведению логопедического обследования.
Изучение уровня речевой коммуникации
Методические указания:
Для изучения коммуникативных умений детей проводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать свои мысли.
Исследование состояния восприятия речи проводится в процессе беседы и выполнения специальных заданий (содержащих последовательно данных инструкций, например: «Подойди к шкафу, возьми с нижней полки красный кубик, положи его на стол рядом с карандашами»).
Исследование зрительного восприятия, пространственного праксиса может проводиться при выполнении следующих заданий:
- называние и дифференциация основных цветов и их оттенков;
- показ правой, левой руки;
- показ предметов впереди, позади, вверху, внизу.
Исследование состояния произвольной моторики включает следующие моменты:
- обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лба, глаз, щек);
- обследование речевой моторики (сила, точность, объем, переключаемость движений губ, языка, щек);
- состояние отдельных компонентов общей произвольной моторики: статическая и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений;
- обследование тонкой моторики пальцев рук (качества и степени дифференцированного движения, возможности действий с предметами).
Исследование состояния моторики.
- Исследование состояния общей моторики проводится в процессе выполнения прыжков на обеих ногах; прыжков (попеременно) на правой, левой ноге; действий с мячом (поймать брошенный мяч, подбросить мяч над головой, поймать).
- Исследование состояния ручной моторики проводится в процессе выполнения заданий на определение:
а) кинестетической основы движений (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки, обеих рук; одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки, обеих рук; соединить в кольцо большой палец правой
б) кинетической основы движений (поочерёдное сгибание и разгибание пальцев правой, левой руки, начиная с большого, с мизинца; «пальчики здороваются», одновременное изменение положений кистей рук: одна сжата в кулак, другая – с распрямленными пальцами; «кулак – ребро – ладонь».
- Обследование тонких движений пальцев рук
Определение качества и степени дифференцированности движений:
1. Сжать пальцы в кулак.
2. Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («Пальчики прячутся»).
3. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).
- Обследование действий с предметами
1. Выложить узор мозаики.
2. Самостоятельно застегнуть пуговицы.
3. Вычертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради.
4. Нанизывать на нитку бусинки.
5. Укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 спичек (палочек).
- Исследование состояния артикуляционной моторики проводится при выполнении следующих движений:
• открыть рот; закрыть рот; попеременно открыть – закрыть рот;
• «улыбка» с оскалом резцов; попеременно «улыбка» - «хоботок»;
• высунуть язык, сделать язык широким («лопаткой»), узким («иголочкой»),
- Исследование работы мышц лицевой мускулатуры производится при выполнении различных мимических движений: надувание щёк, поднимание бровей, нахмуривание бровей поочерёдное зажмуривание глаз, наморщивание носа, поднимание верхней губы.
Изучение состояния звуковой стороны речи.
При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нарушения произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искажённое, дефектное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласны; в словах – в начале, в конце, в середине; во фразах).
Данные заносятся в таблицу.
Состояния звукопроизношения
Звуки |
Характер произношения звуков |
||
изолированно |
в словах |
во фразах |
|
б – п – м |
|||
в – ф |
|||
д – г – н |
|||
г – к – н |
|||
й |
|||
с |
|||
с′ |
|||
з |
|||
з′ |
|||
ц |
|||
ш |
|||
ж |
|||
щ |
|||
ч |
|||
л |
|||
л′ |
|||
р |
|||
р′ |
При исследовании фонематических функций.