+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Логоритмика для малышей

Автор: Носкова Анастасия Николаевна

Краткое описание работы
В статье раскрываются особенности работы на логоритмических занятиях с детьми младшего дошкольного возраста.

Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок.

Занятия по логоритмике – это, прежде всего игры и упражнения на подражание взрослому, сопровождаемые специально подобранной музыкой.

Но когда лучше начать занятия по логоритмике?

Часто родители неговорящих детей думают «пойдет в 2 года в садик – там заговорит. В садике его научат. Я же его и так понимаю». И  спокойно ждут  до 2х лет. Ребенок идет в садик. Но чуда не происходит. Почему? Ответ на это одновременно прост и сложен. Повезло, если ребенок в 2 года попал в сад. А если нет – то теряется время. Если повезло попасть в сад, то в группе в основном 20-25 постоянно ходящих детей со слезами («мама»). Каждого надо успокоить, пожалеть, сводить в туалет, накормить, напоить. А тут еще и занятия…  В последнее время в группах детского сада около 30-60% детей с задержкой речевого развития (среди них есть как совсем неговорящие, так и дети с нарушение слоговой структуры слова). Соответственно на занятии в основном работают «говорящие» дети. Остается надежда на то, что ребенок будет общаться со сверстниками и взрослыми во время  игровой деятельности.  Но нет, ребенок, привыкший молчать дома, где  его понимают по указательному жесту – начитает и в саду это применять. Воспитатель пытается разговорить ребёнка, но  получается лишь частично.

И наш клубок речевых проблем растёт. К тому же для родителей самым страшным врачом является невролог. Поэтому пытаются всячески его обходить, или же искать тех, кто скажет «к трем годам заговорит».

И вот ребенку 3 – 3.5 года. А он молчит, или же говорит одним слогом. Тут родители начинают понимать, что помощь все же нужна. И бегут к логопеду. И вот уже у ребенка моторная алалия. Начинается долгая, кропотливая и дорогостоящая для родителей работа.

Как же можно предотвратить это и помочь ребенку заговорить намного раньше?

Конечно, своевременное посещение невролога, который увидит проблемы ребенка. А дальше логопед. Но в силу возраста, дети двух  лет не сядут за стол на 30 минут и не начнут повторять все, что скажет «чужая тетя». Для малышей нужна частая смена деятельности и только в игровой форме. Детей  надо увлечь. И тут хорошо работает логоритмика. Именно она совмещает в себе несколько видов деятельности с их частой сменой.

На своих занятиях по логоритмике с детьми 2-3х лет  формирую группы по 3 человека. Таким образом, все ребята задействованы и на занятии у них нет возможности «отсидеться».

Основная цель логоритмических игр для детей 2-3 лет – стимуляция речевой активности, мыслительных процессов, формирование связной речи. Так же включаем подвижные игры, танцы. Отличный способ развить артикуляционный аппарат двух- и трехлетних детишек – звукоподражание. Это может быть имитация разных звуков, посильная в этом возрасте: крик животных, птиц, цоканье, звуки ударов, природных явлений (ветер, дождь, гром), стук, звуки транспорта. После освоения простейших подражаний можно добавлять все более сложные и развернутые.

На занятиях логоритмикой используем яркие картинки и игрушки (куклы, погремушки, колокольчики, ложки, мячики и т.п.)  Сначала проговариваем слова стихотворения или песенки в медленном темпе, чтобы ребёнок успел соотнести текст с движениями рук и ног.  Во время занятий стараемся вызывать положительные эмоции у детей.

Мы используем следующую структуру занятия:

- приветствие. Здороваемся с детьми, настраиваемся на позитивный лад занятия;

- музыкальное ритмичное упражнение с физической нагрузкой;

- дыхательные упражнения;

- элементы артикуляционной гимнастики;

- упражнения на звукоподражания, силу голоса;

- ритмические упражнения без физической нагрузки;

- игра на музыкальных инструментах;

- пропевание простых повторяющихся слов (1 тип слоговой структуры слова, в дальнейшем – усложняем);

- танец под детскую песенку (повторялки);

- дыхательные упражнения;

- релаксация;

- похвала каждого ребенка индивидуально;

- прощание.

Таким образом, занятие проходит интенсивно, с частой сменой видов деятельности. Дети не успевают устать, заскучать. Занятия логоритмикой  развивают  внимание, память, чувство ритма, учат правильному дыханию – и, как следствие, улучшают звукопроизношение.