+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Мультстудия как форма развития коммуникативных функций детей с ОВЗ

Автор: Вершинина Екатерина Сергеевна

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из важных условий их успешной социализации; обеспечении полноценного участия в жизни общества; эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности [3, С. 12].

Еще Л. С. Выготский говорил о том, что задачей воспитания детей с нарушением развития является их интеграция в социум и создание условий компенсации их недостатка с учетом биоло-гических и социальных факторов. Этих взглядов придерживались и другие исследователи, занимающиеся основными направле-ниями адаптации: Г. М. Андреева, А. Адлер, Ф. Б. Березин, А. А. Бодалев, Э. Берн, Л. И. Божович, Г. Гартман [5, С. 86].

В последнее время ученые разрабатывают все больше инно-вационных подходов к взаимной адаптации детей с ограничен-ными возможностями здоровья и детей без ограничений здоровья. Взаимная адаптация – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов или субъектов друг на друга, который порождает их взаимную обусловленную связь [5, С. 125].

В настоящее время в работе с детьми с ОНР наряду со специальными коррекционными технологиями, составляющими основное содержание логопедического воздействия, начинают использоваться современные образовательные технологии [2], в том числе ИКТ. Современные информационно-коммуникационные средства позволяют проектировать прин-ципиально новые педагогические технологии, основанные на системном, деятельностном, полисенсорном, интерактивном подходах к коррекционному воздействию. Существует несколь-ко направлений работы с ИКТ. Наиболее востребованным у детей является – создание мультфильма.

В процессе образовательной работы с дошкольниками, имеющими и не имеющими ограничения в здоровье, ис-пользуется объемный вид анимации. Она создается благодаря персонажам – куклам, пластилиновым, песочным или иным ма-териальным героям.

Для того чтобы сделать процесс развития речи увлекатель-ным и разнообразным, можно комбинировать различные технологии: лепка; конструирование из конструктора ЛЕГО, оригами.

Алгоритм создания мультфильма с детьми:

В процессе предварительной работы, с детьми проводят беседы о мультипликации: рассказывают об ее истории, профессиях людей, участвующих в создании мультфильма, просматривают мультфильмы, выполненные в различных техниках.

Кроме того, педагог готовит все необходимые материалы для съемок: фотоаппарат; штатив; дополнительное освещение (лампа); компьютер, программы для создания мультфильма; микрофон; материалы для создания фона, персонажей в зави-симости от выбранной технологии.

После предварительной работы, педагог включает детей в процесс создания мультфильма:

1. Продумывание замысла. С какой целью создается мульт-фильм, в какой технике, что авторы хотят рассказать зрителю.

2. Составление сценария. Сценарий мультфильма может быть составлен с использованием технологии: карты Проппа. Владимир Яковлевич Пропп проанализировал структуру рус-ских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций. Иначе говоря, карточки Проппа – сказочный алгоритм или конструктор. С помощью карт Проппа дети составляют сценарий сказки.

3. Этап создания героев.

4. Съемка.

5. Озвучка мультфильма.

6. Заключительный этап работы – монтаж в компьютерной программе Windows Movie Maker.

В процессе совместной работы над созданием мультфильма у детей формируется лексико-семантическая сторона речи, например, при знакомстве со словами: мультфильм, режиссер, съемка, камера и т. п.

Происходит формирование фонетической стороны речи: автоматизация звуков. Развивается мелкая моторика во время продуктивной деятельности по созданию персонажей мульт-фильма. В процессе коммуникации дети обращаются друг к другу с просьбами, вопросами, что способствует их успешной социализации в коллективе.