Конспект коррекционной НОД в подготовительной группе "Дифференциация звуков [Р]- [Л]
Автор: Степанова Елена Леонидовна
Конспект коррекционной НОД
в подготовительной группе
Цель. «Дифференциация звуков Р- Л»
Задачи.
1.Уточнить артикуляцию и характеристику звуков Р-Л;
2. Развивать фонематический слух;
3. Упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе слов;
4. Развивать умение образовывать в речи существительные множественного числа от существительных единственного числа;
5. Развивать концентрацию внимания;
6.Уточнить и расширить представления детей о цветах, строении цветка;
7. Развивать монологическую и диалогическую речь.
4.Способствовать формированию интереса к учебной деятельности и развитию у детей чувства собственного удовлетворения от выполненных заданий.
I. Вводная часть – 3 минуты.
а) чтение стихотворения;
б) определение первых звуков в названии цветов;
II. Основная часть – 25 минут.
а) уточнение характеристики звуков Р, Л.
б) дидактическая игра «Волшебный сундучок»;
в) словесная динамическая игра «Один - пять» с перекидыванием мяча
(упражнять детей в образовании существительных множественного числа от единственного числа).
г) построение звуковой схемы слова;
д) корректурное задание на нахождение звуков Р, Л.
е) дидактическая игра «Цепочка»;
ё) определение аромата
III. Заключительная часть (рефлексивный этап) – 2 минуты.
а) обобщение логопеда;
б) анализ НОД (о том какие знания показали дети).
I. Вводная часть
Логопед.
Розы, тюльпаны, пионы и лилии
Дарят нам радость своей красотой,
Везде продаются цветы в изобилии,
И люди довольно несут их домой.
Букету цветов будут рады родители,
С улыбкой в подарок получат друзья.
Как весело мама смеялась, вы видели,
Когда в майский день подарил цветы я.
Логопед. Назовите одним словом растения, о которых говорится в стихотворении?
Дети. Это цветы.
Логопед. Ребята, а вы любите цветы?
Предлагаю Вам сегодня вырастить наш цветочек - речецветик!
А что нужно, чтобы посадить цветок?
Дети. Семена!
Логопед. Правильно. Но у нас цветочек необычный, поэтому возьмём семечко и положим в конверт.
Молодцы! Теперь чтобы семечко превратилось в красивый цветок вам нужно выполнить задания.
Ребята, Речецветику нравятся два звука, а какие вы узнаете сами. Слушайте внимательно первые звуки в словах.
Ландыш, роза, ромашка, лаванда.
Ребята, вы догадались какие звуки нравятся Речецветику?
Дети. Речецветику нравятся звуки Р, Л.
Логопед: Правильно, звуки Р, Л! Сегодня на занятии мы с вами вырастим речецветик и научимся различать звуки Р, Л.
II. Основная часть
Посмотрите, пожалуйста, на схемы звуков Л и Р. Расскажите, как правильно произносить звуки Л, Р и какие они.
Дети. При звуке Л губы слегка открыты, зубы открыты, кончик языка поднимается к верхним зубам. Звук Л звонкий, воздушная струя идет по бокам языка, воздушная струя тёплая. Звук Л бывает твёрдым и мягким. И обозначается на письме буквой Л.
При звуке Р губы открыты, зубы открыты, кончик языка поднимается к верхним зубам и дрожит, вибрирует. Звук Р звонкий, сильная воздушная струя идет по языку, воздушная струя тёплая. Звук Р бывает твёрдым и мягким. И обозначается на письме буквой Р.
Логопед. Ребята, вы рассказали о звуках Р и Л, скажите пожалуйста, а чем они отличаются друг от друга?
Дети. При звуке Р язычок дрожит, а при Л нет. При звуке Л воздушная струя идёт по бокам, а при звуке Р по середине языка.
Логопед. Молодцы! И вот первое, что вырастает у речецветика – это корень.
Логопед. А теперь ребята, мы будем с вами находить место звуков Р и Л в названиях цветов при помощи волшебных сундучков. В один сундучок, кладём картинки со звуком Л, а в другой – Р. (Дети по цепочке выходят к доске, берут картинку. Ландыш, ромашка, клевер, роза, колокольчик, фиалка, чистотел).
Дети. Ландыш. Сундучок, сундучок открывай свой бочок. Звук Л находится в начале слова.
Логопед. Умницы, справились с заданием! Как вы думаете какая часть цветка появится из конверта?
Дети. Стебель.
Логопед. Точно, стебель.
Логопед. Поиграем в игру «Один – пять».
У меня одна белая ромашка – а у меня пять белых ромашек.
У меня один ароматный василёк – а у меня пять ароматных васильков.
У меня одна полезная мать-и- мачеха – а у меня пять полезных мать -и- мачех.
У меня одна голубая незабудка – а у меня пять голубых незабудок.
У меня одна жёлтая лилия – а у меня пять жёлтых лилий.
У меня одна красивая роза – а у меня пять красивых роз и т.д.
Логопед. Молодцы. Из конверта появляются листочки речецветика.
А сейчас постройте самостоятельно звуковую схему названия цветка, картинка цветка у вас на столах. (Роза, ромашка, пион, ландыш, фиалка, тюльпан).
Определите сколько в слове звуков и сколько слогов.
Логопед. Хорошо. И из конверта появляется бутон.
Ребята, скажите, пожалуйста, со звуками и буквами мы что делаем?
Дети. Звуки мы говорим и слышим, а буквы видим и пишем.
Логопед. Ребята на листочках с буквами нужно найти букву Л и обведи её в треугольник, а букву Р в квадрат.
Логопед. Молодцы. Наш речецветика распустился и стал красивым цветком. Бутон раскрылся и появились лепестки.
Ребята, что же ему не хватает?
Дети. Аромата.
Логопед. Да он пока не пахнет.
Сейчас мы с вами поиграем в игру цепочка и может тогда он обретёт аромат. Будем говорить название цветов по очереди, повторяя и те, которые сказали другие ребята.
Логопед. Молодцы! Ребята, у нас в конверте находятся три аромата разных цветов. Сейчас вы закроете глаза и представите, что находитесь на поляне с цветами. А я в это время вам буду предлагать послушать ароматы цветов (слушаем аромат носом). И каждый из вас решит, какой запах будет у речецветика. (Дети слушают аромат духов розы, ландыша и сирени).
Ребята, ну вот теперь скажите, какой аромат выбрали для речецветика?
Дети. Я выбрал для речецветика аромат розы и т.д.
Логопед. Умницы! Ребята, раз у нас речецветик волшебный, то и будет он благоухать по-разному. Вы согласны?
II. Заключительная часть
Логопед. Ребята, сегодня мы вырастили наш необычный цветочек, выполнив разные задания. Вам он нравится? Скажите, пожалуйста, какие части есть у цветка?
Дети. Цветок состоит из корня, стеблей, листков, бутона, лепестков.
А в чем необычность речецветика?
Дети. Необычность в том, что Речецветику нравятся звуки Р и Л.
Логопед. Чем отличаются звуки Р и Л.
Дети. А вам ребята, чем понравилось занятие?
Затем логопед отмечает работу каждого в отдельности ребёнка.