Коммуникативные техники преодоления речевых барьеров детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Автор: Крылова Наталья Анатольевна
Коммуникативные техники преодоления речевых барьеров детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Оглавление
Введение
Глава 1. Развитие речи старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
1.1. Особенности коммуникативного развития старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
1.2. Направления коррекционно-развивающей работы
Глава 2. Коррекционная помощь старшим дошкольникам с тяжёлыми нарушениями речи по преодолению речевых барьеров.
2.1.Типы и виды коммуникативных упражнений
2.2. Этапы коррекционного воздействия
Заключение
Список литературы
Введение
Речь – важное условие и средство коммуникации. Коммуникации – смысловой аспект социального взаимодействия: контакты, общение, обмен информацией между людьми.
Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через других людей.
Речевое общение – совокупность языковой и коммуникативной составляющих, где под языковым компонентом понимается владение всеми сторонами языка: его звуковой, лексической, грамматической системами.
Коммуникативный компонент – способность налаживать речевое взаимодействие с партнёром, устанавливать с ним диалогические, личностные отношения в зависимости от ситуации общения.
Главными коммуникативными качествами речи принято считать: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность и уместность.
Особую важность проблема коммуникативного развития детей дошкольного возраста приобретает в настоящее время, когда нравственная и коммуникативная сфера детей вызывает серьезную тревогу. Все чаще педагоги стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство довольно активно вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого взаимодействия со сверстниками. Этому способствует и то, что в подавляющем большинстве семей ребенок не имеет сестер и братьев. Возникающий на этой почве дефицит общения приводит к нежелательным последствиям в виде неумения учитывать интересы собеседника или игрового партнера. Возникает желание разрешить проблему «силовым» способом.
Ребёнок постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной по своей природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.
Работа с детьми с тяжёлыми нарушениями речи выявила наличие трудностей при построении процессов коммуникативного взаимодействия, переживаний детей, связанных с нереализованной потребностью свободного речевого общения. Практика показывает - плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся нерешительными, замкнутыми, стеснительными и даже агрессивными в общении с другими.
Глава 1. Развитие речи старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
1.1. Особенности коммуникативного развития старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта. Сложные, распространенные и длительно протекающие речевые нарушения у детей: заикание, дизартрия, ринолалия, алалия - характеризуются сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Данные речевые нарушения ограничивают коммуникативные возможности ребенка, искажают формирование личности, затрудняют социальную адаптацию. Трудности общения дошкольников, страдающих стойкими нарушениями речи, со сверстниками и взрослыми нередко становятся причиной задержки их личностного развития, низкого статуса в детском коллективе, дезадаптации, тревожности, препятствуют полноценному функционированию личности. Такие дети не могут сообщить сверстникам, окружающим его взрослым о своих потребностях и желаниях. Это ведёт к отказу от взаимодействия с людьми, страху общения, развитию тревожности.
1.2. Направления коррекционно-развивающей работы
У детей с тяжёлыми нарушениями речи навыки общения спонтанно не образуются.
В литературе выделены следующие направления коррекционно – развивающей работы учителей-логопедов детьми старшего дошкольного возраста:
· Развитие сенсорных и моторных функций;
· Развитие вербальной коммуникации;
· Развитие невербальной коммуникации;
· Развитие эмоционально-волевой сферы;
· Формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.
Помочь ребёнку максимально реализовать потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся недостатки можно только в процессе интенсивной, систематической и последовательной работы. Основную часть работы по развитию коммуникативных навыков, снятию речевых барьеров у детей берут на себя педагоги - психологи и воспитатели.
Суть логопедического воздействия заключается в направленном формировании коммуникативных умений и навыков (с опорой на осознание и на образец, создаваемый логопедом).
Глава 2. Коррекционная помощь старшим дошкольникам с тяжёлыми нарушениями речи по преодолению речевых барьеров.
2.1.Типы и виды коммуникативных упражнений
Коррекционно-развивающая и формирующая работа на логопедических занятиях в специальном коррекционном учреждении по развитию навыков общения может включать в себя коммуникативные упражнения, элементы психогимнастики, способствующие формированию коммуникативной компетентности у детей с речевой патологией.
В зависимости от поставленной на логопедическом занятии цели предлагается использовать следующие типы коммуникативных упражнений:
· индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений;
· парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнёру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его;
· групповые упражнения дают ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.
