+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Методика словарной работы с умственно отсталыми учащимися

Автор: Сивцова Елизавета Юрьевна

Значение словарной работы в общеобразовательной организации, реализующей АООП для обучающихся с умственной отсталостью

Одна из основных задач учителя русского языка состоит в том, чтобы сформировать орфографическую грамотность учащихся и их речевое развитие. Формировать навыки практического владения языком, т.е. умения правильно говорить и писать в соответствии с нормами современного русского языка, поскольку владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта аномального ребёнка в обществе. Коррекционные школы,  как и общеобразовательные, призваны развивать эти способности, чтобы дети с ОВЗ сумели адаптироваться и реализовать свои возможности в современном мире. 

 

 Учитывая особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта, работа по развитию речи, привитию коммуникативных навыков ведётся по следующим направлениям:

1. Развитие фонематического слуха.

2. Усвоение программного  минимума словарных слов: в лексическом, орфографическом и орфоэпическом плане. Т.е. дети должны запомнить значение слова, его правописание и норму литературного  произношения, чтобы свободно употреблять данное слово  в коммуникативных отношениях.

3. Обогащение словарного  запаса за счёт новых слов, встречающихся в письменных и устных упражнениях по русскому языку и текстах изучаемых литературных произведений по чтению: контекстное понимание значения слова и работа со сносками.

4. Развитие связной  письменной и устной речи для   использования  в различных коммуникативных  ситуациях.

 

Особенности словаря:

По данным В. Г. Петровой, школьники  не знают названий многих предметов, которые их окружают, особенно названий отдельных частей предметов (удочка – поплавок, книжка - переплёт, окно -  подоконник).

В словаре умственно отсталых детей нередко отсутствуют слова с отвлечённым значением, которые не так часто встречаются в разговорной речи: чудеса, победа, мечтать и другие.

В активном словаре отсутствуют многие глаголы, обозначающие способы передвижения животных (скачет, ползает, летает.)

Дети с интеллектуальными нарушениями употребляют лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предмета: цвет (красный, синий, зеленый), величину (большой, маленький), вкус (сладкий, горький, вкусный).Противопоставления же по признакам «длинный — короткий», «толстый — тонкий» и т. д. используются очень редко.

По данным Н. В. Тарасенко, школьники редко употребляют прилагательные, обозначающие внутренние качества человека. Количество наречий в словаре весьма ограничено (здесь, там, туда, потом).

Встречается неточное употребление слов, что приводит к неправильному построению предложений, речи в целом.

  Отмечается замедление темпа формирования и качественное своеобразие структуры значения слова, длительное время преобладает «предметная соотнесённость» слова, когда оно является лишь обозначением конкретного предмета. Многие слова так и не становятся понятиями.

 Все отмеченные недостатки в лексике умственно отсталых детей затрудняют понимание обращенной к нему речи и осложняют построение собственных высказываний.

В педагогической деятельности необходимо:

- знакомить с предметами и явлениями окружающей действительности, расширение круга представлений;

- активизировать речевую деятельность, опираясь на знания и житейский опыт детей;

- на уроках создавать для каждого ученика ситуацию успеха, уверенности в себе;

- развивать духовную культуру ребёнка, воспитывать у него интерес и мотивацию к изучению родного языка.

 

Дидактические требования к словарной работе в общеобразовательной организации, реализующей АООП для обучающихся с умственной отсталостью

1. Необходимо выдерживать дозировку слов на единицу учебного времени.
2. Работа над словарным словом должна быть тесно связана с работой над фонетической, грамматической, лексической  и другими сторонами языка.
3. Необходимо стремиться к контекстному объяснения новых слов. Процесс запоминания слов значительно эффективней, если слова включены в предложение.
4. Объяснение значения слова – это первый этап работы над словом. Для его введения в речь  необходима система упражнений, направленная на повторение слова, включение его в различные контексты.
5. Процесс презентации словарных слов должен опираться на работу всех анализаторов.
6. При активизации слов  важно соблюдать естественность условий. Предложения, которые составляют ученики, должны отражать либо содержание читаемого текста, либо ситуацию, которую задаёт учитель..

    Таким образом, словарная работа – это систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа.

 

Методические рекомендации по содержанию, формам и методам изучения словарных слов на уроках русского языка в общеобразовательной организации, реализующей АООП для обучающихся с умственной отсталостью

Традиционно в словарно-орфографической работе в общеобразовательной организации, реализующей АООП для обучающихся с умственной отсталостью выделяются следующие составные части:

1. Учитель записывает слово, подлежащее изучению на доске.
2. Вставка слова в классное наборное полотно.
3. Чтение слова учителем.
4. Объяснение значения слова (учителем или детьми).
5. Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).
6. Заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом).
7. Запись слова в орфографический словарик.
8. Задание на дом – выучить написание слова.

