Развитие межполушарного взаимодействия у детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) и умственной отсталостью
Автор: Шестакова Екатерина Геннадьевна
Развитие согласованной деятельности левого и правого отделов мозга играет ключевую роль в развитии детей с умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями речи. Это способствует улучшению речевых навыков, концентрации внимания и способности к запоминанию, что, в свою очередь, повышает эффективность обучения и облегчает развитие коммуникационных навыков у детей.
Межполушарное взаимодействие представляет собой скоординированную работу обоих полушарий мозга, обеспечивающую улучшение речевой функции, эффективное восприятие и сохранение информации, а также развитие мыслительных процессов и координации движений.
Дети с умственной отсталостью и тяжёлыми нарушениями речи сталкиваются со значительными трудностями как в речевом, так и в когнитивном развитии, что проявляется в нарушениях произношения, затруднениях в понимании обращённой речи и построении грамматически правильных предложений. Нарушение координации движений и слабая межполушарная связь затрудняют выполнение точных и координированных движений, что негативно сказывается на развитии речи и процессе обучения.
Для стимуляции межполушарного взаимодействия и развития речевых навыков у детей с умственной отсталостью рекомендуется использовать простые и доступные методы, такие как двигательные упражнения, ритмические задания, арт-терапия и тактильная стимуляция.
1. Двигательные упражнения
• Ползание по полу вперед и назад, используя руки и ноги.
• Ловля и бросание мягкого мяча обеими руками по очереди и вместе.
• Разминка для пальцев: сгибайте и разгибайте пальцы по очереди.
• Перебирание мелких предметов (бусины, крупа) между ладонями двумя руками.
2. Ритмические упражнения
• Хлопки и топание в такт простой музыке или стихам.
• Поочерёдное постукивание пальцами левой и правой руки, проговаривая слоги.
• Повторение простых ритмических движений руками.
3. Арт-терапия
• Рисование пальцами на песке, используя обе руки одновременно.
• Раскрашивание картинки, стараясь использовать обе руки.
• Лепка из пластилина шара и соединение их двуручно.
4. Массаж и сенсорика
• Пальчиковый массаж каждой руки по очереди.
• Игра с материалами разной текстуры: ткань, губка, щётка.
• Самомассаж ладоней и кистей с помощью мягких шариков.
Рекомендации для занятий:
Использовать яркие материалы, адаптировать упражнения под внимательность, регулярно менять занятия, привлекать родителей к повторению упражнений дома.
Развитие межполушарного взаимодействия – важный аспект коррекционной работы, улучшает речевые и познавательные способности ребенка, а также адаптацию в обществе.