Логоритмика для малышей
Автор: Носкова Анастасия Николаевна
В статье раскрываются особенности работы на логоритмических занятиях с детьми младшего дошкольного возраста.
Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок.
Занятия по логоритмике – это, прежде всего игры и упражнения на подражание взрослому, сопровождаемые специально подобранной музыкой.
Но когда лучше начать занятия по логоритмике?
Часто родители неговорящих детей думают «пойдет в 2 года в садик – там заговорит. В садике его научат. Я же его и так понимаю». И спокойно ждут до 2х лет. Ребенок идет в садик. Но чуда не происходит. Почему? Ответ на это одновременно прост и сложен. Повезло, если ребенок в 2 года попал в сад. А если нет – то теряется время. Если повезло попасть в сад, то в группе в основном 20-25 постоянно ходящих детей со слезами («мама»). Каждого надо успокоить, пожалеть, сводить в туалет, накормить, напоить. А тут еще и занятия… В последнее время в группах детского сада около 30-60% детей с задержкой речевого развития (среди них есть как совсем неговорящие, так и дети с нарушение слоговой структуры слова). Соответственно на занятии в основном работают «говорящие» дети. Остается надежда на то, что ребенок будет общаться со сверстниками и взрослыми во время игровой деятельности. Но нет, ребенок, привыкший молчать дома, где его понимают по указательному жесту – начитает и в саду это применять. Воспитатель пытается разговорить ребёнка, но получается лишь частично.
И наш клубок речевых проблем растёт. К тому же для родителей самым страшным врачом является невролог. Поэтому пытаются всячески его обходить, или же искать тех, кто скажет «к трем годам заговорит».
И вот ребенку 3 – 3.5 года. А он молчит, или же говорит одним слогом. Тут родители начинают понимать, что помощь все же нужна. И бегут к логопеду. И вот уже у ребенка моторная алалия. Начинается долгая, кропотливая и дорогостоящая для родителей работа.
Как же можно предотвратить это и помочь ребенку заговорить намного раньше?
Конечно, своевременное посещение невролога, который увидит проблемы ребенка. А дальше логопед. Но в силу возраста, дети двух лет не сядут за стол на 30 минут и не начнут повторять все, что скажет «чужая тетя». Для малышей нужна частая смена деятельности и только в игровой форме. Детей надо увлечь. И тут хорошо работает логоритмика. Именно она совмещает в себе несколько видов деятельности с их частой сменой.
На своих занятиях по логоритмике с детьми 2-3х лет формирую группы по 3 человека. Таким образом, все ребята задействованы и на занятии у них нет возможности «отсидеться».
Основная цель логоритмических игр для детей 2-3 лет – стимуляция речевой активности, мыслительных процессов, формирование связной речи. Так же включаем подвижные игры, танцы. Отличный способ развить артикуляционный аппарат двух- и трехлетних детишек – звукоподражание. Это может быть имитация разных звуков, посильная в этом возрасте: крик животных, птиц, цоканье, звуки ударов, природных явлений (ветер, дождь, гром), стук, звуки транспорта. После освоения простейших подражаний можно добавлять все более сложные и развернутые.
На занятиях логоритмикой используем яркие картинки и игрушки (куклы, погремушки, колокольчики, ложки, мячики и т.п.) Сначала проговариваем слова стихотворения или песенки в медленном темпе, чтобы ребёнок успел соотнести текст с движениями рук и ног. Во время занятий стараемся вызывать положительные эмоции у детей.
Мы используем следующую структуру занятия:
- приветствие. Здороваемся с детьми, настраиваемся на позитивный лад занятия;
- музыкальное ритмичное упражнение с физической нагрузкой;
- дыхательные упражнения;
- элементы артикуляционной гимнастики;
- упражнения на звукоподражания, силу голоса;
- ритмические упражнения без физической нагрузки;
- игра на музыкальных инструментах;
- пропевание простых повторяющихся слов (1 тип слоговой структуры слова, в дальнейшем – усложняем);
- танец под детскую песенку (повторялки);
- дыхательные упражнения;
- релаксация;
- похвала каждого ребенка индивидуально;
- прощание.
Таким образом, занятие проходит интенсивно, с частой сменой видов деятельности. Дети не успевают устать, заскучать. Занятия логоритмикой развивают внимание, память, чувство ритма, учат правильному дыханию – и, как следствие, улучшают звукопроизношение.