Развитие произвольного внимания в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Автор: Семенова Елена Валентиновна
В статье даётся понимание психического процесса внимания у детей старшего дошкольного возраста и его значения при проведении индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий. Рассматривается характеристика познавательного процесса и его взаимосвязь с общей активностью и мотивацией старшего дошкольника. Описаны основные виды и свойства, которыми обладает процесс внимания в период старшего дошкольного возраста. Предложены задания, игры на развитие когнитивного процесса, а также требования, которые необходимо предъявлять к ребенку, как со стороны учителя-логопеда, так и со стороны родителей. Определено значение формирования и развития процесса внимания в старшем дошкольном возрасте к началу обучения к школе.
Если наблюдать в свободной деятельности за детьми старшего дошкольного возраста, то можно заметить, как быстро меняются их поведение, эмоции, настроение и общая заинтересованность деятельностью, которой они в данный момент заняты.
Не исключением являются индивидуальные занятия с учителем – логопедом. Очень часто бывают случаи, когда учитель-логопед использует в своей работе интересные игровые приемы и завлекает ребенка, но на непродолжительный период времени. Дошкольники, достигшие пятилетнего возраста, начинают проявлять беспокойство, тревожность, поведение характеризуется излишней расторможенностью. Всем педагогам известно, что любая деятельность успешна, если она сопровождается и осуществляется с должным вниманием. Внимание – это сложный психический процесс, тесным образом связанный с общей активностью и мотивацией ребенка старшего дошкольного возраста. Внимание характеризуется произвольной сосредоточенностью сознания на конкретном объекте. Особенность внимания старшего дошкольника в том, что оно стимулирует организацию и развитие познавательной сферы в целом, а именно: восприятия, слуховой и зрительной памяти, мыслительных операций, воображения, внутренней и внешней речи.
Рассмотрим особенности внимания детей старшего дошкольного возраста более подробно. В данной возрастной категории (5-7 лет) выделяют три основных вида процесса внимания:
- непроизвольное: внимание возникает без особых усилий (воли) в игровых и эмоционально ярких ситуациях;
- произвольное: особенностью является - проявление волевых усилий со стороны дошкольника. Ребенку необходимо самостоятельно заставить себя сконцентрироваться на деятельности не по его интересам, а по заданию;
Постпроизвольное: вид внимания, требующий от дошкольника продумывания своей деятельности (игры), возникновение интереса к ней, в результате которого происходит снятие волевого напряжения.
В свою очередь, процесс внимания обладает определенными свойствами:
1. Объём внимания. Свойство, определяющее осмысленное количественное удержание ребенком объектов в своем сознании на непродолжительный временной промежуток.
2. Устойчивость внимания. Свойство, помогающее дошкольнику сознательно сохранять интерес к деятельности, не отвлекаясь на посторонние раздражители
3. Отвлекаемость. Свойство, противоположное к предыдущему понятию – устойчивости. Ребенок непроизвольно перемещает свое внимание с одного объекта на другой.
4. Распределение внимания. Свойство, способствующее выполнению ребенком нескольких видов деятельности (заданий) в одно и то же время.
5. Переключение внимания. Свойство, осуществляющее сознательный переход от одного вида деятельности к другому. В свою очередь, быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого дошкольника.
Если объединить вышесказанное, то можно сделать вывод: что объем, устойчивость, переключение внимания относятся к положительным свойствам познавательного процесса. В свою очередь, рассеянность, отвлекаемость являются противоположными свойствами и не приводят к желаемым результатам в любом виде деятельности.
Дети старшего дошкольного возраста, обладающие значительным объёмом, устойчивостью, переключением внимания, характеризуются, как организованные, уверенные в себе, в своих высказываниях дети. Дошкольники, не обладающие описанными свойствами внимания, отличаются повышенной неуравновешенностью, суетливостью, сбивчивостью и многословностью речевых высказываний.
