Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Учимся, играя
Автор: Хафизова Светлана Валерьевна
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Учимся, играя»
Коррекционно-образовательные цели:
• Закреплять навык звукослогового анализа слов.
• Закрепить графический образ букв.
• Закреплять навык чтения слогов, слов, предложений.
• Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.
Коррекционно-развивающие цели:
• Развивать фонематическое восприятие.
• Развивать память и внимание.
• Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
• Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Коррекционно-воспитательные цели:
• Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
• Формировать навык совместной работы в паре.
Оборудование: тарелочки с манной крупой; касса букв; картинки-конфеты разрезные; звуковые схемы; звуковички; предметные картинки для определения первого звука в слове; мяч; картинки сказочных героев; слова для составления предложений; схемы слов; корзинки с карандашами; книга «Моя первая Азбука».
Ход занятия:
1.Организационный момент
Дети заходят в группу и здороваются с гостями.
Встают в круг, взявшись за руки, и говорят девиз:
-Говорим красиво, четко, внятно.
Чтобы было всем понятно.
Логопед: Звуки согласные называйте, места занимайте.
Игра «Разноцветные ладошки»
Закрепление понятий мягкие-твердые согласные звуки.
Называют слова на твердый, и мягкий согласный звук, прикладывая ладонь к цветовому символу.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: -Мы сегодня с вами поиграем. Вспомним все то, чему научились и покажем наши умения и знания гостям. Вас ждет много интересных заданий.
3. Закрепление изученного материала.
1) Печатание букв на манной крупе.
Логопед: чтобы нам занятие начать, нужно буквы написать.
Логопед загадывает, какую букву нужно напечатать.
(Эта буква самая первая в алфавите; эта буква похожа на вешалку, эта буква похожа на ворота, эта буква любит кривляться и показывать язычок, эта буква много ест и носит кепку, эта буква любит танцевать и ножку выставлять, эта буква любит зевать, эта буква похожа на месяц.)
2) Играем в игру «Угадай-ка»
Логопед: – Послушайте загадки и дайте правильный ответ.
Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Если кто-то его произнесёт… (звук).
Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).
Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).
Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту (слово).
Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я (предложение).
3) Блиц-вопросы:
Логопед: на вопросы отвечаем, полные ответы составляем.
- Как называются звуки, которые мы произносим?
- Какие бываю звуки речи?
- Почему гласные звуки называются гласными? Согласными?
- Какие бывают согласные звуки?
- Где живут звуки речи?
- Что такое буквы? Как называется порядок расположения букв?
- Сколько букв в русском языке?
3) Игра «Собери буквы» Участвует 9 человек.
Элементы букв у родителей и у детей. Каждый ребенок собирает букву, находя себе пару.
Собирают букву, выходят к доске и придумывают слова на эту букву.
(К, П, В, Д, М, У, И, Б, Э)
4) Игра «Веселые Звуковички» Участвует 9 человек.
Логопед: Картинку выбирайте, звук первый называйте.
Позицию в слове отгадайте,
Твердый он или мягкий объясняйте,
Смело картинку гномикам отдавайте.
5) Игра «Зашифрованное слово»
Логопед: Цифры по порядку быстро расставляйте,
Полученное слово вслух вы прочитайте.
У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку, прочесть полученное слово, назвать количество слогов в слове. Отхлопать слово.
ВОПРОСЫ: - У кого слово начинается на мягкий согласный звук?
Физминутка (дыхательные упр., упр для глаз, упр. на развитие простр. ориентир.)
6) Игра «Волшебные конфеты»
Логопед: чтобы слово вам узнать,
Конфеты нужно все собрать.
Половинка открывается,
Слог на ней читается.
Конфеты по цвету собирайте
И словечки составляйте.
Дети, разбиваясь в пары, собирают конфеты одинакового цвета. На каждой половинке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.
(Дима, капуста, утка, тапки, зима, диван, замок, Москва, собака)
ВОПРОСЫ: -У кого есть слово, написанное с большой буквы? Почему с большой?
-К какому слову я могу задать вопрос «Кто это»? Почему?
-У кого получилось слово, в котором 1, 2,3 слога?
7) Игра «Составь предложение»
Логопед: здесь ветер сильный погулял
И слова все разбросал.
Вы их вместе соберите, предложение прочтите.
Дети работают в тех же парах, они садятся за столы, составляют из слов предложения и выкладывают их схемы.
ВОПРОСЫ: -Что бы собрали из слов?
- Сколько слов в предложении? Назови 1,2,3,4.
-Назовите "маленькие слова" (предлоги).
8). Игра «Чепуха»
Логопед: Послушайте предложения, которые составили дети из старшей группы.
Если предложение правильно читаю, хлопайте в ладоши,
Если есть ошибка, руки поднимайте и ошибку исправляйте.
За домом стоит деревянная беседка.
Зайка, сосна, из-за, выскочить.
Дети, на, сидеть, кожаный, диван.
Котенок выглянул из-под дивана.
Незабудки, Лиза, дом, за, посадить.
Коробка, цветные, лежать, в, карандаши.
Чайная посуда стоит на столе.
Щенок, сидеть, высокий, под, крыльцо.
8) Игра «Ребус»
Логопед: Сказочных героев встречайте. Они слово для вас зашифровали.
Звук первый в названии героя сказки определяйте и букву угадайте.
Когда все первые звуки вы угадаете, слово сразу вы узнаете.
На доске выставляются картинки сказочных героев в определенном порядке.
(Айболит, Золушка, Белоснежка. Умка, Карлсон, Алладин)
Ребята печатают слово на листочках (АЗБУКА).
Один ребенок выходит к доске (собирает слово, выполняет звук. анализ).
4. Подведение итогов. Оценивание.
Логопед: -Понравилось ли занятие? -Что мы сегодня делали?
-Что понравилось больше всего?
Ребята отвечают, делятся впечатлениями.