Автоматизация звука [щ] в начале слова
Автор: Саськова Елизавета Николаевна
Тема: автоматизация звука [щ]
Цель занятие: автоматизировать звук [щ] в начале слова.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: активизировать словарный запас, автоматизировать звук [щ] в начале слова, формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, формировать умение образовывать форму множественного числа существительных именительного падежа, формировать умение согласовывать числительное с существительным, формировать умение образовывать существительные в форме родительного падежа.
Коррекционно-развивающие: развитие зрительной, словесной (вербальной) памяти, развитие произвольной памяти, развитие мелкой моторики, развитие фонематических процессов (восприятия): определение наличия или отсутствия звука в слове, развитие слухового внимания.
Коррекционно- воспитательные: воспитание точного ответа, воспитание умения слушать и выполнять инструкции логопеда, формировать положительную установку на участие в занятии, воспитывать самоконтроль ребёнка за собственной речью.
Оборудование: предметные картинки, бумажная ромашка, игрушка (кот).
Ход занятия
I Организационный момент
Л: Здравствуй, Маша!
Реб: Здравствуйте.
Л: Ты когда-нибудь была на рыбалке?
Реб: Да.
Л: А давай посмотрим, каких рыб ты знаешь (логопед показывает ребёнку картинки с изображением рыб).
Р.И: Назови на картинках рыб, которых ты знаешь.
Реб: Сом, карась, лещ, щука.
Л: Как много рыб ты знаешь. Посмотри, к нам сегодня пришёл гость (логопед садит на стол игрушку). Он тоже ходил на рыбалку, но почему-то грустит. А всё потому, что он не смог поймать ни одной рыбки. Давай ему поможем и накормим котика вкусной рыбой. Однако для этого нужно поиграть. За каждое выполненной задание ты получишь фрагмент рыбы. Как только ты выполнишь все задания, ты сможешь собрать целую рыбу и понять, что же это за рыба и как она называется. Начнём?
Реб: Да!
II Основная часть
Задание 1 «Поймай-ка»
Л: Итак, для начала нам нужно поймать слова со звуком [щ].
Ты в ладоши громко хлопай
Если Щ услышать сможешь!
Щётка, щавель, стул, щегол,
Щебень, щётка, кот и стол,
Сахар, рыба, суп, щипцы,
Чемодан, щелчок, грибы.
Л: Молодец, ты поймала все слова. Держи часть рыбки. Переходим к следующей игре.
Задание 2 «Ромашка»
Л: Перед тобой сердцевина ромашки, а вот её лепестки.
Р.И: Соедини лепестки с сердцевиной и назови предметы, которые на лепестках изображены.
Реб: Щипцы, щётка, щепка, щука, щавель, щит.
Л: Молодец, держи часть рыбки.
Задание 3 «Один-много»
Л: А сейчас, когда мы собрали красивую ромашку, давай поиграем в «Один-много».
Р.И: Назови сначала один предмет, а затем много, например: щепка – щепки.
Реб: щавель-щавели, щипцы-щипцы, щука-щуки, щит-щиты, щётка-щётки.
Л: Молодец, ты отлично справилась. Держи часть рыбки.
Задание 4 «Назови ласково»
Р.И: Давай теперь назовём эти слова ласково, например: щавель – щавелёк.
Реб: щипцы-щипчики, щука-щучка, щит-щиток, щепка-щепочка, щётка-щёточка.
Л: Отлично, держи ещё часть.
Задание 5 «Посчитай-ка»
Л: Наша щука скоро будет готова.
Р.И: Давай посчитаем, например: один щенок, два щенка и так далее.
Реб: один щенок, два щенка, три щенка, четыре щенка, пять щенков (щит, щётка и щука по аналогии).
Л: Ты хорошо стравилась, возьми часть рыбки.
Задание 6 «Что пропало?»
Л: нашей рыбке не хватает лишь хвоста. Давай это исправим.
Р.И: Посмотри на картинки. Назови и попытайся запомнить предметы на картинках.
Реб: Щука, щипцы, щётка, щит, щенок.
Р.И: Теперь ты будешь закрывать глаза, а я прятать картинку. Угадай чего нет и дай полный ответ.
Реб: Нет щуки, нет щипцов, нет щётки, нет щита, нет щенка.
Л: Ты справилась со всеми заданиями и получаешь последнюю часть рыбки. Что за рыба у нас получилась?
Реб: Щука.
Л: Правильно, щука. Теперь ты можешь порадовать нашего котёнка и покормить его вкусной рыбкой.
III Итог занятия
Давай мы с тобой вспомним, чем мы сегодня занимались? Какая игра тебе больше всего понравилась?
Ты большая молодец, выполнила все задания и накормила котика. Давай с ним попрощаемся.
Реб: Пока!