Конспект по формированию у детей с ТМНР навыков общения с помощью средств АДК "Путешествие в страну общения
Автор: Грачева Екатерина Валентиновна
ГКОУ КШ №8
Занятие по АДК
«Путешествие в страну общения»
Учитель-логопед:
Грачева Е.В.
г. Арзамас
2025 год
Задачи: Ознакомление детей с невербальными средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями и др.); Формирование знаний о вербальном общении (с помощью слов, используя интонацию); Развитие коммуникативных способностей детей, их мимических и пантомимических навыков; Формирование правильной осанки.
Литературный ряд: Поговорка, физкультминутка.
Словарный ряд: Общение, мимика, жест, информация.
Материал: игрушка «Дракоша», картинки со схематическими изображениями эмоций, картинки-схемы приветствий, игра «Эмоции», картинки с изображением животных (отгадки на загадки), массажный мячик, музыкальные инструменты.
- Здравствуйте, ребята. (логопед здоровается с детьми игрушкой «Дракоша»). Ребята, давайте поздороваемся друг с другом по-разному – со словами и без слов (логопед показывает картинки «Приветствия»). Молодцы, ребята!
- Сегодня мы поговорим о способах общения. Как вы думаете, что такое общение? ( общение – это передача информации от одних людей другим).
- Люди общаются, чтобы передавать знания, опыт друг другу. Вспомним
стихотворение:
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было все понятно.
- Кто запомнил, почему нужно правильно общаться? (Чтобы людям было хорошо, удобно и приятно общаться).
- Молодцы! А какими способами люди могут общаться? (Словами, жестами).
Общение с помощью слов.
- Общаясь с помощью слов и объединяя их в предложения, мы получаем информацию о предмете: какой он, где находится, что делает. Например: «Жили в лесу три медведя». – О ком идет речь в этом предложении? (О медведях).
- Сколько их и где они живут? (В предложении говорится о трех медведях. Они живут в лесу).
- Вот сколько информации мы получили из одного короткого предложения из пяти слов.
Показ на примере детей.
- У Никиты красивые глаза. (Про кого я сказала сейчас? Что красивое у Никиты? Покажи, где у тебя глаза?).
Жесты.
- Мы рассмотрели несколько вариантов общения с помощью слов. Но общаться можно и с помощью жестов. Жест- это движение рук, тела, головы. Жесты помогают общению словами и даже нередко заменяют их. Некоторые из них могут иметь разные значения в зависимости от ситуации и целей общения.
- Как вы думаете, что обозначает такой жест: «Человек машет рукой».
(Прощание, Подождите, Я здесь).
- Ребята, давайте скажем словами и покажем жестом: «Я», «Там», «До свидания», «Пока», «Иди сюда», «Нельзя», «Нет», «Да».
(Дети говорят и показывают).
- А теперь догадайтесь, какой жест я изобразила? (Изображаю жестом «Я вас люблю», «Молодцы»).
(Дети высказывают предположения).
- Молодцы! Я рада, что мы с вами друг друга поняли, мне было приятно с вами общаться.
Физкультминутка «Вот так!».
- Давайте поиграем в игру «Вот так». На каждый мой вопрос отвечайте громко: «Вот так» и жестом показывайте нужные движения. Например: Как живешь?- Вот так! И показываем большой палец.
( Дети отвечают на вопросы педагога и показывают жестами).
-Как поешь ?
- Как бежишь?
- Вдаль глядишь?
- Как плыл?
- Как спал?
- Как на дудочке играл? (тууууу)
- А на танцах танцевал? (под музыку).
- Молодцы, отлично потанцевали! Все запомнили, что такое жест? (Это движение рук, тела, головы).
Мимика.
- Кроме общения с помощью слов и жестов люди могут общаться, используя мимику, которая передает настроение человека даже тогда, когда он молчит.
- Когда вы приходите в школу, иногда учитель спрашивает: «Что случилось, почему ты такой грустный?». Как же он догадался о вашем настроении, если вы не сказали еще ни слова.
(Увидел грустное лицо).
- Мимика – это движение мышц лица, выражающее настроение, внутреннее состояние человека. С помощью мимики мы передаем радость, удивление и другие эмоции.
- Как вы думаете какие еще эмоции можно выразить с помощью мимики? (Ответы детей).
Игра «Угадай эмоции».
- На столе картинкой вниз выкладываются схематические изображения эмоций: горе, радость, испуг, досада, гнев, обида, удивление. Дети угадывают эмоцию и изображают ее с помощью мимики и голосовых интонаций.
Подвижная игра: «Угадай загадку, покажи отгадку».
- А теперь я буду загадывать загадки, а вы, не называя отгадку, будете показывать ее с помощью движений, мимики и звуков:
1.В будке живёт, кости грызёт,
Лает и кусается — как называется? (Собака)
2. Хвост узорами, сапоги со шпорами, раньше всех встает, голосисто поет. (Петух).
3.Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк).
4. Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, но с водой не знается. (Кошка).
5. Косолапый и большой, спит в берлоге он зимой. (Медведь)
6. Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
Музыкальная игра в кругу «Мячик катится по кругу».
Участники круга передают по кругу в руки мячик, ведущий (логопед) проговаривает текст. У кого в руках оказался кубик, выбирает музыкальный инструмент и играет на нем. Игра повторяется пока все участники не сыграют на муз. инструменте.
Мячик катится по кругу
Передай - ка мячик другу
Мячик хочет рассказать
На чем тебе сейчас играть.
- Молодцы! Сегодня мы с вами вспомнили и узнали, как люди могут общаться между собой.
- Давайте еще раз назовем эти способы общения. ( Люди могут общаться с помощью мимики, жестов, слов).
- Правильно! Но это конечно же далеко не все способы общения. О других способах передачи информации мы поговорим в следующий раз.
- А теперь догадайтесь, что я вам хочу сказать? (Показываю мимикой и жестами «Вы -молодцы», «Я вас люблю», «До свидания».