Работа со словами с непроверяемыми написаниями  складывается из следующих компонентов:

1. Первоначальное знакомство со словами.

2. Упражнения, направленные на запоминание зрительно-графического образа слова.

3. Проверка знаний учащихся.

 

В ходе проведения словарной работы можно использовать следующие приёмы:

1. Загадки (ответы загадок являются словарными словами).
2. Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).
3. Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).
4. Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске).
5. Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к теме «Огород» или «Школа» и т.п.)
6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
7. Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов).
8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).
11. Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).
12. Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву З, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой).
13. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
• по родам;
• по числам;
• по склонениям; с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
• с непроверяемой и проверяемой гласной;
• одушевленные или неодушевленные предметы;
• по тематике – «Город» и «Деревня»;
• по частям речи;
• с непроверяемой гласной в первом слоге и втором слоге.
14. Выписать из данных слов:
• слова, состоящие из двух, трех слогов;
• слова с Й;
• слова с шипящими.
15. Подвести ряд словарных слов под видовые понятия (ворона, воробей, сорока, петух, соловей – птицы).
16. Выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).
17. Работа с сигнальными карточками (учитель называет слова, а дети поднимают нужную букву и работа проходит устно или учитель поднимает карточку с буквой, а дети выписывают слово с этой буквой).
18. Списывание или запись слов с подчеркиванием звонких и глухих согласных, твердых или мягких согласных.
19. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
20. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звуко–буквенного анализа.
21. Подбор однокоренных слов.
22. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
23. Разбор слов по составу.
24. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
25. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
26. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
27. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок).
28. Заменить одним слово (человек, который управляет трактором – тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога – шоссе, одерживать победу - побеждать).
29. Письмо по памяти.
30. Самодиктант и взаимопроверка.
31. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).
32. Перфокарты, перфоконверты.
33. Из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными).
34. Из данных словарных слов выписать по порядку слова, состоящие из корня и окончания; корня и суффикса; приставки, корня, суффикса; приставки, корня, окончания.
35. Данные слова заменить по смыслу другими (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).
36. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).
37. Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).
38. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить……...).
39. От глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени.

 

Хорошо зарекомендовал себя способ написания слов с закрытыми глазами.«Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге. Назови его по буквам.Заставь помигать «опасную» букву. Какая буква «мигает»? Прочти медленно, как будешь писать. Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь». (Все выполнять с закрытыми глазами.)

Большой эффект для обогащения словаря имеют: показ кинофильмов, чтение художественных произведений, с последующим обсуждение, не только способствует расширению словарного запаса, но и развивает критическое мышление. Значимым методом активизации словаря является дидактическая игра. 

Кроме дидактических игр с наглядным материалом, используются словесные упражнения и игры. Игровая задача упражнений заключается в быстром подборе точного слова - ответа учителя. Например упражнение "Кто что делает?" (для активации глаголов): повар - варит, печёт, жарит; 

Рекомендуется слова из активного словаря, записывать в орфографические словарики, как и слова, не предусмотренные программой, 

Начиная с первого класса нужно учить детей писать, воспринимая на слух. Учить детей комментировать своё письмо. При таком письме не будет отрыва в изучении теоретического курса от практических занятий.

 

При изучении словаря или орфографического правила наряду со слуховыми, зрительными, творческими диктантами можно использовать наглядный диктант. Дети называют предметы, затем учитель показывает предмет отдельно, дети записывают слова и т.д.

Диктант "Молчанка"- контрольный диктант. Вывесив картинку "Овощи" или "Посуда", учитель показывает изображения предмета, дети пишут название этого предмета.

Существуют также специальные методики, направленные на развитие орфографического и фонетического здоровья учащихся. Учащиеся получают возможность не только видеть слово, но и слышать его. Разделение слова на слоги, использование ритмических упражнений — все это способствует улучшению фонематического слуха и, в свою очередь, помогает в использовании нового словарного запаса.

В силу недостаточной разработанности вопроса представления нового словарного слова, эта часть словарно-орфографической работы проводится зачастую формально, однообразно, неинтересно. 

Сущность нового подхода к представлению нового слова из словарика – усиление обучающего эффекта, интенсификация интеллектуального развития школьников, достигаемые за счет субъектизации процесса обучения.

С помощью специальных упражнений, объединяющих в разных сочетаниях несколько видов учебной деятельности (фонетический разбор, анализ слов по составу, морфологический разбор, освоение лексики, орфографии, развитие речи и т.д.) школьники самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться на уроке, и сами формулируют тему словарно-орфографической работы. 

 

Ассоциативный метод запоминания словарных слов (можно использовать образы для запоминания словарных слов).

1. Метод графических ассоциация

яг  О да                  ябл О  ко (на месте О – рисунок ягоды и яблока)

Эта картина легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно.

2. Метод звуковых (фонетических ассоциаций)