+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Логопедическая работа по предупреждению оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор: Гримова Вера Сергеевна

Краткое описание работы
В данной статье рассмотрено экспериментальное исследование предпосылок оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи. Проанализированы пути коррекционно-логопедической работы по предупреждению оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Гримова Вера Сергеева

Научный руководитель –

старший преподаватель

Горчакова Алла Михайловна

 

         Аннотация: В данной статье рассмотрено экспериментальное исследование  предпосылок оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи. Проанализированы пути коррекционно-логопедической работы по предупреждению оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

         Ключевые слова:  дисграфия, оптическая дисграфия, дошкольники, общее недоразвитие речи, профилактика.

 

 

В настоящее время дошкольники и младшие школьники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.

Многие исследователи (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Н. Волковская, И. Н. Садовникова) указывают на взаимосвязь общего недоразвития речи с такими нарушениями речи, как дислексия и дисграфия. Они отмечают, что грубые нарушения речевой системы, а также наличие неречевой симптоматики (нарушение зрительного восприятия, оптико-пространственных отношений, зрительно-моторной координации и другие) приводят к возникновению стойких, трудно поддающихся коррекционно-логопедическому воздействию оптических ошибок (при оптической дисграфии). Напротив, высокий уровень развития указанных процессов и функций резко снижает вероятность возникновения оптической дисграфии у этих детей в младшем школьном возрасте в период обучения грамоте и письменной речи.

В ходе констатирующего эксперимента, проведенного в декабре 2019 г, мы сделали вывод, что дошкольники с ОНР находятся на более низком уровне развития зрительно-пространственных функций по сравнению со сверстниками без речевой патологии. Дети с ОНР демонстрируют, преимущественно средний и низкий уровень сформированности данных функций, в то время как нормально развивающиеся дети – высокий и средний.

Особенности зрительно-пространственных функций у дошкольников с ОНР могут привести в школьном возрасте к появлению оптических ошибок в письменных работах, что, несомненно, диктует необходимость разработки коррекционно-профилактической работы  по предупреждению оптической дисграфии у детей данной категории.

Опираясь на данные литературы и на собственные результаты экспериментального исследования, можно сказать, что с целью предупреждения оптических нарушений письменной речи коррекционно-логопедическая работа должна вестись по следующим направлениям:

1.       развитие зрительного восприятия,

2.       развитие зрительно – пространственной ориентировки, представлений,

3.       развитие зрительного анализа и синтеза,

4.       развитие зрительной памяти,

5.       развитие зрительно-моторной координации в графической деятельности.

Таким образом, мы доказали, что логопедическая работа по предупреждению оптической диграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективнее, если она основана на комплексном подходе и учитывает особенности зрительно-пространственных представлений, зрительного восприятия, памяти, анализа и синтеза, а также моторных координаций у младших школьников.