У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, как правило, внимание отличается неустойчивостью, ограниченностью, невозможностью распределения. Данные проявления сочетаются с речевыми нарушениями в фонетическом, грамматическом и лексическом речевом развитии.
Задача учителя – логопеда, работающего с категорией детей с общим недоразвитием речи, на ряду с коррекционно-развивающей работой по преодолению речевых нарушений вести параллельное воздействие по формированию произвольного внимания. Любой учитель понимает, что произвольное внимание развивается постепенно и это развитие зависит от множества составляющих факторов:
- психическое и физическое здоровье;
- рациональное соблюдение режимных моментов;
- повышенная (пониженная) требовательность к ребенку со стороны близких взрослых;
- общие интересы ребенка.
Проблема несформированности произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте актуальна потому, что к началу школьного обучения -это ценное новообразование, которое поможет маленькому школьнику воспринимать изучаемый материал в период начальной школьной адаптации.
Поэтому, проводя индивидуальные логопедические занятия необходимо включать в структуру задания на развитие произвольного внимания. В этом случае важно придерживаться некоторых требований:
1. Начинать занятие с трудных или, наоборот, лёгких заданий и игр. Определить уровень развития ребенка и выбрать посильную интеллектуальную и физическую нагрузки в игровой деятельности.
2. Определить и озвучить название, задачи, ход и роль игровой задачи, которые будет выполнять дошкольник в ходе задания.
3. Создать мотивационный настрой к организационно-игровой деятельности. В дошкольном возрасте используются сюрпризные моменты, способствующие положительному эмоциональному фону.
4. Осуществлять игровой процесс в занимательной форме, во время которого, как можно больше вложить в него интеллектуальной нагрузки.
Важно использовать однотипные игры на развитие произвольного внимания, чтобы не было эмоционального перенасыщения, а подаваемый материал усваивался на знакомых заданиях и только после этого переносился в новые условия.
Работа по развитию произвольного внимания должна подкрепляться на уровне детского сада – воспитателями, а дома – родителями. С этой целью необходимо проводить обучающие консультации для родителей детей, имеющих проблемы, разрабатывать методические рекомендации воспитателям, работающих с детьми.
Придерживаясь общей цели возможно научить дошкольника подчинению своего внимания собственно поставленной цели. Чем выше уровень произвольного внимания к концу старшего дошкольного возраста, тем выше возможность к эффективному обучению в школе.
Если наблюдать в свободной деятельности за детьми старшего дошкольного возраста, то можно заметить, как быстро меняются их поведение, эмоции, настроение и общая заинтересованность деятельностью, которой они в данный момент заняты.
Не исключением являются индивидуальные занятия с учителем – логопедом. Очень часто бывают случаи, когда учитель-логопед использует в своей работе интересные игровые приемы и завлекает ребенка, но на непродолжительный период времени. Дошкольники, достигшие пятилетнего возраста, начинают проявлять беспокойство, тревожность, поведение характеризуется излишней расторможенностью. Всем педагогам известно, что любая деятельность успешна, если она сопровождается и осуществляется с должным вниманием. Внимание – это сложный психический процесс, тесным образом связанный с общей активностью и мотивацией ребенка старшего дошкольного возраста. Внимание характеризуется произвольной сосредоточенностью сознания на конкретном объекте. Особенность внимания старшего дошкольника в том, что оно стимулирует организацию и развитие познавательной сферы в целом, а именно: восприятия, слуховой и зрительной памяти, мыслительных операций, воображения, внутренней и внешней речи.
Рассмотрим особенности внимания детей старшего дошкольного возраста более подробно. В данной возрастной категории (5-7 лет) выделяют три основных вида процесса внимания:
- непроизвольное: внимание возникает без особых усилий (воли) в игровых и эмоционально ярких ситуациях;
- произвольное: особенностью является - проявление волевых усилий со стороны дошкольника. Ребенку необходимо самостоятельно заставить себя сконцентрироваться на деятельности не по его интересам, а по заданию;
Постпроизвольное: вид внимания, требующий от дошкольника продумывания своей деятельности (игры), возникновение интереса к ней, в результате которого происходит снятие волевого напряжения.
