Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе комбинированной направленности "Пересказ рассказа Скребицкого Г. А. "Весна" с добавлением последующих событий
Автор: Селуков Юлия Александровна
Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе комбинированной направленности на тему: «Пересказ рассказа Скребицкого Г.А. «Весна» с добавлением последующих событий.
Цели и задачи:
Коррекционно-образовательные: учить детей добавлять последующие события, логически завершающие рассказ
Коррекционно - развивающие: развивать умение подбирать нужные глаголы, существительные и прилагательные, развивать творческое воображение и логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе.
Материал к занятию: фотография Г.А. Скребицкого, текст рассказа «Весна», опорные картинки, иллюстрация с весенним пейзажем на проекторе.
Лексический материал:
Части речи |
Слова, сложные по смыслу |
Слова, сложные по слоговой структуре |
Существительные |
пригорок, ложбинка, труха, хворост, тритон, ящерица |
пригорок, ложбинка, хворост |
Прилагательные |
взъерошенный |
длиннохвостый |
Глаголы |
пригрело, очнулись |
расправили, опустели |
Предварительная работа: «Подбери признаки» (весна, вода, ручьи…), рассматривание иллюстраций о весне.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I.Организационная часть. Беседа о весне.
Логопед: Я хочу загадать вам загадку: Снег тает, день прибывает, Когда это бывает?
Дети: Весной.
Логопед: Правильно, речь идёт о весне. Вот и наступила долгожданная весна. А кто нам назовёт весенние месяцы?
Дети: Март, апрель, май.
Логопед: Какой сейчас месяц? (март). –
Игра «Думай, отвечай».
-Весной снег… (что делает?) чернеет, тает, становится серым.
-Ручеек весной .. … (что делает?) –бежит, журчит
- Солнце весной .. … (что делает?) – пригревает , светит ярче
-Сосульки ( что делают?) тают на солнце.
-Почки на деревьях… набухают.
-Ручей … бежит, журчит, течёт.
-Медведь… просыпается, выходит из берлоги.
-На лесных полянках появляются… (что?) первые проталины,
подснежники, молодая травка.
-Птицы весной… (какие?) звонкие, радостные, голосистые.
Логопед: Ребята, весна очень красивое время года. Вся природа просыпается ото сна и радуется длинному дню, тёплому солнцу. В русской литературе много произведений о весне. Давайте прочитаем стихотворение Пожарского М. А., которое так и называется «Пришла весна».
Дети читают наизусть стихотворение:
Пришла весна.
Шумят леса, цветёт земля,
Поёт – звенит ручей:
«Пришла весна, пришла весна –
В одежде из лучей!»
Ликуют детские сердца,
Стремясь в простор лугов:
«Пришла весна, пришла весна-
В гирлянде из цветов!»
II. Основная часть. Пересказ рассказа Скребицкого Г. А.
1.Беседа о писателе.
Логопед: -Дети, я вам сейчас прочитаю рассказ Георгия Алексеевича Скребицкого (1903 – 1964) (Показывает фотографию писателя. Рассказывает факты из биографии.)
Георгий Алексеевич Скребицкий 20 июля 1903 года в Москве. В четыре года он со всей семьёй переезжают жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь. Детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приёмный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику. Искренняя любовь к природе, появившаяся и осознанная ещё в детские и юношеские годы, стала ориентиром всего жизненного пути Георгия Скребицкого. Его книги пользуются широкой популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом…
2.Чтение рассказа Скребицкого Г.А. « Весна» стр 103 Гомзяк О.С
3Логопед разбирает лексическое значение новых слов:
Пригорок – небольшой холм у подножия горы. Ложбинка – узкий неглубокий овраг. Труха – старые прогнившие ветки и кора деревьев. Хворост – сухие опавшие тонкие сучья.
4Логопед задаёт вопросы по содержанию текста: Какие изменения происходят весной в природе?
Как побежал ручеёк? Что стало с зимними квартирами? А жучки и букашки? Что сделал тритон? Что делала ящерица на пне? А лягушки? Кто появился из – под хвороста? (Версии детей.)
Динамическая пауза стр 71 Гомзяк О.С
3. Повторное чтение рассказа
Логопед дает детям установку на то, чтоб детям нужно составить пересказ рассказа и придумать, чем он закончится.
При возникающих у детей затруднениях при пересказе логопед предлагает составить план рассказа с помощью опорных сигналов. Это поможет детям логически составить связный пересказ.
Два пересказа составляют дети с использованием символов, а последующие - без символов
4.Логопед читает версию писателя (продолжает рассказ).
…Вдруг под кучей хвороста что – то зашуршало, завозилось, и вылез оттуда ёжик. Вылез сонный, взъерошенный. На иголках – сухая трава, листья. Выбрался ёжик на пригорочек, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор очищать. Трудно ему это сделать: лапки у него коротенькие, до спинки никак не достанет. Обчистился немножко, потом уселся поудобнее и принялся языком брюшко вылизывать. Помылся, почистился ёжик и побежал по полянке искать себе еду. Теперь ему, жуки, червяки, лягушки, лучше не попадайтесь: теперь ёжик голодный, сразу поймает и съест.
III. Заключительная часть. Итог занятия.
Логопед спрашивает детей, какая из версий им больше всего понравилась? Почему? Какое настроение автора вы почувствовали? Дети делятся впечатлениями. Воспитатель благодарит за занятие.
Логопед - Я горжусь вами и очень рада, что с этим заданием вы справились. Посмотрите, наши старания были не напрасны. Порадовали не только меня, но и Весну.