Конспект НОД по развитию речи "День народного единства" для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Степанова Елена Леонидовна
Конспект НОД по развитию речи на тему: «День народного единства» для детей старшего дошкольного возраста
Цель. Формирование чувства уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Задачи.
1. Познакомить детей с многообразием народов, населяющих Россию, побуждать уважительно относиться к культуре разных народов;
2. Развивать чувство гордости за Родину, познавательный интерес детей к истории и культуре России и народов, её населяющих;
3. Расширять и уточнять умения детей использовать в речи простые и сложные предложения.
4. Продолжать активизировать и обогащать словарь детей (национальность, лапоть, тюбетейка, малица, капор, кокошник, чум, юрта, камзул, курай, турман, чак-чак, каша, рыба).
5. Развивать умение образовывать в речи существительные множественного числа от существительных единственного числа;
6. Развивать словесно-логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, умение устанавливать причинно-следственные, логические связи.
7. Развивать монологическую и диалогическую речь.
8. Развивать умение использовать схематические изображения для составления связного высказывания из 5-6 предложений.
Предварительная работа.
1.Беседы с детьми о народах, населяющих Россию.
2.Чтение художественной литературы «Сказки народов России».
3.Дидактическая игра «Сколько братьев у нашего дома?»
4.Слушание народной музыки.
5.Разучивание пальчиковой гимнастики «Народы России».
Форма организации. Подгрупповая.
Методы и приёмы. Наглядные: рассматривание слайдов, демонстрация предметных картинок. Словесные: художественное слово, ответы детей на вопросы, дидактические игры «Я начну, а вы продолжите», «Один-много», «Угадай, чей предмет», составление описательных рассказов, пояснения, поощрение. Игровые: выполнение игровых действий в дидактических играх. Практические. Пальчиковая гимнастика «Народы России». Инновационные: использование мультимедии.
Материалы и оборудование: Компьютер, мяч, мольберт.
Аудиозапись песни «Моя Россия»
Картинка с изображением карты России
Дидактическая игра «Угадай, чей предмет» выполненная в программе Power Point.
Мнемосхема
I. Вводная часть – 3 минуты.
а) слушание аудиозаписи песни «Моя Россия»;
б) чтение стихотворения «Наш дом»
б) словесная игра «Я начну, а вы продолжите»
II. Основная часть – 15 минут.
а) беседа о народах России;
б) пальчиковая гимнастика «Российская семья»;
в) дидактическая игра «Угадай, чей предмет» соотнесение предмета с народом;
г) словесная динамическая игра «Один - много» с перекидыванием мяча
(упражнять детей в образовании существительных множественного числа от единственного числа).
д) составление описательных рассказов по мнемосхеме
III. Заключительная часть (рефлексивный этап) – 2 минуты.
а) обобщение логопеда;
б) анализ НОД (о том какие знания показали дети).
I.Вводная часть
Логопед. Здравствуйте ребята! (Включаю аудиозапись песни «Моя Россия»).
Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас?
Дети. Это там где мы живём и где наш дом. Это наша страна.
Логопед. Правильно. Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте. Послушайте, пожалуйста, стихотворение (читаю стихотворение.)
«Наш дом» Е. Аксельрода
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Ты не найдёшь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдём
Свою страну, наш общий дом.
Ребята, а как называется наша страна?
Дети. Россия, Российская Федерация.
Логопед. Молодцы! Теперь сыграем в игру «Я начну, а вы продолжите».
Логопед. Наша страна называется
Дети. Россия.
Логопед. Наша страна очень
Дети. Большая, огромная, любимая, красивая, богатая.
Логопед. В ней много
Дети. Гор, рек, озёр, животных, лесов, городов, людей.
Логопед. Люди, которые живут в нашей стране, называются
Дети. Россияне.
II.Основная часть
Логопед. Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.
Люди каких национальностей живут в нашей стране?
Дети. Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, ханты.
Логопед. Умнички. Предлагаю вместе выполнить пальчиковую гимнастику (произношу текст вместе с детьми, выполняя движения).
Стихотворение В. Степанова «Народы России».
Пальчиковая гимнастика «Народы России»
Живут в России разные Энергично сжимать и разжимают кулачки
Народы с давних пор,
Одним – тайга по нраву, соединить большой и указательный пальцы правой руки
Другим – родной простор. соединить большой и средний
У каждого народа соединить большой и безымянный
язык свой и наряд соединить большой и мизинец
Один черкеску носит, соединить большой и указательный пальцы левой руки
Другой надел халат. соединить большой и средний
Одни – рыбак с рожденья, соединить большой и безымянный
Другой – оленевод соединить большой и мизинец
Одни кумыс готовит, Круговое поглаживание живота рукой
Другой готовит мед. Тыльной стороной ладони вытирают рот.
Одним милее осень Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями.
Другим – милей весна, Приседают, поглаживают «траву».
А Родина – Россия «Домик».
У нас у всех одна. Берутся за руки.
Логопед. Здорово, все у вас отлично получилось!
Ребята, поиграем «Угадай, чей предмет» посмотрите на планшет, (включаю игру). Угадайте русскому народу, башкирам или народу Севера хантам относятся данные национальные предметы.
Предметы: лапоть, тюбетейка, малица, капор, кокошник, сарафан, рубаха, чум, изба, юрта, камзул, олень, корова, лошадь, курай, гармонь, турман, чак-чак, каша, рыба.
1 Ребёнок. Я считаю, что юрта относится к жилищу башкир.
1Ребёнок. Мне кажется, что гармонь это русский музыкальный инструмент.
3 Ребёнок. Я думаю, тюбетейка это башкирский головной убор. И т.д.
Игра с перекидыванием мяча «Один – много».
Логопед. Ребята для одного человека нужен один лапоть, а для целого народа? (беру мяч и даю одному из детей).
Дети. Много лаптей.
Слова: тюбетейка – тюбетеек, малица – малиц, сарафан – сарафанов, кафтан –кафтанов и т.д.
Логопед. Ребята, а теперь расскажем о народе при помощи нашей мнемосхемы (выставляю схему для описательного рассказа, спрашиваю 2-3 детей).
Ответы детей.
1 ребенок. Русский народ говорит на богатом русском языке. У русского народа свой национальный костюм. Женщины носили кокошники, сарафаны, а мужчины кафтаны. Жил русский народ в деревянных избах и занимались земледелием. Любимая еда русского народа считаются блины, оладьи, борщ, каши.
2 ребенок. У башкирского народа свой башкирский язык. Башкирский народ имеет свой красивый костюм. Женщины носили елян. А мужчины на голове тюбетейки. Башкирский народ кочевой жил в юртах, которые можно было переносить. Основное их занятие это скотоводство. Национальный напиток башкир считается кумыс – это молоко кобылы, а также чак - чак, беляши.
Заключительная часть.
Логопед. Что сегодня вы узнали на занятии?
Дети. Что в нашей стране – России живут люди разных национальностей.
Логопед. Да, действительно, в Росси живут и живут дружно очень много народов. А мне очень важно знать ваше мнение, понравилась ли вам занятие? Прошу поднять руки вверх тем, кому было скучно, неинтересно. Тогда поднимите правую руку те, кому наше занятие понравилась? А левую руку те, кому наше занятие очень понравилась? Затем логопед отмечает работу каждого в отдельности ребёнка.