+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект по формированию у детей с ТМНР навыков общения с помощью средств АДК "Путешествие в страну общения

Автор: Грачева Екатерина Валентиновна

ГКОУ КШ №8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие по АДК

«Путешествие в страну общения»

 

 

 

 

 

                                                                  

 

 

 

 

 

                                                  

                                                                                                           Учитель-логопед:

Грачева Е.В.                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Арзамас

2025 год

 

Задачи: Ознакомление детей с невербальными средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями и др.); Формирование знаний о вербальном общении (с помощью слов, используя интонацию); Развитие коммуникативных способностей детей, их мимических и пантомимических навыков; Формирование правильной осанки.

Литературный ряд: Поговорка, физкультминутка.

Словарный ряд: Общение, мимика, жест, информация.

 

Материал: игрушка «Дракоша», картинки со схематическими изображениями эмоций, картинки-схемы приветствий, игра «Эмоции», картинки с изображением животных (отгадки на загадки), массажный мячик, музыкальные инструменты.

 

 

 

- Здравствуйте, ребята. (логопед здоровается с детьми игрушкой «Дракоша»). Ребята, давайте поздороваемся друг с другом по-разному – со словами и без слов (логопед показывает картинки «Приветствия»). Молодцы, ребята!

- Сегодня мы поговорим о способах общения. Как вы думаете, что такое общение? ( общение – это передача информации от одних людей другим).

- Люди общаются, чтобы передавать знания, опыт друг другу. Вспомним

стихотворение:

 

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Все правильно и внятно, чтоб было все понятно.

 

- Кто запомнил,  почему нужно правильно общаться? (Чтобы людям было хорошо, удобно и приятно общаться).

- Молодцы! А какими способами люди могут общаться? (Словами, жестами).

 

Общение с помощью слов.

 

- Общаясь с помощью слов и объединяя их в предложения, мы получаем информацию о предмете: какой он, где находится, что делает. Например: «Жили в лесу три медведя». – О ком идет речь в этом предложении? (О медведях).

- Сколько их и где они живут? (В предложении говорится о трех медведях. Они живут в лесу).

- Вот сколько информации мы получили из одного короткого предложения из пяти слов.

Показ на примере детей.

- У Никиты красивые глаза. (Про кого я сказала сейчас? Что красивое у Никиты? Покажи, где у тебя глаза?).

 

Жесты.

 

- Мы рассмотрели несколько вариантов общения с помощью слов. Но общаться можно  и с помощью жестов. Жест- это движение рук, тела, головы. Жесты помогают общению словами и даже нередко заменяют их. Некоторые из них могут иметь разные значения в зависимости от ситуации и целей общения.

- Как вы думаете, что обозначает такой жест: «Человек машет рукой».

(Прощание, Подождите, Я здесь).

- Ребята, давайте скажем словами и покажем жестом: «Я», «Там», «До свидания», «Пока», «Иди сюда», «Нельзя», «Нет», «Да».

 (Дети говорят и показывают).

- А теперь догадайтесь, какой жест я изобразила? (Изображаю жестом «Я вас люблю», «Молодцы»).

(Дети высказывают предположения).

- Молодцы! Я рада, что мы с вами друг друга поняли, мне было приятно с вами общаться.

 

Физкультминутка «Вот так!».

 

 

- Давайте поиграем в игру «Вот так». На каждый мой вопрос отвечайте громко: «Вот так» и жестом показывайте нужные движения. Например: Как живешь?- Вот так! И показываем большой палец.

( Дети отвечают на вопросы педагога и показывают жестами).

-Как поешь ?

- Как бежишь?

- Вдаль глядишь?

- Как плыл?

- Как  спал?

- Как на дудочке играл? (тууууу)

- А на танцах танцевал? (под музыку).

- Молодцы, отлично потанцевали! Все запомнили, что такое жест? (Это движение рук, тела, головы).

 

Мимика.

 

- Кроме общения с помощью слов и жестов люди могут общаться, используя мимику, которая передает настроение человека даже тогда, когда он молчит.

- Когда вы приходите в школу, иногда учитель спрашивает: «Что случилось, почему ты такой грустный?». Как же он догадался о вашем настроении, если вы не сказали еще ни слова.

(Увидел грустное лицо).

- Мимика – это движение мышц лица, выражающее настроение, внутреннее состояние человека. С помощью мимики мы передаем радость, удивление и другие эмоции.

- Как вы думаете какие еще эмоции можно выразить с помощью мимики? (Ответы детей).

Игра «Угадай эмоции».

- На столе картинкой вниз выкладываются схематические изображения эмоций: горе, радость, испуг, досада, гнев, обида, удивление. Дети угадывают эмоцию и изображают ее с помощью мимики и голосовых интонаций.

 

Подвижная игра: «Угадай загадку, покажи отгадку».

- А теперь я буду загадывать загадки, а вы, не называя отгадку, будете показывать ее с помощью движений, мимики и звуков:

1.В будке живёт, кости грызёт,
Лает и кусается — как называется?  (Собака)

2. Хвост узорами, сапоги со шпорами, раньше всех встает, голосисто поет. (Петух).

3.Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк).

4. Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, но с водой не знается. (Кошка).

5. Косолапый и большой, спит в берлоге он зимой. (Медведь)

6. Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

 

 

 

Музыкальная игра в кругу «Мячик катится по кругу».

Участники круга передают по кругу в руки мячик, ведущий (логопед) проговаривает текст. У кого в руках оказался кубик, выбирает музыкальный инструмент и играет на нем. Игра повторяется пока все участники не сыграют на муз. инструменте.

Мячик катится по кругу

Передай - ка мячик другу

Мячик хочет рассказать

На чем тебе сейчас играть.

 

- Молодцы! Сегодня мы с вами вспомнили и узнали, как люди могут общаться между собой.

- Давайте еще раз назовем эти способы общения. ( Люди могут общаться с помощью мимики, жестов, слов).

- Правильно! Но это конечно же далеко не все способы общения. О других способах передачи информации мы поговорим в следующий раз.

- А теперь догадайтесь, что я вам хочу сказать? (Показываю мимикой и жестами «Вы -молодцы», «Я вас люблю», «До свидания».