+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Виды альтернативной коммуникации для детей с расстройством аутистического спектра

Автор: Думикян Евгения Владимировна

Аутизм является сложным расстройством, которое затрагивает различные аспекты жизни ребенка. Дети с РАС могут испытывать значительные трудности в общении, что может приводить к фрустрации как у них самих, так и у окружающих. Альтернативная коммуникация охватывает широкий спектр методов и технологий, которые могут помочь детям с РАС наладить общение и взаимодействие с окружающим миром.

Виды альтернативной коммуникации

 

1. Жестовая коммуникация

 

Жестовая коммуникация включает в себя использование жестов, мимики и телесных движений для передачи информации. Это может быть как естественная жестовая система, так и специально разработанные жестовые языки, такие как Тактильный жестовый язык (Tactile Sign Language). Жесты могут быть особенно полезны для детей, которые не могут или не хотят говорить.

2. Символы и пиктограммы

 

Использование символов и пиктограмм — один из наиболее распространенных методов альтернативной коммуникации. Дети могут использовать изображения для обозначения объектов, действий или эмоций. Системы, такие как PECS (Picture Exchange Communication System), позволяют детям обмениваться картинками для выражения своих потребностей и желаний.

3. Технологические решения

 

С развитием технологий появились различные устройства и приложения, которые поддерживают альтернативную коммуникацию. Это могут быть планшеты и смартфоны с установленными приложениями для коммуникации, такие как Proloquo2Go или TouchChat. Эти приложения позволяют детям создавать предложения, используя изображения и текст.

4. Специальные устройства для голосовой вывода

 

Устройства для голосовой вывода (AAC) предоставляют возможность преобразовывать текст или символы в речь. Это может быть полезно для детей, которые имеют ограниченные возможности вербальной речи. Такие устройства могут быть как портативными, так и стационарными.

5. Коммуникационные доски

 

Коммуникационные доски представляют собой простые инструменты, на которых размещены изображения, слова или символы. Дети могут указывать на нужные элементы, чтобы выразить свои мысли. Эти доски могут быть адаптированы под индивидуальные потребности ребенка.

 

Альтернативная коммуникация играет ключевую роль в поддержке детей с расстройством аутистического спектра. Выбор подходящего метода зависит от индивидуальных потребностей и возможностей ребенка. Важно, чтобы родители, педагоги и специалисты работали в тесном сотрудничестве для выбора наиболее эффективных инструментов коммуникации. Развитие навыков общения у детей с РАС способствует их социальной интеграции и улучшению качества жизни.

 

Литература

 

1. American Speech-Language-Hearing Association (ASHA). (2020). Augmentative and Alternative Communication.

2. Bondy, A.,  Frost, L. (2001). The Picture Exchange Communication System.

3. Schlosser, R. W.,  Koul, R. (2004). The Effectiveness of Augmentative and Alternative Communication Intervention for Individuals with Autism Spectrum Disorders: A Review of the Literature.

4. Tager-Flusberg, H.,  Kasari, C. (2013). Minimally Verbal Children with Autism Spectrum Disorder: The Neglected End of the Spectrum.