На логопедических занятиях учителя-логопеды могут использовать следующие виды коммуникативных упражнений:
· упражнения для совершенствования невербальных способов общения;
· тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником;
· упражнения для совершенствования психологических, логических и этических умений.
2.2. Этапы коррекционного воздействия
Работа по развитию коммуникативных навыков проходила в подготовительной к школе группе логопедического пункта МДОУ д/с№35. Коррекционное воздействие включает три этапа:
- развитие мотивационно – потребностной сферы;
- формирование представлений о правилах эффективного общения;
- овладение коммуникативными умениями.
Основная задача первого направления работы - вызвать у детей коммуникативную потребность и коммуникативное намерение, инициативность и стремление к общению друг с другом. С этой целью проводились коммуникативные игры. Они были использованы на фронтальных логопедических занятиях как организационный момент, динамическая пауза либо как часть занятия.
Игра «Приветствие»: дети, разбившись на пары, здороваются друг с другом: протягивают правые руки, или можно соприкоснуться любой другой частью тела.
Игра «Комплимент» Дети, сидя на полу, образуют круг. Сказать соседу слева или справа фразу, которая начинается словами: «Мне нравится в тебе…» Либо сказать приятные слова о внешнем виде, подметить понравившуюся черту характера. Цель: помочь ребенку со стороны увидеть свои положительные качества.
Игра «Ладонь в ладонь»: Разбившись на пары и, прижав ладони друг к другу, дети двигаются по комнате, в которой установлены различные препятствия. Цель: преодолеть препятствия, не разъединяя ладоней.
Игра «Добрые волшебники» Дети, сидя в кругу, слушают рассказ воспитателя о злом волшебнике, который жил в одной стране и мог заколдовать любого ребенка грубым словом. И тогда этот ребенок переставал смеяться, внезапно преображаясь в недоброго, злого человечка. Расколдовать его можно только добрым, ласковым обращением. Выбираются «заколдованные». «Добрые волшебники» поочередно подходят к «заколдованным» детям, одаривая их добрыми словами.
Игра «Замороженный принц (принцесса)» Детям рассказывают небольшую сказку о принце, которого заморозила злая снежная королева. Принца можно разморозить только с помощью нежных, добрых слов. Выбранный принц садится на стульчик. Дети по очереди говорят ему нежные, приятные слова. Принц улыбается – значит, он оттаял.
Игра «Доброе животное» Все встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит о том, что мы одно большое, доброе животное. Предлагает послушать, как оно дышит. Все прислушиваются к дыханию: своему и соседей. - Давайте подышим вместе! Вдох – делаем шаг вперед. Выдох – шаг назад. Так не только дышит животное, также чётко и ровно бьётся его большое и доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. Мы берём дыхание и стук сердца этого животного себе.
Учителя-логопеды могут включать в логопедическое занятие различные упражнения для совершенствования невербальных способов общения. Задачи упражнений: по особенностям выразительных движений и жестов научиться понимать определенные эмоциональные состояния окружающих, адекватно использовать невербальные способы общения для эффективного взаимодействия с людьми. В процессе коррекционно-педагогической работы можно использовать следующие виды упражнений:
«Я – не я!» Превратиться в какое-нибудь животное, птицу, насекомое (медведя, кенгуру, лису, слона, черепаху, дятла, бегемота, цаплю, муху, гуся и др.) и обыграть в позах и движениях повадки животного
«Вылепить скульптуру» Изобразить перед зеркалом следующие позы: мыслителя, скрипача, спящего кучера, боксера, пациента зубного врача, водителя, стрелка, землекопа, штангиста, лыжника, пассажира, стоящего в транспорте
«Неожиданный гость» Показать своё отношение к появлению неожиданного гостя
«Игра с облаком» Представить, что вам на ладони вытянутых рук село пушистое облако, подбросить его и поймать, перебросить из одной руки в другую, осторожно отпустить вверх, попрощаться
«Безмолвный разговор» Выполняйте в паре. Вы стоите перед воображаемым звукопроницаемым стеклом. Передайте информацию (договоритесь о чем-то) без слов и получите ответ.
«Говорящие руки» Выразительными движениями рук изобразите различные эмоциональные состояния (ласку, беспокойство, стыд, угрозу, напряжение, указ, восторг, мольбу, благодарность, доверие, , недовольство, безволие, нежелание, готовность приступить к делу, отказ от сопротивления, пр