В свою очередь, процесс внимания обладает определенными свойствами:
1. Объём внимания. Свойство, определяющее осмысленное количественное удержание ребенком объектов в своем сознании на непродолжительный временной промежуток.
2. Устойчивость внимания. Свойство, помогающее дошкольнику сознательно сохранять интерес к деятельности, не отвлекаясь на посторонние раздражители
3. Отвлекаемость. Свойство, противоположное к предыдущему понятию – устойчивости. Ребенок непроизвольно перемещает свое внимание с одного объекта на другой.
4. Распределение внимания. Свойство, способствующее выполнению ребенком нескольких видов деятельности (заданий) в одно и то же время.
5. Переключение внимания. Свойство, осуществляющее сознательный переход от одного вида деятельности к другому. В свою очередь, быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого дошкольника.
Если объединить вышесказанное, то можно сделать вывод: что объем, устойчивость, переключение внимания относятся к положительным свойствам познавательного процесса. В свою очередь, рассеянность, отвлекаемость являются противоположными свойствами и не приводят к желаемым результатам в любом виде деятельности.
Дети старшего дошкольного возраста, обладающие значительным объёмом, устойчивостью, переключением внимания, характеризуются, как организованные, уверенные в себе, в своих высказываниях дети. Дошкольники, не обладающие описанными свойствами внимания, отличаются повышенной неуравновешенностью, суетливостью, сбивчивостью и многословностью речевых высказываний.
У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, как правило, внимание отличается неустойчивостью, ограниченностью, невозможностью распределения. Данные проявления сочетаются с речевыми нарушениями в фонетическом, грамматическом и лексическом речевом развитии.
Задача учителя – логопеда, работающего с категорией детей с общим недоразвитием речи, на ряду с коррекционно-развивающей работой по преодолению речевых нарушений вести параллельное воздействие по формированию произвольного внимания. Любой учитель понимает, что произвольное внимание развивается постепенно и это развитие зависит от множества составляющих факторов:
- психическое и физическое здоровье;
- рациональное соблюдение режимных моментов;
- повышенная (пониженная) требовательность к ребенку со стороны близких взрослых;
- общие интересы ребенка.
Проблема несформированности произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте актуальна потому, что к началу школьного обучения -это ценное новообразование, которое поможет маленькому школьнику воспринимать изучаемый материал в период начальной школьной адаптации.
Поэтому, проводя индивидуальные логопедические занятия необходимо включать в структуру задания на развитие произвольного внимания. В этом случае важно придерживаться некоторых требований:
1. Начинать занятие с трудных или, наоборот, лёгких заданий и игр. Определить уровень развития ребенка и выбрать посильную интеллектуальную и физическую нагрузки в игровой деятельности.
2. Определить и озвучить название, задачи, ход и роль игровой задачи, которые будет выполнять дошкольник в ходе задания.
3. Создать мотивационный настрой к организационно-игровой деятельности. В дошкольном возрасте используются сюрпризные моменты, способствующие положительному эмоциональному фону.
4. Осуществлять игровой процесс в занимательной форме, во время которого, как можно больше вложить в него интеллектуальной нагрузки.
Важно использовать однотипные игры на развитие произвольного внимания, чтобы не было эмоционального перенасыщения, а подаваемый материал усваивался на знакомых заданиях и только после этого переносился в новые условия.
Работа по развитию произвольного внимания должна подкрепляться на уровне детского сада – воспитателями, а дома – родителями. С этой целью необходимо проводить обучающие консультации для родителей детей, имеющих проблемы, разрабатывать методические рекомендации воспитателям, работающих с детьми.
Придерживаясь общей цели возможно научить дошкольника подчинению своего внимания собственно поставленной цели. Чем выше уровень произвольного внимания к концу старшего дошкольного возраста, тем выше возможность к эффективному обучению в школе.