Публикации
Особенности просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор: Вершинина Екатерина Сергеевна
Просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии
ребенка. Она является одной из стартовых точек формирования
коммуникативной компетентности, облегчающая общение, способствующая
успешному взаимодействию ребёнка со сверстниками и педагогами,
удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей. Просодия
рассматривается как комплекс элементов речи: мелодики, общего темпа,
высоты и силы голоса, интонации, паузации, тембральной окраски, тона,
логического ударения, ритма. По мнению Н.И. Жинкина, просодия является
наивысшим уровнем развития языка и занимает важное место в жизни ребёнка.
Поэтому состояние просодической стороны,
безусловно,
разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.
На сегодняшний день в науке не уделено должного внимания разработке
методов диагностики и коррекции просодической стороны речи. Отсутствие
необходимой информации, касающейся способов, приемов, методов коррекции
и развития просодической стороны речи представляется актуальной проблемой
нашего исследования.
При составлении методики констатирующего эксперимента применялись
разработки Е.Е. Шевцовой и использовались материалы, представленные в
трудах Е. Ф. Архиповой, Е. Э. Артемовой.
Мы разделили диагностические задания на семь разделов.
I. Исследование интонации.
-Исследование восприятия интонации.
-Исследование воспроизведения интонации.
II. Исследование логического ударения.
-Исследование восприятия логического ударения.
-Исследование воспроизведения логического ударения.
III. Исследование модуляции голоса по высоте.
IV. Исследование модуляции голоса по силе.
V. Исследование тембра голоса.
Исследование восприятия тембра.
-Исследование воспроизведения тембра.
VI. Исследование темпо-ритмической организации речи.
VII. Исследование ритма.
-Исследование восприятия ритма.
-Исследование воспроизведения ритма.
Исследование проходило в СП ГБОУ СОШ № 4 г.о. Чапаевск ДС № 20 В
исследовании принимало участие две группы детей в возрасте 5-6 лет. В
экспериментальной группе было 20 детей с ОНР, а в контрольной группе 20
детей с нормальным речевым развитием.
Исследование осуществлялось по разработанной методике и проводилось
индивидуально в процессе специально организованного занятия, в течение 15
минут. Баллы за выполнение заданий фиксировались в таблице, которые
подвергались
качественной,
количественной
обработке
интерпретации.
Исследование просодической стороны речи у дошкольников с ОНР
показало, что у большей части обследуемых имеются трудности восприятия и
использования просодических компонентов.
В первом блоке исследования возникали ошибки в заданиях на
исследование восприятия и воспроизведение интонации. Самым сложным
оказалось задание, в котором детям предлагалось прослушать предложение и
определить вид интонации. С ним справилось лишь 30% детей. Чаще всего дети
затруднялись, не дифференцировали и смешивали
повествовательную
интонацию с восклицательной.
Во втором блоке исследования воспроизведения логического ударения
многие дети (90%) допустили ошибки. Дети смогли выделить главное слово, но
допустили ошибки при воспроизведении фразы с логическим ударением. В
задании, где детям предоставлялось право самостоятельно выбрать слово,
произносимое с логическим ударением, так же вызвало затруднения у 90%
детей. Выделение слога из цепочки по образцу удалось всем детям.
В третьем блоке исследования модуляций голоса по высоте показало,
что у детей возникают трудности при постепенном понижении и повышении
высоты голоса. Больше половины детей (60%) выполнили задание с ошибками.
В четвёртом блоке исследования модуляций голоса по силе так же были
выявлены трудности воспроизведения постепенного нарастания и падения силы
голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний у 80 % группы.
Восприятие отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной
силой голоса, оказалось доступным всем детям.
В пятом блоке исследования воспроизведения тембра голоса детям
предлагалось озвучить персонажей, находящихся в разных ситуациях, и в
соответствии с этим выбрать нужный тембр с опорой на картинки. У 90%
испытуемых окраска голоса изменялась незначительно.
В шестом блоке исследования темпо-ритмической организации речи
испытуемых выявило, что у большинства детей восприятие и воспроизведение
отраженного темпа в норме.
В седьмом блоке исследования ритма детям предлагалось самостоятельно
воспроизвести ритмический рисунок по подражанию. В основном дети
справились с заданием, и лишь незначительная часть детей допустили ошибки
при воспроизведении заданного ритма.
Исследование позволило выявить следующие нарушения просодической
стороны речи у дошкольников с ОНР:
•
нарушения интонационной выразительности речи,
восприятия и воспроизведения разных видов интонации;
•
голос недостаточно модулирован: слабый по силе, монотонный,
тихий по высоте;
•
неправильное выделение логического ударения или его отсутствие;
•
трудности восприятия и воспроизведения тембра речи и
ритмических структур.
Таким образом, проанализировав результаты исследования, мы сделали
вывод, что просодическая сторона речи детей из контрольной группы
развивается в соответствии с возрастной нормой. А развитие просодики у
детей с ОНР значительно отстает от нормы речевого развития. Поэтому
необходимо изучать особенности развития просодической стороны речи у
детей с ОНР, создавать приемы, методы развития просодики у детей, так как
она не только теснейшим образом связана со всеми компонентами языка, но и
является существенным, относительно независимым элементом речевого
поведения.
Список литературы
1 Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников
с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2005
2 Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие - М.: АСТ:
Астрель, 2006 -331с.
3 Жинкин Н.И. Механизмы речи - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958 - 370 с.