Методика словарной работы с умственно отсталыми учащимися
Автор: Сивцова Елизавета Юрьевна
Значение словарной работы в общеобразовательной организации, реализующей АООП для обучающихся с умственной отсталостью
Одна из основных задач учителя русского языка состоит в том, чтобы сформировать орфографическую грамотность учащихся и их речевое развитие. Формировать навыки практического владения языком, т.е. умения правильно говорить и писать в соответствии с нормами современного русского языка, поскольку владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта аномального ребёнка в обществе. Коррекционные школы, как и общеобразовательные, призваны развивать эти способности, чтобы дети с ОВЗ сумели адаптироваться и реализовать свои возможности в современном мире.
Учитывая особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта, работа по развитию речи, привитию коммуникативных навыков ведётся по следующим направлениям:
1. Развитие фонематического слуха.
2. Усвоение программного минимума словарных слов: в лексическом, орфографическом и орфоэпическом плане. Т.е. дети должны запомнить значение слова, его правописание и норму литературного произношения, чтобы свободно употреблять данное слово в коммуникативных отношениях.
3. Обогащение словарного запаса за счёт новых слов, встречающихся в письменных и устных упражнениях по русскому языку и текстах изучаемых литературных произведений по чтению: контекстное понимание значения слова и работа со сносками.
4. Развитие связной письменной и устной речи для использования в различных коммуникативных ситуациях.
Особенности словаря:
По данным В. Г. Петровой, школьники не знают названий многих предметов, которые их окружают, особенно названий отдельных частей предметов (удочка – поплавок, книжка - переплёт, окно - подоконник).
В словаре умственно отсталых детей нередко отсутствуют слова с отвлечённым значением, которые не так часто встречаются в разговорной речи: чудеса, победа, мечтать и другие.
В активном словаре отсутствуют многие глаголы, обозначающие способы передвижения животных (скачет, ползает, летает.)
Дети с интеллектуальными нарушениями употребляют лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предмета: цвет (красный, синий, зеленый), величину (большой, маленький), вкус (сладкий, горький, вкусный).Противопоставления же по признакам «длинный — короткий», «толстый — тонкий» и т. д. используются очень редко.
По данным Н. В. Тарасенко, школьники редко употребляют прилагательные, обозначающие внутренние качества человека. Количество наречий в словаре весьма ограничено (здесь, там, туда, потом).
Встречается неточное употребление слов, что приводит к неправильному построению предложений, речи в целом.
Отмечается замедление темпа формирования и качественное своеобразие структуры значения слова, длительное время преобладает «предметная соотнесённость» слова, когда оно является лишь обозначением конкретного предмета. Многие слова так и не становятся понятиями.
Все отмеченные недостатки в лексике умственно отсталых детей затрудняют понимание обращенной к нему речи и осложняют построение собственных высказываний.
В педагогической деятельности необходимо:
- знакомить с предметами и явлениями окружающей действительности, расширение круга представлений;
- активизировать речевую деятельность, опираясь на знания и житейский опыт детей;
- на уроках создавать для каждого ученика ситуацию успеха, уверенности в себе;
- развивать духовную культуру ребёнка, воспитывать у него интерес и мотивацию к изучению родного языка.
Дидактические требования к словарной работе в общеобразовательной организации, реализующей АООП для обучающихся с умственной отсталостью
Таким образом, словарная работа – это систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа.
Методические рекомендации по содержанию, формам и методам изучения словарных слов на уроках русского языка в общеобразовательной организации, реализующей АООП для обучающихся с умственной отсталостью
Традиционно в словарно-орфографической работе в общеобразовательной организации, реализующей АООП для обучающихся с умственной отсталостью выделяются следующие составные части:
Работа со словами с непроверяемыми написаниями складывается из следующих компонентов:
1. Первоначальное знакомство со словами.
2. Упражнения, направленные на запоминание зрительно-графического образа слова.
3. Проверка знаний учащихся.
В ходе проведения словарной работы можно использовать следующие приёмы:
Хорошо зарекомендовал себя способ написания слов с закрытыми глазами.«Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге. Назови его по буквам.Заставь помигать «опасную» букву. Какая буква «мигает»? Прочти медленно, как будешь писать. Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь». (Все выполнять с закрытыми глазами.)
Большой эффект для обогащения словаря имеют: показ кинофильмов, чтение художественных произведений, с последующим обсуждение, не только способствует расширению словарного запаса, но и развивает критическое мышление. Значимым методом активизации словаря является дидактическая игра.
Кроме дидактических игр с наглядным материалом, используются словесные упражнения и игры. Игровая задача упражнений заключается в быстром подборе точного слова - ответа учителя. Например упражнение "Кто что делает?" (для активации глаголов): повар - варит, печёт, жарит;
Рекомендуется слова из активного словаря, записывать в орфографические словарики, как и слова, не предусмотренные программой,
Начиная с первого класса нужно учить детей писать, воспринимая на слух. Учить детей комментировать своё письмо. При таком письме не будет отрыва в изучении теоретического курса от практических занятий.
При изучении словаря или орфографического правила наряду со слуховыми, зрительными, творческими диктантами можно использовать наглядный диктант. Дети называют предметы, затем учитель показывает предмет отдельно, дети записывают слова и т.д.
Диктант "Молчанка"- контрольный диктант. Вывесив картинку "Овощи" или "Посуда", учитель показывает изображения предмета, дети пишут название этого предмета.
Существуют также специальные методики, направленные на развитие орфографического и фонетического здоровья учащихся. Учащиеся получают возможность не только видеть слово, но и слышать его. Разделение слова на слоги, использование ритмических упражнений — все это способствует улучшению фонематического слуха и, в свою очередь, помогает в использовании нового словарного запаса.
В силу недостаточной разработанности вопроса представления нового словарного слова, эта часть словарно-орфографической работы проводится зачастую формально, однообразно, неинтересно.
Сущность нового подхода к представлению нового слова из словарика – усиление обучающего эффекта, интенсификация интеллектуального развития школьников, достигаемые за счет субъектизации процесса обучения.
С помощью специальных упражнений, объединяющих в разных сочетаниях несколько видов учебной деятельности (фонетический разбор, анализ слов по составу, морфологический разбор, освоение лексики, орфографии, развитие речи и т.д.) школьники самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться на уроке, и сами формулируют тему словарно-орфографической работы.
Ассоциативный метод запоминания словарных слов (можно использовать образы для запоминания словарных слов).
1. Метод графических ассоциация
яг О да ябл О ко (на месте О – рисунок ягоды и яблока)
Эта картина легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно.
2. Метод звуковых (фонетических ассоциаций)