Интеллектуально-развлекательная программа "День Рождения буквы Ё
Автор: Томишина Алёна Юрьевна
«День буквы «Ё»
интеллектуально-развлекательная программа
Цель: создать условия для радостного настроения у детей от интеллектуально-игровой деятельности.
Задачи:
-Закрепить и обобщить знания детей о букве русского алфавита, умение использовать полученные знания на практике;
-Развивать память, мышление, воображение, быстроту реакции, творческие способности;
-Воспитывать чувство гордости и уважения к своему языку, умение работать в команде.
Предварительная работа:
-Найти и выучить загадки про ёжика.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, презентация «День буквы Ё», столы, стулья для команд, карточки артикуляционной гимнастики, ватманы и маркеры, магниты, 2 мольберта, 2 конверта с 10 красными квадратами.
Ход:
Слайд №1: День буквы Ё. Интеллектуально-развлекательная программа.
Слайд №2: Вступительное слово. «Родители» буквы Ё.
-Сегодня, мы отмечаем праздник, день рождения буквы Ё. 29 ноября, ей исполнилось 232 года. Тем не менее, она — самая молодая буква русского алфавита. А было это в далеком 1783 году 29 ноября, в доме директора Петербургской академии наук княгини Екатерины Романовны Дашковой, состоялось одно из первых заседаний недавно созданной Академии Российской словесности. Обсуждался проект полного толкового Славяно-российского словаря. Академики уже было собирались расходиться по домам, когда Е.Р. Дашкова спросила у присутствующих, сможет ли кто-нибудь написать слово «ёлка». Академики решили, что княгиня шутит, но та, написав произнесённое ею слово «ioлка», спросила, правомерно ли изображать один звук двумя буквами? И не лучше ли ввести новую букву — букву «ё»? 29 ноября 1783 года общее собрание Петербургской АН утвердило предложение княгини Е.Р. Дашковой о замене сочетания «io» на букву — «ё».
Слайд №3:
-Эту идею княгини поддержали ведущие деятели культуры того времени, которые первыми стали использовать «ё» в своей личной переписке и печатных изданиях. Однако по-настоящему известной буква «ё» стала благодаря Николаю Михайловичу Карамзину крупнейшему русскому литератору, который в 1797 году при подготовке в печать одного из своих стихотворений заменил две буквы в слове «слiозы» на одну – «ё». Так, с лёгкой руки Карамзина, буква «ё» вошла в состав русского алфавита.
Слайд № 4: Конкурсная программа
-А мы начинаем нашу конкурсную программу, в которой участвует две команды, названия мы узнаем в конкурсе «Визитная карточка», а пока я хочу представить вам наше компетентное жюри.
Слайд № 5: Конкурс «Визитные карточки»
-Конкурсная программа начинается с представления команд.
Слайд №6: Конкурс «Болталочка» (артикуляционная гимнастика)
-Чтобы со всеми испытаниями справиться, нужно подготовить артикуляционный аппарат к работе и поможет нам в этом артикуляционная гимнастика.
-На столе карточки артикуляционной гимнастики. Каждый участник команды берет по одной карточке и выполняет упражнение. Побеждает команда, показавшая большее количество правильного выполнения упражнений артикуляционной гимнастики.
Слайд№ 7: Конкурс изобретателей «Паспорт буквы Ё».
-У каждого из нас с рождения есть документ свидетельство о рождении, затем у каждого появляется паспорт, документ, удостоверяющий личность. Я предлагаю и нашей имениннице выдать документ – паспорт.
Ведущий раздает командам конверты. В них строительный материал – 10 квадратов. Задача: на листе бумаги с помощью клея из квадратов «изобрести» — построить букву «Ё». Побеждает команда, которая быстрее других справится с заданием (каждый участник наклеивает по одному квадрату).
Слайд№ 8: Конкурс «Слухачи».
-Проверим, послушны ли ваши ушы.
Ведущий читает сказку Г.Юдина «Ёжик и ёршик». Дети слушают сказку, затем по очереди называют слова с «ё». У кого их будет больше, тот и победил.
Ёжик и ёршик
Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится.
— Мам! Что это мы всё спим да спим… можно, я схожу к своему другу ёршику?
— Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи!
Лежал-лежал ёжик, ёрзал-ёрзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым-бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!
— Ой, как здорово! А ёршик-то сидит в реке, ничего этого не видит!
Прибежал к реке, а вместо реки — один лёд, и прорубь посередине.
— Ёрш, а ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш!
Долго звал ёжик, замёрз весь. Наконец выплыл заспанный ёрш:
— Ну, чего кричишь, спать не даёшь?
— А разве вы тоже спите?
— Ещё как. До самой весны. Шёл бы и ты, а?
Затрусил ёжик домой, в тёплую нору. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть, и залёг спать до весны.
Слайд№9: Конкурс капитанов «Портрет буквы Ё».
-На мольбертах листы А3 со схематичным изображением буквы Ё и стаканы с разноцветными маркерами. Побеждает тот, кто в течении 30 секунд, дорисует оригинальные, необычные элементы к портрету буквы «Ё»
Слайд№10: «Немного истории. Памятник букве Ё».
-В Ульяновске, 4 сентября 2005 года был открыт памятник букве Ё. Автором памятника, стал ульяновский художник Александр Зинин. К назначенному времени художник не получил заказанный красный гранит, и пришлось выполнить памятник из чёрного гранита, но в последствии, 3 ноября 2005 года памятник был изготовлен и занял своё место в соответствии с первоначальным замыслом. Высота памятника 2,05 метра. Масса — более трёх тонн.
Слайд№11: Конкурс загадок про ёжика. (домашнее задание).
-В этом конкурсе побеждает та команда, которая представит на суд жюри большее количество загадок про ёжика. За каждую загадку команда получает яблочко.
Слайд №12: Подведение итогов.
Награждение команд.