+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект подгруппового занятия "Сказка в сказке" по развитию лексико-грамматических категорий для детей подготовительной логопедической группы с ОНР III уровня

Автор: Колесникова Оксана Александровна

Конспект подгруппового занятия «Сказка в сказке» по развитию лексико-грамматических  категорий для детей подготовительной логопедической группы с ОНР III уровня

 

Цели: закреплять умение отвечать полными предложениями на вопросы; активизировать словарь по теме «Осень», закреплять умение образовывать прилагательные; закреплять умение составлять предложения с предлогами В, НА, ПОД по опорным схемам,

Задачи:

-  развивать внимание, память, логическое мышление, выразительность речи, координацию движения и речи;

- воспитывать любовь к животным, интерес к народному творчеству.

Оборудование:  декорации для сказки «Теремок», сюжетные картинки из сказки, картинки героев сказок, игрушки: мышка, заяц, еж, схемы слов, мяч.

Количество детей: 3-5

Время занятия: 20 минут

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

1.Оргмомент. Сегодня у нас будет сказка о сказке. А, получилось или нет - вы скажете в конце нашей истории. Сядет  тот,  кто вспомнит название  любой сказки.

2. Объявление темы:

-  Ребята, что такое сказка? - (устное народное творчество, волшебство)

- Как называют человека, который придумывает сказки и рассказывает? -  (сказочник)

- А если сказки придумывает и рассказывает женщина, то её называют: - (сказочница).

- Про кого же вы знаете сказки?  Ответы детей: - (про людей, птиц, животных,  про  предметы).

- Если автора у сказки нет, но её придумал народ. Как такую сказку называют: - (народной).

Логопед: Сегодня мы с вами вспомним сказку «Теремок». И не много ее переделаем:

  Стоял на полянке Теремок и приходили к нему разные звери. Предлагаю  и нам поиграть в Теремок:

Живем мы в доме своем,

Как в тереме лесном.

Тук-тук-тук. Кто это  к нам пришел? (логопед показывает мышку)

Дети:  «Мышка»

Логопед: Я мышка-норушка,

По дороге долго шла,

В лес красивый забрела.

Вижу, Теремок стоит.

 А я с лукошком пришла.

Логопед: Мышка в лукошке листья принесла и картинки. Спасибо тебе, мышка.

 

3. Образование относительных прилагательных.

Игра с мячом «Какие листья?»:

Логопед: Вокруг Теремка растет много  разных деревьев. И в лукошке у Мышки листья тоже  с разных деревьев. Давайте посмотрим и скажем какой лист и с какого дерева:

- как называются  листья с  березы? (березовые)

- как называются листья с дуба? (дубовые)

- как называются листья с осины? (осиновые)

 - как называются листья с клена? (кленовые)

- как называются листья с рябины? (рябиновые)

- как называются листья с каштана? (каштановые)

 4. Физминутка. « Деревья»

Выросли деревья в поле

Хорошо расти на воле! (потягивания – руки в стороны)

Каждое деревце старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул осенний ветер,

Закачались тут же ветки, (дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до самой земли (наклоны вперед)

Влево-вправо, взад-вперед -

Так деревья ветер сильно гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же у них  отдых будет? (Вращение туловищем)

Вдруг ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Логопед: Тук-тук-тук.

К нам еще кто-то пришел. (Показывает ежа)

Дети: – «Ежик»

Ёж осеннею порой

В лес отправился густой.

Прямо скажем не гулять,

А ягоды и грибочки собирать.

Я в лесу ягоды и  грибочки собирал

К теремочку я попал,

Какой красивый домик!

Логопед: Ребята, а ежик нам принес грибы (картинки грибов: масленок, сыроежка, опенок, подберезовик, лисичка, белый гриб).

 Давайте вместе посчитаем до 5 каждый гриб.

5. «Счет до 5»: подберезовик, масленок, сыроежка, белый гриб, подосиновик.

6. Пальчиковая гимнастика.  «Осень»:

Тук-тук-тук. Кто же там еще пришел? (Логопед показывает зайца)

Я Зайчик-Побегайчик,

Серенький кафтанчик!

Разрешите мне с вами жить?

Логопед: Ребята, зайчик нам принес игру для наших пальчиков. Давайте вместе поиграем. Приготовьте свои ладошки:

Осень, осень, - (трем ладошки друг о друга)

К нам приходи! – (по очереди сжимаем кулачки)

Осень, осень, - (трем ладошки друг о друга)

Погляди! – (положить ладошки на щеки)

Листья желтые кружатся, - (движение ладонями сверху вниз)

Тихо-тихо  на землю ложатся. – (поглаживаем коленки)

Солнце нас уже не греет, - (по очереди сжимаем кулачки)

Ветер дует все сильнее, - (разводим одновременно ручки в разные стороны)

К югу полетели птицы, - (скрестить ручки и пошевелить пальчиками)

Дождик к нам в окно стучится. – (стучим пальчиками по ладошкам)

Шапки, куртки теплые  надеваем – (делаем вид)

И ботинки свои обуваем – ( постучать ногами)

Знаем месяцы: - (похлопать ладошками по коленкам)

Сентябрь,  Октябрь, и Ноябрь. – (кулак, ребро, ладонь)

7.  Составление предложений с предлогами с опорой на схемы.

Логопед: Тук-тук-тук. Ребята, кто – то опять в дверь стучится. (показывает лисичку)

 Это я, Рыжая Лисица –

На все руки мастерица!

Можно с вами стану жить?

Буду вам каши варить,

Печь могу я сушки,

Пирожки, да сладкие ватрушки!

Логопед: Ребята, вот и лисичка тоже не с пустыми руками пришла. Давайте посмотрим какое задание она нам приготовила. Садитесь за столы.  У вас на столах лежат схемы, которые обозначают маленькие слова в предложении.

Эта схема обозначает какое маленькое слово? ( В )

Рисунок 1

Эта схема обозначает какое слово? ( НА )

Рисунок 2

Эта схема обозначает какое слово? ( ПОД )

Рисунок 3

Логопед: Тук-тук-тук. Кто же там стучится в дверь? (показывает волка и медведя). Ребята, волк и медведь тоже хотят жить в Теремке и принесли с собой задание для нас. (в корзинке задание: составить предложения)

8. «Расскажи-ка»:

Составим предложения с помощью этих слов. Наши гости разбрелись по Теремку и вокруг него. Расскажите, где они могут быть:

Мышка на крыльце. Лиса  в комнате. Зайчик под деревом. Ежик под столом. Волк в теремке, Медведь сел под кустом.

- Посмотрите на картину. Составьте предложение со словом «В». Составьте предложение со словом «НА». Составьте предложение со словом «ПОД».

9. Итог занятия.

Логопед: Хорошую сказку мы придумали? Хороший домик Теремок. Много в нем собралось друзей, всем хватит места. Очень важно  дружно всем в нем  жить. Ребята, вам понравилась наша сказка? Вы сегодня  хорошо справились со всеми заданиями. Молодцы.

 

 

                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Список используемой литературы:

1.     Игры и упражнения для развития речи.  – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 160 с.  Н.М. Быкова

Сайты:

1.     http://www.методкабинет.рф/

2.     https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/02/15/rol-knigi-v-razvitii-rechi-doshkolnika