+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие межполушарного взаимодействия у детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) и умственной отсталостью

Автор: Шестакова Екатерина Геннадьевна

Развитие согласованной деятельности левого и правого отделов мозга играет ключевую роль в развитии детей с умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями речи. Это способствует улучшению речевых навыков, концентрации внимания и способности к запоминанию, что, в свою очередь, повышает эффективность обучения и облегчает развитие коммуникационных навыков у детей.

Межполушарное взаимодействие представляет собой скоординированную работу обоих полушарий мозга, обеспечивающую улучшение речевой функции, эффективное восприятие и сохранение информации, а также развитие мыслительных процессов и координации движений.

Дети с умственной отсталостью и тяжёлыми нарушениями речи сталкиваются со значительными трудностями как в речевом, так и в когнитивном развитии, что проявляется в нарушениях произношения, затруднениях в понимании обращённой речи и построении грамматически правильных предложений. Нарушение координации движений и слабая межполушарная связь затрудняют выполнение точных и координированных движений, что негативно сказывается на развитии речи и процессе обучения.

Для стимуляции межполушарного взаимодействия и развития речевых навыков у детей с умственной отсталостью рекомендуется использовать простые и доступные методы, такие как двигательные упражнения, ритмические задания, арт-терапия и тактильная стимуляция.

1. Двигательные упражнения

•      Ползание по полу вперед и назад, используя руки и ноги.

•      Ловля и бросание мягкого мяча обеими руками по очереди и вместе.

•      Разминка для пальцев: сгибайте и разгибайте пальцы по очереди.

•      Перебирание мелких предметов (бусины, крупа) между ладонями двумя руками.

 2. Ритмические упражнения

•      Хлопки и топание в такт простой музыке или стихам.

•      Поочерёдное постукивание пальцами левой и правой руки, проговаривая слоги.

•      Повторение простых ритмических движений руками.

3. Арт-терапия

•      Рисование пальцами на песке, используя обе руки одновременно.

•      Раскрашивание картинки, стараясь использовать обе руки.

•      Лепка из пластилина шара и соединение их двуручно.

4. Массаж и сенсорика

•      Пальчиковый массаж каждой руки по очереди.

•      Игра с материалами разной текстуры: ткань, губка, щётка.

•      Самомассаж ладоней и кистей с помощью мягких шариков.

 

Рекомендации для занятий:

Использовать яркие материалы, адаптировать упражнения под внимательность, регулярно менять занятия, привлекать родителей к повторению упражнений дома.

Развитие межполушарного взаимодействия – важный аспект коррекционной работы, улучшает речевые и познавательные способности ребенка, а также адаптацию в обществе.