+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие речи у детей во второй младшей группе детского сада

Автор: Семенова Елена Валентиновна

Возраст детей, посещающих вторую младшую группу детского сада, варьируется от трёх до четырех лет. В этот возрастной период прослеживается не только активная динамика в познавательной деятельности, но и в речевой сфере. На четвертом году жизни у дошкольника происходит непрерывное накопление пассивного и активного словаря. Если сопоставить числительные показатели речевого развития в период раннего дошкольного возраста и младшего дошкольного возраста, то:

- от двух до трёх лет словарных запас составляет от 250 до 300 слов,

- от трёх до четырех лет эти показатели возрастают до 800-1000 слов.

В этот возрастной период речь ребенка при активной динамике отличается большим количеством «неправильностей» в произносительной стороне речи, особенно это касается малознакомых и длинных слов. Какие же дефекты мы наблюдаем в развитие речевой сферы младшего дошкольника:

- упрощение слоговой структуры слова,

- перестановки звуков в слове,

- перестановки слогов в слове;

- пропуски звуков при их стечении.

Все вышеуказанные «неправильности» в речевом развитии ребенка младшего дошкольного возраста можно рассматривать как вариант нормы только в одном случае, когда в результате правильного речевого образца окружающих ребенка взрослых (родителей и воспитателей) дети приучаются и усваивают правильное произнесение слов, имеющихся в их активном словаре. Фонетически и грамматически правильная обратная речь ребенка – это результат целенаправленного речевого воздействия окружающего его взрослого окружения.

Грамматический строй речи младшего дошкольника также претерпевает большие изменения. Трехлетние дети начинают самостоятельно использовать в речи короткие фразы, которые состоят из трёх – четырёх слов. Таким образом, фразовое высказывание постепенно изменяется и усложняется, но остается ещё далекой от совершенства:

- не соблюдается порядок слов в предложении,

- не наблюдается согласования в оформлении связи между словами.

Конечно, фразовое речевое высказывание младшего дошкольника отличается аграмматичностью, но опять же – это вариант некой нормы, которое при грамотно оформленной речи окружающего ребенка взрослого окружения поддается быстрой корректировки.

Несколько особенным остается и звукопроизношение детей в этот возрастной период. Оно отличается рядом особенностей:

1. Согласные звуки подвергаются смягчению,

2. Свистящая группа звуков произносится:

     - искаженно;

     - заменяется.

3. Шипящая группа звуков произносится тоже недостаточно чётко:

     - искажаются;

     - заменяются.

4. Сонорные звуки в основном:

     - пропускаются;

     - заменяются.

Данные недостатки произносительной стороны речи стоит учитывать при подготовке речедвигательного и речеслухового анализаторов детей для дальнейшего развития фонематического восприятия и введения в речь правильно поставленных звуков.

Стоит отметить, что в младшем дошкольном возрасте продолжает происходить активный рост пассивного и активного словаря и фразовой речи. Поэтому, в этот возрастной период важно отмечать, на каком уровне находится состояние этих двух показателей относительно возрастной нормы. Чем беднее словарный запас ребенка, тем скуднее уровень фразовой речи. На этом фоне прогрессируют всевозможные замены, искажения, пропуски во внешней речи ребенка.

Взрослые, которые окружают ребенка, должны прислушиваться к речи малыша не только в тех случаях, когда они к нему обращаются, но и во время собственной игры ребенка в повседневной жизни. В процессе такого наблюдения важно уловить следующие особенности:

- недостаточность словарного запаса,

- неумение построения простой фразы,

- неустойчивость в произнесении звуков,

- запинки в речи ребенка.

Если родители наблюдают такие особенности, а возможно сочетание всех особенностей, то лучше обратиться к учителю – логопеду.

В данный возрастной период работа родителей, воспитателей и окружающих взрослых должна быть направлена на совершенствование и усложнение артикуляционных движений органов речевого аппарата с увеличением нагрузки на фонематическое восприятие. Актуальной остается работа по знакомству детей с органами артикуляционного аппарата и их основными движениями с усложнением (научить ребенка поднимать язык вверх и опускать вниз, направлять язык к уголкам рта). Уделяем внимание формированию и развитию целенаправленной воздушной струи (усложнением является – научить умению направлять воздушную струю посередине языка). В предшествующей работе у детей вырабатывался простой длительных ротовой выдох.

Продолжается работа по развитию слухового внимания. В двухлетнем возрасте ребенок учился различать тихое и громкое звучание предмета (игрушки), то уже в три года младший дошкольник пытается правильно воспринимать и соотносить силу звука со своими действиями. Следовательно, активизируется работа по развитию силы голоса. И если, в двухлетнем возрасте обращали внимание ребенка на то, что окружающая его речь может звучать с тихой и громкой интонацией, то детей трёх лет - учим пользоваться самостоятельно в собственной речи громки и тихим голосом.

 Родителям нужно помнить о том, что маленький дошкольник не способен полностью овладеть речью самостоятельно, ему необходима помощь окружающих его близких. Только в непрерывном взаимодействии со стороны родителей, воспитателей и специалистов дошкольного учреждения в организации и развитии речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов. Речевые базовые навыки закладываются на протяжении всего дошкольного периода, поэтому, очень важно закладывать правильный речевой образец начиная с младшего дошкольного возраста. В этот возрастной период обучение и коррекция происходит без каких – либо специальных усилий, на основе подражания правильной речи окружающих ребенка взрослых.