Путешествие в страну гласных звуков
Автор: Теплая Галина Алексеевна
Открытое занятие в старшей логопедической группе.
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе.
Тема: «Путешествие в страну гласных звуков». Подготовила и провела учитель-логопед Теплая Г.А.
Образовательные области: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Цели занятия: Обобщить и Систематизировать полученные знания о гласных звуках, их артикуляции и звучании.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания о гласных звуках, особенностях их артикуляции, формировать понятие «гласный звук»; Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки; Продолжать знакомить с символами, которые обозначают гласные звуки; Закреплять зрительные образы гласных букв; Проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук – буква»; Закреплять умение определять место звука в слове.
Развивающие:
Развивать фонематических слух; Развивать умение выделять гласные звуки из ряда других звуков; Развивать умение выделять гласные звуки в словах; Развивать умение выделять буквы, обозначающие гласные звуки из ряда других; Развивать логическое мышление при работе с образами букв; Развивать зрительное восприятие в работе с зашумленными картинками; Развивать общую и мелкую моторику; Развивать воображение, слуховое восприятие, внимание, мышление.
Воспитательные:
Формировать положительную установку на участие в занятии Формировать умение слушать сверстников и педагога Воспитывать чувство сотрудничества, желание помочь
Оборудование:
Магнитная доска, мольберт, изображение автобуса, предметные картинки (акула, индюк, осень, бык, эскимо, утка); демонстрационные символы, обозначающие гласные звуки и буквы; слоговые домики, кубики с буквами, изображение гласных букв разных размеров, зашумленные изображения букв.
Организационный момент:
Логопед: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас необычное занятие: мы отправимся в путешествие в Страну гласных звуков. Ребята, что мы знаем о гласных звуках? (Дети: Гласные звуки легко поются, воздух из ротика выходит свободно, без преград.) Логопед: Воздух свободно идет через рот. Нет препятствий разных, Голос участвует, голос зовет. Звук получается …..(Гласный) Итак, мы отправляемся в Страну гласных звуков. И поедем мы на волшебном автобусе. Выполняется логоритмическое упражнение «Автобус» (Железнова) Затем дети садятся на стульчики в «автобус». Логопед: Чтобы оказаться в Стране гласных звуков, нужно просто закрыть глазки. Вот реснички опускаются, Наши глазки закрываются, Сном волшебным засыпаем, В страну звуков улетаем. Раз, два, три, четыре, пять, Смотрим глазками опять. Вот мы и на месте.
Основная часть:
Логопед: Нас встречают жители Страны гласных звуков. Попробуйте их узнать! Широко открылся рот, Это гласный (А) поёт. Ребята, придумайте, пожалуйста, слово, которое начинается на звук А. (Дети отвечают.) Губки трубочкой тяну, Получилась песня (У). Ребята, придумайте, пожалуйста, слово, которое начинается на звук У. (Дети отвечают.) В улыбку губы растяни, Гласный звук поется (И). Ребята, придумайте, пожалуйста, слово, которое начинается на звук И. (Дети отвечают.) Ротик сделал колесо, Гласный звук запели (О). Ребята, придумайте, пожалуйста, слово, которое начинается на звук О. (Дети отвечают.) Лёжа летом в гамаке, Тянем дружно гласный (Э) Ребята, придумайте, пожалуйста, слово, которое начинается на звук Э. (Дети отвечают.) Заскучали малыши, Затянули песню (Ы). Ребята, а какой секрет мы знаем о звуке Ы? (Дети: Звук Ы не может быть в начале слова.) Логопед: Правильно! Придумайте, пожалуйста, слово со звуком Ы в середине. (Дети отвечают). Логопед: Давайте еще раз назовем все гласные звуки. Сколько их? Как нам отличить звук от буквы? (Дети: Букву мы видим и пишем, а звук мы слышим и произносим). Логопед: Да. Каждый звук мы можем записать буквой. (Выполняется упражнение пальчиковой гимнастики «Мы делили апельсин» и логоритмическое упражнение «Ананас похож на шишку»). Логопед:: Жителям страны гласных звуков нужна ваша помощь. Все буквы перемешались. Выберите только те кубики, где написаны гласные буквы. (Дети делятся на 2 команды и выбирают кубики с гласными буквами из ряда других.) Логопед: Жители страны гласных звуков приготовили для вас загадки: Треугольником плавник, Океаны бороздит. Пасть от злости распахнула, Рыба-хищница …(акула) Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года?» — спросим. Нам ответят: «Это…» (осень) Как на речку прилетает, Сразу в воду залезает. "Кря" - нырнула на минутку Вы узнали? Это ... (утка). Хвост как веер, гордый взгляд, Не одежда, а наряд, Пусть завидуют вокруг: Птица важная... (Индюк) Ножка деревянная, Рубашка шоколадная. На солнышке я таю, Во рту я исчезаю. (Эскимо) Он сын мамочки рогатой, Он корове будет братом, Сдвинет с места грузовик, Если вдруг захочет (бык) (Дети отгадывают загадки, называют первый звук и определяют количество слогов в слове.) Логопед: Молодцы! Вы отлично справились и с этим заданием. Ребята, буквы решили поиграть в прятки. Сможете угадать, кто спрятался? ( Логопед показывает детям изображения зашумленных букв, они отвечают.) Логопед: Молодцы! Вы отлично справились с этим непростым заданием. А теперь давайте поиграем с гласными звуками. (Дети встают в круг и выполняют упражнения фонетической ритмики «Гласные звуки». Логопед: Молодцы! Садитесь на стульчики. Вас ждет следующее задание. В стране гласных звуков живут разные жители, и большие, и маленькие. Давайте поможем им построиться по росту, от большого к маленькому и наоборот. Ребята, вы молодцы!
Итог занятия
Логопед: Наше путешествие подходит к концу. Где мы побывали? Давайте назовем гласные звуки еще раз. Сколько их? Молодцы! Наше сегодняшнее путешествие было очень интересным. А вам понравилось? Пришло время прощаться. Дети «садятся в автобус» и «уезжают».
|