+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста как форма организации познавательной деятельности и развития речи у детей с ТНР

Автор: Ганюшкина Елена Евгеньевна

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные
изменения, которых не было с момента её создания.
Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового
«Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование
становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от
общего образования необязательным, но существенным образом меняется
отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития
ребёнка.

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена
коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас,
стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и
социальную адаптацию. На данный момент это очень важно, так как с каждым годом детей с нарушением речи становится всё больше. Если раньше отклонения в речи наблюдались у 1-2 воспитанников в группе, то сейчас, наоборот, у 1-2-х воспитанников речь соответствует возрастным нормам развития. Поэтому мы, педагоги,  должны приложить здесь все усилия, чтобы ребенок с нарушением речи, выпускник дошкольной группы, не чувствовал себя не полноценно и имел возможность на нормальную социальную адаптацию.
           Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Педагоги нашего коллектива  считают этот метод очень эффективным, так как он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя и учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей. А также проектный метод основан на интеграции образовательных областей, видов детской деятельности, что нашло свое отражение в федеральном государственном образовательном стандарте, одно из направлений которого - развитие творческих способностей. Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время очень актуально по целому ряду причин:

Во-первых: ребенок как можно раньше получает позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.

Во-вторых: нестандартность действий основывается на оригинальности мышления ребенка.

В –третьих: формируется правильная, хорошая устная речь, понятная для собеседника.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

Как показала  практика, внедрение и реализация метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности, а самое главное как для учителя-логопеда – дает возможность развивать связную речь.

Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразными. За последнее время работы в МБОУ Инзенская НШ совместно с воспитанниками и родителями мы смогли реализовать многие проекты по разнообразным направлениям. Вот некоторые из них:

1. Проект естественно-научного направления Тема: «Как растворяется пища в желудке». Проблема проекта: Что влияет на процесс пищеварения в организме человека? Целью проекта являлось развитие творческих познавательных способностей в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций; развитие познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

Результат: участие в третьем региональном конкурсе исследовательских работ детей дошкольного возраста «Мой проект» - I место в естественно - научном направлении.

2. Исследовательский проект на тему: «Твердая жидкость» Проблема проекта–  может ли быть жидкость одновременно твердым телом? Встречаются ли в природе такие жидкости? Цель проекта - выяснить опытным путем может ли жидкость одновременно проявлять свойства твердого тела.

 Результат - участие в VI региональном конкурсе исследовательских работ детей дошкольного возраста «Мой проект» - III место; выступление с мастер-классом на методическом объединении района.

3. Проект нравственно - патриотического направления на тему: «День Победы – 9 мая». Целью проекта являлось определить педагогические основы проблемы формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста, познакомить с символами государства времен Великой Отечественной войны, орденами, медалями и т. Д., вызвать желание подражать воинам, быть такими же мужественными, смелыми, храбрыми, выразить чувства и закрепить знания в творческом плане, выполнив плакат – коллективную работу к празднику, нарисовать праздничный салют необычной техникой рисования. Результат: проведение торжественного мероприятия со встречей ветерана Великой Отечественной Войны.

4. Проект по безопасности дорожного движения на тему «Школа пешеходных наук». Цель проекта формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.

 Результат: организация и проведение досуга «Мистер светофор» с приглашением специалиста из службы ГИБДД)

          5. Проект творческо- досуговой направленности на тему: «1апреля День смеха». Целью проекта являлось знакомство детей с историей праздника Дня смеха, развитие эмоциональности, раскрытие талантов детей.

 Результат: Проведение совместно с родителями досуга «День смеха».      ...     

          Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в образовательном учреждении предметную среду таким образом, чтобы она являлась "фоном" к эвристической и поисковой деятельности.

К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель совместно с  учителем - логопедом предлагают детям задания.  Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, педагоги должны их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с "желанием и радостью", а в случае необходимости педагоги смогли предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.

Последний этап проекта - защита - всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, связную речь, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешной адаптации и обучению детей в школе.

Список используемой литературы

1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 235c/

2.Владимирова Т.В., Хамидуллина Л.А. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ «ДЕТСКИЙ САД-НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА». Выпуск 2. Путешествие во времени: Методическое пособие по ознакомлению старших дошкольников с астрономическим и историческим временем. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006.

3. Дошкольник. Образование. Школа. Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях Ульяновской области в 2006-2007 учебном году под редакцией М.А. Ковардоковой – Ульяновск- УИПКПРО-2006-112с.

4. Праздник своего проекта: (опыт работы ДОУ по проектной деятельности) // Детский сад со всех сторон. - 2005. - N 38. - С. 6. ISBN 118-5-87429-852-5

5.Проектирование образовательной деятельности в современной ДОО//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.  2015 -  №8

6.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – Ф3. «Об образовании в Российской Федерации». – М: УЦ Перспектива, 2013. – 224 с. ISBN 978-5-98594-425-9

практических работников ДОУ/ Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С.

7.Сидорчук Т.А. Методологический комплекс для развития самостоятельности в познавательной деятельности дошкольников. //Сборник статей по организации и содержанию образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях Ульяновской области в 2014 – 2015 учебном году. Ответственный редактор И.А. Анохина, г. Ульяновск – УИПКПРО -2014

8. Современные подходы к формированию базиса личностной культуры дошкольников.// материалы региональной научно – практической конференции, посвященной 60-летию со дня рождения Л.П. Бочкаревой, Ульяновск -2002, под редакцией М.а. Ковардоковой, Н.П. Иванова

9. Сидорчук Т.А. ОТСМ – ТРИЗ -РТР- технологии как средство становления ключевых компетентностей детей дошкольного возраста.//Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях Ульяновской области в 2008-2009 учебном году под редакцией  М.А. Ковардоковой

10. Сидорчук Т.А., «Я познаю мир». Методический комплекс для работы с дошкольниками. – Ульяновск, ООО «Вектор - С», 2014 г. – 124с. С приложениями.

11.Сидорчук Т.А., Нестеренко А.А. Технологии работы с проблемами. /В ж. «Педагогические технологии», М. Издательский дом «Народное образование» № 3, 2011, с. 8 — 14.

12.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. /Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 14 ноября 2013 г. 

13. Хоменко Н.Н., Сидорчук Т.А. «Можно ли учить творчеству?» Основы образовательной парадигмы, построенной на общей теории сильного мышления и теории решения изобретательских задач (ОТСМ — ТРИЗ). В сб. «Дошкольник. Образование. Интеграция.» Сборник статей по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ Ульяновской области в 2011-2012 уч.году. В 2ч. Часть II. - Ульяновск: ОГБОУ ДПО УИПК ПРО, 2011. стр. 23-35.