+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Учимся, играя

Автор: Хафизова Светлана Валерьевна

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Учимся, играя»

 

Коррекционно-образовательные цели:

 

• Закреплять навык звукослогового анализа слов.

 

• Закрепить графический образ букв.

 

• Закреплять навык чтения слогов, слов, предложений.

 

• Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.

 

Коррекционно-развивающие цели:

 

• Развивать фонематическое восприятие.

 

• Развивать память и внимание.

 

• Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

 

• Развивать умение ориентироваться в пространстве.

 

Коррекционно-воспитательные цели:

 

• Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

 

• Формировать навык совместной работы в паре.

 

Оборудование: тарелочки с манной крупой; касса букв; картинки-конфеты разрезные; звуковые схемы; звуковички; предметные картинки для определения первого звука в слове; мяч; картинки сказочных героев; слова для составления предложений; схемы слов; корзинки с карандашами; книга «Моя первая Азбука».

 

Ход занятия:

 

1.Организационный момент

 

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

 

Встают в круг, взявшись за руки, и говорят девиз:

 

-Говорим красиво, четко, внятно.

 

Чтобы было всем понятно.

 

Логопед: Звуки согласные называйте, места занимайте.

 

Игра «Разноцветные ладошки»

 

Закрепление понятий мягкие-твердые согласные звуки.

 

Называют слова на твердый, и мягкий согласный звук, прикладывая ладонь к цветовому символу.

 

2. Сообщение темы занятия.

 

Логопед: -Мы сегодня с вами поиграем. Вспомним все то, чему научились и покажем наши умения и знания гостям. Вас ждет много интересных заданий.

 

3. Закрепление изученного материала.

 

1) Печатание букв на манной крупе.

 

Логопед: чтобы нам занятие начать, нужно буквы написать.

 

Логопед загадывает, какую букву нужно напечатать.

 

(Эта буква самая первая в алфавите; эта буква похожа на вешалку, эта буква похожа на ворота, эта буква любит кривляться и показывать язычок, эта буква много ест и носит кепку, эта буква любит танцевать и ножку выставлять, эта буква любит зевать, эта буква похожа на месяц.)

 

2) Играем в игру «Угадай-ка»

 

Логопед: – Послушайте загадки и дайте правильный ответ.

 

Один мягкий и свистит

 

Другой твёрдый и шипит

 

Третий вовсе запоёт

 

Если кто-то его произнесёт… (звук).

 

Черные птички на белой страничке

 

Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

 

Сначала я никак не мог

 

Прочесть с двух букв

 

Свой первый… (слог).

 

Звук я к звуку подберу

 

И его произнесу

 

Если буквы в ряд сложу

 

То его потом прочту (слово).

 

Много слов я соберу

 

Меж собой их подружу

 

Понятным будет изложение

 

То получу я (предложение).

 

3) Блиц-вопросы:

 

Логопед: на вопросы отвечаем, полные ответы составляем.

 

- Как называются звуки, которые мы произносим?

 

- Какие бываю звуки речи?

 

- Почему гласные звуки называются гласными? Согласными?

 

- Какие бывают согласные звуки?

 

- Где живут звуки речи?

 

- Что такое буквы? Как называется порядок расположения букв?

 

- Сколько букв в русском языке?

 

3) Игра «Собери буквы» Участвует 9 человек.

 

Элементы букв у родителей и у детей. Каждый ребенок собирает букву, находя себе пару.

 

Собирают букву, выходят к доске и придумывают слова на эту букву.

 

(К, П, В, Д, М, У, И, Б, Э)

 

 

4) Игра «Веселые Звуковички» Участвует 9 человек.

 

Логопед: Картинку выбирайте, звук первый называйте.

 

Позицию в слове отгадайте,

 

Твердый он или мягкий объясняйте,

 

Смело картинку гномикам отдавайте.

 

5) Игра «Зашифрованное слово»

 

Логопед: Цифры по порядку быстро расставляйте,

 

Полученное слово вслух вы прочитайте.

 

У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку, прочесть полученное слово, назвать количество слогов в слове. Отхлопать слово.

 

ВОПРОСЫ: - У кого слово начинается на мягкий согласный звук?

 

 

Физминутка (дыхательные упр., упр для глаз, упр. на развитие простр. ориентир.)

 

6) Игра «Волшебные конфеты»

 

Логопед: чтобы слово вам узнать,

 

Конфеты нужно все собрать.

 

Половинка открывается,

 

Слог на ней читается.

 

Конфеты по цвету собирайте

 

И словечки составляйте.

 

Дети, разбиваясь в пары, собирают конфеты одинакового цвета. На каждой половинке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.

 

(Дима, капуста, утка, тапки, зима, диван, замок, Москва, собака)

 

ВОПРОСЫ: -У кого есть слово, написанное с большой буквы? Почему с большой?

 

-К какому слову я могу задать вопрос «Кто это»? Почему?

 

-У кого получилось слово, в котором 1, 2,3 слога?

 

 

7) Игра «Составь предложение»

 

Логопед: здесь ветер сильный погулял

 

И слова все разбросал.

 

Вы их вместе соберите, предложение прочтите.

 

Дети работают в тех же парах, они садятся за столы, составляют из слов предложения и выкладывают их схемы.

 

ВОПРОСЫ: -Что бы собрали из слов?

 

- Сколько слов в предложении? Назови 1,2,3,4.

 

-Назовите "маленькие слова" (предлоги).

 

 

8). Игра «Чепуха»

 

Логопед: Послушайте предложения, которые составили дети из старшей группы.

 

Если предложение правильно читаю, хлопайте в ладоши,

 

Если есть ошибка, руки поднимайте и ошибку исправляйте.

 

За домом стоит деревянная беседка.

 

Зайка, сосна, из-за, выскочить.

 

Дети, на, сидеть, кожаный, диван.

 

Котенок выглянул из-под дивана.

 

Незабудки, Лиза, дом, за, посадить.

 

Коробка, цветные, лежать, в, карандаши.

 

Чайная посуда стоит на столе.

 

Щенок, сидеть, высокий, под, крыльцо.

 

8) Игра «Ребус»

 

Логопед: Сказочных героев встречайте. Они слово для вас зашифровали.

 

Звук первый в названии героя сказки определяйте и букву угадайте.

 

Когда все первые звуки вы угадаете, слово сразу вы узнаете.

 

На доске выставляются картинки сказочных героев в определенном порядке.

 

(Айболит, Золушка, Белоснежка. Умка, Карлсон, Алладин)

 

Ребята печатают слово на листочках (АЗБУКА).

 

Один ребенок выходит к доске (собирает слово, выполняет звук. анализ).

 

 

4. Подведение итогов. Оценивание.

 

Логопед: -Понравилось ли занятие? -Что мы сегодня делали?

 

-Что понравилось больше всего?

 

Ребята отвечают, делятся впечатлениями.