+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе комбинированной направленности "Пересказ рассказа Скребицкого Г. А. "Весна" с добавлением последующих событий

Автор: Селуков Юлия Александровна

 

Конспект логопедического  занятия по развитию речи в подготовительной группе комбинированной направленности на  тему: «Пересказ рассказа  Скребицкого Г.А. «Весна» с добавлением последующих событий.

 

Цели и задачи:

 

Коррекционно-образовательные: учить детей добавлять последующие события, логически завершающие рассказ

 

Коррекционно - развивающие: развивать умение подбирать нужные глаголы, существительные и прилагательные, развивать творческое воображение и логическое мышление.

 

Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе.

 

Материал к занятию: фотография Г.А. Скребицкого,  текст рассказа «Весна», опорные картинки, иллюстрация с весенним пейзажем на проекторе.                                                                             

 

Лексический материал:

 

Части речи

Слова, сложные по смыслу

Слова, сложные по слоговой структуре

Существительные

пригорок, ложбинка, труха, хворост, тритон, ящерица

пригорок, ложбинка, хворост

Прилагательные

взъерошенный

длиннохвостый

Глаголы

пригрело, очнулись

расправили, опустели

 

 

 

Предварительная работа: «Подбери признаки» (весна, вода, ручьи…), рассматривание иллюстраций о весне.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

I.Организационная часть. Беседа о весне.

 

Логопед: Я хочу  загадать вам загадку:                                               Снег тает, день прибывает,                                                                         Когда это бывает?

 

Дети: Весной.

 

Логопед: Правильно, речь идёт о весне. Вот и наступила долгожданная весна. А кто нам назовёт весенние месяцы?

 

Дети: Март, апрель, май.

 

Логопед: Какой  сейчас месяц? (март).                                           

 

Игра «Думай, отвечай».

 

-Весной снег… (что делает?) чернеет, тает, становится серым.  

 

-Ручеек весной ..  … (что делает?) –бежит, журчит

 

- Солнце весной .. … (что делает?) – пригревает , светит ярче

 

-Сосульки ( что делают?) тают на солнце.

 

-Почки на деревьях… набухают.

 

-Ручей … бежит, журчит, течёт.

 

-Медведь… просыпается, выходит из берлоги.

 

-На лесных полянках появляются… (что?) первые проталины,

 

подснежники, молодая травка.

 

-Птицы весной… (какие?) звонкие, радостные, голосистые.

 

Логопед: Ребята, весна очень красивое время года. Вся природа просыпается ото сна и  радуется длинному   дню, тёплому солнцу. В русской литературе много произведений  о весне. Давайте прочитаем стихотворение Пожарского М. А., которое так и называется «Пришла весна».

 

Дети читают наизусть стихотворение:

 

Пришла весна.

 

Шумят леса, цветёт земля,                                      

 

Поёт – звенит ручей:

 

«Пришла весна, пришла весна –

 

В одежде из лучей!»

 

 

 

Ликуют детские сердца,

 

Стремясь в простор лугов:

 

«Пришла весна, пришла весна-

 

В гирлянде из цветов!»

 

II. Основная часть. Пересказ рассказа Скребицкого  Г. А.

 

1.Беседа о писателе.

 

Логопед: -Дети, я вам сейчас прочитаю рассказ Георгия Алексеевича  Скребицкого  (1903 – 1964) (Показывает фотографию писателя. Рассказывает  факты  из биографии.)

 

Георгий Алексеевич Скребицкий 20 июля 1903 года в Москве. В четыре  года он со всей семьёй переезжают  жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь. Детские впечатления от  неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приёмный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои  увлечения сумел передать мальчику.  Искренняя любовь к природе, появившаяся и осознанная ещё в детские и юношеские годы, стала ориентиром всего жизненного пути  Георгия Скребицкого. Его книги пользуются широкой популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом…

 

2.Чтение рассказа Скребицкого Г.А. « Весна» стр 103 Гомзяк О.С

 

3Логопед  разбирает лексическое значение новых слов:

 

Пригорок – небольшой холм у подножия горы.                                   Ложбинка – узкий  неглубокий овраг.                                                      Труха – старые прогнившие ветки и кора деревьев.                           Хворост – сухие опавшие тонкие сучья.

 

4Логопед задаёт вопросы по содержанию текста:                               Какие изменения происходят весной в природе?

 

Как побежал ручеёк?                                                                                      Что стало с зимними квартирами?                                                                 А жучки и букашки?                                                                                       Что сделал тритон?                                                                                        Что делала ящерица на пне? А лягушки?                                                     Кто появился  из – под  хвороста? (Версии детей.)

 

Динамическая пауза стр 71 Гомзяк О.С

 

3. Повторное чтение рассказа

 

Логопед дает детям установку на то, чтоб детям нужно составить пересказ рассказа и придумать, чем он закончится.

 

При возникающих у детей затруднениях при пересказе логопед предлагает составить план рассказа с помощью опорных сигналов. Это поможет детям логически составить связный пересказ.

 

Два пересказа составляют дети с использованием символов, а последующие -  без символов

 

4.Логопед читает версию писателя (продолжает рассказ).

 

…Вдруг под кучей хвороста что – то зашуршало, завозилось, и вылез оттуда ёжик. Вылез сонный, взъерошенный.   На иголках – сухая    трава, листья. Выбрался    ёжик на  пригорочек, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор  очищать. Трудно ему это сделать: лапки у него коротенькие, до спинки никак  не достанет. Обчистился немножко, потом уселся поудобнее и принялся языком брюшко вылизывать. Помылся, почистился  ёжик и побежал по полянке искать себе еду. Теперь ему, жуки, червяки, лягушки, лучше не попадайтесь: теперь ёжик голодный, сразу поймает и съест.

 

III. Заключительная  часть. Итог занятия.

 

Логопед спрашивает детей, какая из версий им больше всего понравилась? Почему?  Какое настроение автора вы почувствовали? Дети делятся впечатлениями. Воспитатель благодарит за занятие.

 

Логопед - Я горжусь вами и очень рада, что с этим заданием вы справились. Посмотрите, наши старания были не напрасны. Порадовали не только меня, но и Весну.