Конспект подгруппового занятия "Сказка в сказке" по развитию лексико-грамматических категорий для детей подготовительной логопедической группы с ОНР III уровня
Автор: Колесникова Оксана Александровна
Конспект подгруппового занятия «Сказка в сказке» по развитию лексико-грамматических категорий для детей подготовительной логопедической группы с ОНР III уровня
Цели: закреплять умение отвечать полными предложениями на вопросы; активизировать словарь по теме «Осень», закреплять умение образовывать прилагательные; закреплять умение составлять предложения с предлогами В, НА, ПОД по опорным схемам,
Задачи:
- развивать внимание, память, логическое мышление, выразительность речи, координацию движения и речи;
- воспитывать любовь к животным, интерес к народному творчеству.
Оборудование: декорации для сказки «Теремок», сюжетные картинки из сказки, картинки героев сказок, игрушки: мышка, заяц, еж, схемы слов, мяч.
Количество детей: 3-5
Время занятия: 20 минут
Ход занятия
1.Оргмомент. Сегодня у нас будет сказка о сказке. А, получилось или нет - вы скажете в конце нашей истории. Сядет тот, кто вспомнит название любой сказки.
2. Объявление темы:
- Ребята, что такое сказка? - (устное народное творчество, волшебство)
- Как называют человека, который придумывает сказки и рассказывает? - (сказочник)
- А если сказки придумывает и рассказывает женщина, то её называют: - (сказочница).
- Про кого же вы знаете сказки? Ответы детей: - (про людей, птиц, животных, про предметы).
- Если автора у сказки нет, но её придумал народ. Как такую сказку называют: - (народной).
Логопед: Сегодня мы с вами вспомним сказку «Теремок». И не много ее переделаем:
Стоял на полянке Теремок и приходили к нему разные звери. Предлагаю и нам поиграть в Теремок:
Живем мы в доме своем,
Как в тереме лесном.
Тук-тук-тук. Кто это к нам пришел? (логопед показывает мышку)
Дети: «Мышка»
Логопед: Я мышка-норушка,
По дороге долго шла,
В лес красивый забрела.
Вижу, Теремок стоит.
А я с лукошком пришла.
Логопед: Мышка в лукошке листья принесла и картинки. Спасибо тебе, мышка.
3. Образование относительных прилагательных.
Игра с мячом «Какие листья?»:
Логопед: Вокруг Теремка растет много разных деревьев. И в лукошке у Мышки листья тоже с разных деревьев. Давайте посмотрим и скажем какой лист и с какого дерева:
- как называются листья с березы? (березовые)
- как называются листья с дуба? (дубовые)
- как называются листья с осины? (осиновые)
- как называются листья с клена? (кленовые)
- как называются листья с рябины? (рябиновые)
- как называются листья с каштана? (каштановые)
4. Физминутка. « Деревья»
Выросли деревья в поле
Хорошо расти на воле! (потягивания – руки в стороны)
Каждое деревце старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул осенний ветер,
Закачались тут же ветки, (дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до самой земли (наклоны вперед)
Влево-вправо, взад-вперед -
Так деревья ветер сильно гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же у них отдых будет? (Вращение туловищем)
Вдруг ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Логопед: Тук-тук-тук.
К нам еще кто-то пришел. (Показывает ежа)
Дети: – «Ежик»
Ёж осеннею порой
В лес отправился густой.
Прямо скажем не гулять,
А ягоды и грибочки собирать.
Я в лесу ягоды и грибочки собирал
К теремочку я попал,
Какой красивый домик!
Логопед: Ребята, а ежик нам принес грибы (картинки грибов: масленок, сыроежка, опенок, подберезовик, лисичка, белый гриб).
Давайте вместе посчитаем до 5 каждый гриб.
5. «Счет до 5»: подберезовик, масленок, сыроежка, белый гриб, подосиновик.
6. Пальчиковая гимнастика. «Осень»:
Тук-тук-тук. Кто же там еще пришел? (Логопед показывает зайца)
Я Зайчик-Побегайчик,
Серенький кафтанчик!
Разрешите мне с вами жить?
Логопед: Ребята, зайчик нам принес игру для наших пальчиков. Давайте вместе поиграем. Приготовьте свои ладошки:
Осень, осень, - (трем ладошки друг о друга)
К нам приходи! – (по очереди сжимаем кулачки)
Осень, осень, - (трем ладошки друг о друга)
Погляди! – (положить ладошки на щеки)
Листья желтые кружатся, - (движение ладонями сверху вниз)
Тихо-тихо на землю ложатся. – (поглаживаем коленки)
Солнце нас уже не греет, - (по очереди сжимаем кулачки)
Ветер дует все сильнее, - (разводим одновременно ручки в разные стороны)
К югу полетели птицы, - (скрестить ручки и пошевелить пальчиками)
Дождик к нам в окно стучится. – (стучим пальчиками по ладошкам)
Шапки, куртки теплые надеваем – (делаем вид)
И ботинки свои обуваем – ( постучать ногами)
Знаем месяцы: - (похлопать ладошками по коленкам)
Сентябрь, Октябрь, и Ноябрь. – (кулак, ребро, ладонь)
7. Составление предложений с предлогами с опорой на схемы.
Логопед: Тук-тук-тук. Ребята, кто – то опять в дверь стучится. (показывает лисичку)
Это я, Рыжая Лисица –
На все руки мастерица!
Можно с вами стану жить?
Буду вам каши варить,
Печь могу я сушки,
Пирожки, да сладкие ватрушки!
Логопед: Ребята, вот и лисичка тоже не с пустыми руками пришла. Давайте посмотрим какое задание она нам приготовила. Садитесь за столы. У вас на столах лежат схемы, которые обозначают маленькие слова в предложении.
Эта схема обозначает какое маленькое слово? ( В )
Рисунок 1
Эта схема обозначает какое слово? ( НА )
Рисунок 2
Эта схема обозначает какое слово? ( ПОД )
Рисунок 3
Логопед: Тук-тук-тук. Кто же там стучится в дверь? (показывает волка и медведя). Ребята, волк и медведь тоже хотят жить в Теремке и принесли с собой задание для нас. (в корзинке задание: составить предложения)
8. «Расскажи-ка»:
Составим предложения с помощью этих слов. Наши гости разбрелись по Теремку и вокруг него. Расскажите, где они могут быть:
Мышка на крыльце. Лиса в комнате. Зайчик под деревом. Ежик под столом. Волк в теремке, Медведь сел под кустом.
- Посмотрите на картину. Составьте предложение со словом «В». Составьте предложение со словом «НА». Составьте предложение со словом «ПОД».
9. Итог занятия.
Логопед: Хорошую сказку мы придумали? Хороший домик Теремок. Много в нем собралось друзей, всем хватит места. Очень важно дружно всем в нем жить. Ребята, вам понравилась наша сказка? Вы сегодня хорошо справились со всеми заданиями. Молодцы.
Список используемой литературы:
1. Игры и упражнения для развития речи. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 160 с. Н.М. Быкова
Сайты:
1. http://www.методкабинет.рф/
2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/02/15/rol-knigi-v-razvitii-rechi-doshkolnika