+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект НОД по развитию речи "День народного единства" для детей старшего дошкольного возраста

Автор: Степанова Елена Леонидовна

Конспект НОД по развитию речи на тему: «День народного единства» для детей старшего дошкольного возраста

Цель. Формирование чувства уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Задачи.

1. Познакомить детей с многообразием народов, населяющих Россию, побуждать уважительно относиться к культуре разных народов;

2. Развивать чувство гордости за Родину, познавательный интерес детей к истории и культуре России и народов, её населяющих;

3. Расширять и уточнять умения детей использовать в речи простые и сложные предложения.

4. Продолжать активизировать и обогащать словарь детей (национальность, лапоть, тюбетейка, малица, капор, кокошник, чум, юрта, камзул, курай, турман, чак-чак, каша, рыба).

5. Развивать умение образовывать в речи существительные множественного числа от существительных единственного числа;

6. Развивать словесно-логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, умение устанавливать причинно-следственные, логические связи.

7. Развивать монологическую и диалогическую речь.

8. Развивать умение использовать схематические изображения для составления связного высказывания из 5-6 предложений.

Предварительная работа.

1.Беседы с детьми о народах, населяющих Россию.

2.Чтение художественной литературы «Сказки народов России».

3.Дидактическая игра «Сколько братьев у нашего дома?»

4.Слушание народной музыки.

5.Разучивание пальчиковой гимнастики «Народы России».

Форма организации. Подгрупповая.

Методы и приёмы. Наглядные: рассматривание слайдов, демонстрация предметных картинок. Словесные: художественное слово, ответы детей на вопросы, дидактические игры «Я начну, а вы продолжите», «Один-много», «Угадай, чей предмет», составление описательных рассказов, пояснения, поощрение. Игровые: выполнение игровых действий в дидактических играх. Практические. Пальчиковая гимнастика «Народы России». Инновационные: использование мультимедии.

Материалы и оборудование: Компьютер, мяч, мольберт.

Аудиозапись песни «Моя Россия»

Картинка с изображением карты России

Дидактическая игра «Угадай, чей предмет» выполненная в программе Power Point.

Мнемосхема

I. Вводная часть – 3 минуты.

а) слушание аудиозаписи песни «Моя Россия»;

б) чтение стихотворения «Наш дом»

б) словесная игра «Я начну, а вы продолжите»

II. Основная часть – 15 минут.

а) беседа о народах России;

б) пальчиковая гимнастика «Российская семья»;

в) дидактическая игра «Угадай, чей предмет» соотнесение предмета с народом;

г) словесная динамическая игра «Один - много» с перекидыванием мяча

(упражнять детей в образовании существительных множественного числа от  единственного числа).

д) составление описательных рассказов по мнемосхеме

III. Заключительная часть (рефлексивный этап) – 2 минуты.

а) обобщение логопеда;

б) анализ НОД (о том какие знания показали дети).

I.Вводная часть

Логопед. Здравствуйте ребята! (Включаю аудиозапись песни «Моя Россия»).

Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас?

Дети. Это там где мы живём и где наш дом. Это наша страна.

Логопед. Правильно. Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте. Послушайте, пожалуйста, стихотворение (читаю стихотворение.)

«Наш дом» Е. Аксельрода

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом.

Ребята, а как называется наша страна?

Дети. Россия, Российская Федерация.

Логопед. Молодцы! Теперь сыграем в игру «Я начну, а вы продолжите».

Логопед. Наша страна называется

Дети. Россия.

Логопед. Наша страна очень

Дети. Большая, огромная, любимая, красивая, богатая.

Логопед. В ней много

Дети. Гор, рек, озёр, животных, лесов, городов, людей.

Логопед. Люди, которые живут в нашей стране, называются

Дети. Россияне.

II.Основная часть

Логопед. Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

Люди каких национальностей живут в нашей стране?

Дети. Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, ханты.

Логопед. Умнички. Предлагаю вместе выполнить пальчиковую гимнастику (произношу текст вместе с детьми, выполняя движения).

Стихотворение В. Степанова «Народы России».

Пальчиковая гимнастика «Народы России»

Живут в России разные                  Энергично сжимать и разжимают кулачки

Народы с давних пор,

Одним – тайга по нраву,                             соединить большой и указательный                                                                                                                                             пальцы правой руки

Другим – родной простор.                                   соединить большой и средний

У каждого народа                                           соединить большой и безымянный

язык свой и наряд                                                  соединить большой и мизинец

Один черкеску носит,                                                              соединить большой и указательный пальцы левой руки

Другой надел халат.                                               соединить большой и средний

Одни – рыбак с рожденья,                             соединить большой и безымянный

Другой – оленевод                                                соединить большой и мизинец

Одни кумыс готовит,                              Круговое поглаживание живота рукой

Другой готовит мед.                        Тыльной стороной ладони вытирают рот.

Одним милее осень              Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями.

Другим – милей весна,                               Приседают, поглаживают «траву».

А Родина – Россия                                                                                   «Домик».

У нас у всех одна.                                                                       Берутся за руки.

Логопед. Здорово, все у вас отлично получилось!

Ребята, поиграем «Угадай, чей предмет» посмотрите на планшет, (включаю игру). Угадайте русскому народу, башкирам или народу Севера хантам относятся данные национальные предметы.

Предметы: лапоть, тюбетейка, малица, капор, кокошник, сарафан, рубаха, чум, изба, юрта, камзул, олень, корова, лошадь, курай, гармонь, турман, чак-чак, каша, рыба.

1 Ребёнок. Я считаю, что юрта относится к жилищу башкир.

1Ребёнок. Мне кажется, что гармонь это русский музыкальный инструмент.

3 Ребёнок. Я думаю, тюбетейка это башкирский головной убор. И т.д.

Игра с перекидыванием мяча «Один – много».

Логопед. Ребята для одного человека нужен один лапоть, а для целого народа? (беру мяч и даю одному из детей).

Дети. Много лаптей.

Слова: тюбетейка – тюбетеек, малица – малиц, сарафан – сарафанов, кафтан –кафтанов и т.д.

Логопед. Ребята, а теперь расскажем о народе при помощи нашей мнемосхемы (выставляю схему для описательного рассказа, спрашиваю 2-3 детей).

Ответы детей.

1 ребенок. Русский народ говорит на богатом русском языке. У русского народа свой национальный костюм. Женщины носили кокошники, сарафаны, а мужчины кафтаны. Жил русский народ в деревянных избах и занимались земледелием. Любимая еда русского народа считаются блины, оладьи, борщ, каши.

2 ребенок. У башкирского народа свой башкирский язык. Башкирский народ имеет свой красивый костюм. Женщины носили елян. А мужчины на голове тюбетейки. Башкирский народ кочевой жил в юртах, которые можно было переносить. Основное их занятие это скотоводство. Национальный напиток башкир считается кумыс – это молоко кобылы, а также чак - чак, беляши.

Заключительная часть.

Логопед. Что сегодня вы узнали на занятии?

Дети. Что в нашей стране – России живут люди разных национальностей.

Логопед. Да, действительно, в Росси живут и живут дружно очень много народов. А мне очень важно знать ваше мнение, понравилась ли вам занятие? Прошу поднять руки вверх тем, кому было скучно, неинтересно. Тогда поднимите правую руку те, кому наше занятие понравилась? А левую руку те, кому наше занятие очень понравилась? Затем логопед отмечает работу каждого в отдельности ребёнка.