Логопедическая работа по предупреждению оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор: Гримова Вера Сергеевна
В данной статье рассмотрено экспериментальное исследование предпосылок оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи. Проанализированы пути коррекционно-логопедической работы по предупреждению оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гримова Вера Сергеева
Научный руководитель –
старший преподаватель
Горчакова Алла Михайловна
Аннотация: В данной статье рассмотрено экспериментальное исследование предпосылок оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи. Проанализированы пути коррекционно-логопедической работы по предупреждению оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: дисграфия, оптическая дисграфия, дошкольники, общее недоразвитие речи, профилактика.
В настоящее время дошкольники и младшие школьники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.
Многие исследователи (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Н. Волковская, И. Н. Садовникова) указывают на взаимосвязь общего недоразвития речи с такими нарушениями речи, как дислексия и дисграфия. Они отмечают, что грубые нарушения речевой системы, а также наличие неречевой симптоматики (нарушение зрительного восприятия, оптико-пространственных отношений, зрительно-моторной координации и другие) приводят к возникновению стойких, трудно поддающихся коррекционно-логопедическому воздействию оптических ошибок (при оптической дисграфии). Напротив, высокий уровень развития указанных процессов и функций резко снижает вероятность возникновения оптической дисграфии у этих детей в младшем школьном возрасте в период обучения грамоте и письменной речи.
В ходе констатирующего эксперимента, проведенного в декабре 2019 г, мы сделали вывод, что дошкольники с ОНР находятся на более низком уровне развития зрительно-пространственных функций по сравнению со сверстниками без речевой патологии. Дети с ОНР демонстрируют, преимущественно средний и низкий уровень сформированности данных функций, в то время как нормально развивающиеся дети – высокий и средний.
Особенности зрительно-пространственных функций у дошкольников с ОНР могут привести в школьном возрасте к появлению оптических ошибок в письменных работах, что, несомненно, диктует необходимость разработки коррекционно-профилактической работы по предупреждению оптической дисграфии у детей данной категории.
Опираясь на данные литературы и на собственные результаты экспериментального исследования, можно сказать, что с целью предупреждения оптических нарушений письменной речи коррекционно-логопедическая работа должна вестись по следующим направлениям:
1. развитие зрительного восприятия,
2. развитие зрительно – пространственной ориентировки, представлений,
3. развитие зрительного анализа и синтеза,
4. развитие зрительной памяти,
5. развитие зрительно-моторной координации в графической деятельности.
Таким образом, мы доказали, что логопедическая работа по предупреждению оптической диграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективнее, если она основана на комплексном подходе и учитывает особенности зрительно-пространственных представлений, зрительного восприятия, памяти, анализа и синтеза, а также моторных координаций у младших школьников.