+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Педагогическое взаимодействие учителя-логопеда с педагогами образовательного учреждения

Автор: Константинова Альбина Егоровна

Коррекция разных нарушений развития у школьников с ОВЗ, формирование их готовности к школе, социализации возможны только при организации личностно-ориентированного взаимодействия всех участников коррекционно-образовательной деятельности на интегративной основе.

Важной задачей сотрудничества учителя-логопеда и классного руководителя является повышение результативности коррекционно-образовательной деятельности. Взаимодействие специалистов в формате мастер-класса может показать приемы коррекционной логопедической деятельности.

Формы взаимодействия учителя-логопеда и классного руководителя могут быть совершенно разными. Это ежедневные педагогические пятиминутки, семинары-практикумы, консультации, круглые столы; внутренние консилиумы.

 Ежедневные педагогические пятиминутки – самая частая и насыщенная форма сотрудничества. Традиционно педагогические пятиминутки осуществляются в течение дня в то время, когда учитель-логопед закончил с детьми индивидуально-групповые логопедические занятия.

Учитель-логопед сообщает классному руководителю об успехах или неудачах ребёнка в процессе логопедического занятия. Дает короткие рекомендации и советы, как закрепить успех или как преодолеть неудачу. Классный руководитель, в свою очередь, может раскрыть секрет состояния ребёнка на данный момент.

Таким образом, идёт обмен информацией, которой владеет классный руководитель и учитель-логопед.

Условия эффективного сотрудничества классного руководителя и учителя-логопеда: установить партнерские отношения в ходе психолого-педагогического сопровождения ребёнка; учитель должен принимать помощь учителя-логопеда, доверять ему, а учитель-логопед помогает учителю занять активную позицию в решении учебной проблемы ребёнка; учитель-логопед должен хорошо знать содержание учебных программ, по которым обучаются школьники, чтобы на своих занятиях учитывать уровень программных требований; учитель осваивает логопедические приёмы, чтобы его работа становилась более квалифицированной и эффективной; в процессе взаимодействия происходит обмен опытом, взаимное обогащение.

Формами сотрудничества классного руководителя и учителя-логопеда являются консультации, которые посвящены анализу и обобщению проблемам в учебе детей. Они совместно разрабатывают программа и выбирают средств реализации данных программ индивидуального сопровождения каждого обучающегося с нарушениями речи. Также это могут быть индивидуальные беседы в рабочем порядке; тематические консультации; круглые столы и семинары для педагогов, которые проводит учитель-логопед; взаимопосещение логопедических занятий и уроков.

Взаимодействие классного руководителя с логопедом начинается еще с совместной диагностики детей, поступивших в школу. В сентябре учитель-логопед проводит первичную диагностику устной и письменной речи обучающихся. На каждого ребенка заполняется протокол обследования, составляются итоговые таблицы по классам. С результатами диагностики знакомят классного руководителя и родителей.

Учитель-логопед, классный руководитель и родители обладают общей целью, однако различаются подходы к ее достижению. Основные принципы работы можно сформулировать следующим образом:

1. Сотрудничество: учитель-логопед рассматривает родителей как равноправных партнеров в процессе коррекционной работы, включая сотрудничество с классным руководителем.

2. Индивидуализация: ориентирование на культурный и образовательный уровень семьи, стиль воспитания, тип взаимоотношений в семье, а также учет заинтересованности и понимания родителей относительно проблемы их ребенка (возможно организация тематических классных часов с привлечением специалистов).

3. Непрерывность и эффективность обратной связи: обеспечение логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье; при необходимости классный руководитель напоминает о задачах и целях работы.

4. Комплексность: сотрудничество учителя-логопеда с другими специалистами (врачами, психологами) для координации действий.

Воплощение данных принципов позволит создать эффективную систему сотрудничества между учителем-логопедом, классным руководителем и родителями, что способствует успешному решению задач и проблем в образовательном процессе ребенка.

Проводится еще одна встреча, в ходе которой формируется список детей, которые будут посещать логопедические занятия, устанавливаются общие требования к учащимся, а также обсуждается план коррекционной работы.

Классный руководитель оказывает значительную помощь в решении организационных вопросов, таких как согласование расписания занятий с родителями и контроль посещаемости. Он также активно сотрудничает с семьями учащихся, формируя серьезное и ответственное отношение к логопедическим занятиям.

На последующих рабочих встречах обсуждаются конкретные учебные проблемы учеников и способы их преодоления. Для выявления учебных трудностей используется определенная схема диагностики, которая позволяет наиболее точно определить проблему и найти эффективные пути ее решения.

Для своевременного выявления трудностей у детей в обучении требуется постоянный мониторинг. В начале года совместно с классными руководителями проводится исследование языкового анализа и синтеза с помощью бланковой методики.

В феврале учитель-логопед проводит комплексную письменную работу во всех классах с целью оценить уровень владения учениками навыками письма, выявить тех, кто испытывает трудности в письме и чтении, и определить характер и степень ошибок. В мае проводится еще одна письменная работа, чтобы оценить прогресс в овладении учениками навыками письма и выявить наличие специфических нарушений письма. Проверка навыков письма осуществляется через слуховой диктант и списывание с рукописного текста. Объем заданий уменьшен, чтобы учащимся хватило одного урока для выполнения работы.

В процессе обсуждения письменных работ обсуждается возможность использования специальных подходов и приемов на уроках, которые помогут улучшить обучение учеников с трудностями в письме и чтении. Ученикам также предоставляется логопедическая помощь непосредственно на уроке, что облегчает усвоение учебного материала. Обсуждение результатов логопедической работы позволяет вносить своевременные изменения в коррекционную работу с учениками.

Эффективность сотрудничества классного руководителя и учителя-логопеда определяется наличием реальных учебных достижений учеников и положительной динамикой успеваемости.

Тесное взаимодействие классного руководителя и учителя-логопеда поможет ученикам с нарушениями письменной речи успешно преодолеть трудности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Велиева, С. В. Возрастные особенности смысловой регуляции психических состояний в образовательном процессе / С. В. Велиева. – Чебоксары, 2023.

2. Велиева, С. В. Роль профессиональной мотивации начинающих психологов и педагогов / С. В. Велиева // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных и научно-методических статей, 2023. – С. 1018-1024.  

3. Велиева, С. В. Влияние метаязыка и психических состояний взрослых на развитие детей и подростков / С. В. Велиева // Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы: сборник материалов IV Всероссийской научной конференции с международным участием. – Казань, 2023. – С. 162–164.