+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха детей с нарушениями речи

Автор: Нигиматзянова Алиса Расимовна

 Игра - это работа ребенка, а игрушки - его инструменты. Игра детям нужна не меньше пищи и вашей любви. В игре ребенок изучает мир, поэтому для него необходимо создавать обучающую среду, с разными игрушками и занятиями. Детей не нужно учить играть; не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей. Для того, чтобы легче было принять детскую игру, некоторые взрослые пытаются найти в ней особый смысл, назвав ее работой. Стремясь ускорить процесс превращения ребенка во взрослого, многие взрослые не выносят, "когда ребенок теряет время на игру". Им кажется, что ребенок должен упорно работать, чтобы достичь какой-то цели, которая ему, взрослому, кажется достойной.

К сожалению, зачастую игра определяется как работа ребенка. По-видимому, это попытка хоть каким-то образом "узаконить" игру, показать, что игра может быть важной только тогда, когда она совпадает с тем, что считается важным в мире взрослых. Точно так же, как детство имеет свой внутренний смысл и не является просто подготовкой ко взрослости, точно так же игра имеет свою внутреннюю ценность и важна независимо от того, к каким последствиям она может привести.

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, но ещё большую значимость игра приобретает для детей логопатов, особенно с диагнозом ОНР и дизартрия. Поэтому обучение детей должно органически вплетаться в игровую деятельность. Дидактические игры имеют большое познавательное значение, особенно для детей с общим недоразвитием речи, т. к. расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия. Любая дидактическая игра развивает внимание (зрительное, слуховое) в том числе и к речи, речевой слух, наблюдательность, память, сообразительность. В ходе дидактической игры происходит развитие речевой активности ребёнка, знакомство с окружающим миром, что способствует их речевому и общему психическому развитию.

Дидактическая игра «Узнай, кто говорит?», «Угадай, что в мешочке?» («Волшебный мешочек»), «Угадай, что я делаю?», «Скажи, что звучит?», «Как звенит колокольчик?», «Угадай и скажи, кто как кричит?» направлены на развитие фонематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражаниях и т. д. Развивают мышление, обогащают лексический запас и знания детей, и игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, требующие координации и точности движений, сопровождающиеся речью, а также движениями: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Гулигуленьки», «Мальчик-пальчик».

На подгрупповых занятиях детям целесообразно давать различные виды лото и разрезные картинки или кубики, которые тоже полезны для самостоятельного достижения цели, построенной логопедом. У детей с тяжёлыми нарушениями речи преобладает наглядно-действенное восприятие. Показ картинки или предмета действует на них сильнее, чем слово. Поэтому в словесных дидактических играх по развитию речи необходимо как можно чаще использовать наглядные пособия. Например, давая пересказ можно дать ребёнку в игровой форме серию опорных предметных или сюжетных картинок, по которым он составляет рассказ, вставляя эти слова в текст рассказа или сказки. Также дети могут составлять рассказ или сказку по серии сюжетных картинок, выбирая самостоятельно последовательность действия, используя набор сюжетных картинок или «Сказочное лото» по различным темам (сказки Пушкина, Андерсена, русские народные сказки).

Дети должны угадать название сказки или хотя бы одного героя из неё, тогда они получат карточку с этой сказкой. Целью словесных дидактических игр, помимо основных логопедических задач является расширение кругозора детей, закрепление обобщённых понятий и обогащение словаря: например, «Испорченный телефон» (развитие слухового внимания, быстроты мышления, расширение знаний и словаря детей), «Скажи слово с нужным звуком» (развитие фонематического слуха, речевой активности), «Подбери слово», «Скажи по другому» (развитие умения подбирать нужные по смыслу слова, учить подбирать синонимы – слова близкие по значению).