+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Особенности выполнения артикуляционной гимнастики при постановке свистящей группы звуков

Автор: Семенова Елена Валентиновна

Краткое описание работы
В статье описывается проявление логопедического дефекта – межзубного произношения свистящей группы звуков (С-СЬ, З-ЗЬ, Ц). В логопедической практике подобное нарушение носит распространенный характер и имеет множество методической литературы по коррекции данного искажения. В работе дается описание самых основных артикуляционных упражнений для отработки положений губ, зуб, языка и последовательность их выполнения. А также описываются упражнения, направленные на выработку непрерывной воздушной струи необходимой для постановки данной группы звуков.

В логопедической практике распространенным дефектом является искаженное произношение свистящей группы звуков (С-СЬ, З-ЗЬ, Ц), когда язык находится межзубном положении и при произношении слов с данной группой звуков кончик языка постоянно виден между зубами. В такой артикуляционной позиции (С-СЬ, З-ЗЬ, Ц) не имеют характерного для них свистящего оттенка, и звучание их оглушается и искажается. Недостаток такого произношения состоит в том, что данный дефект легко закрепляется и, если не осуществить своевременное коррекционное воздействие, может остаться на всю жизнь. Часто родители спокойно воспринимают подобный дефект, рассчитывая, что он с возрастом пройдет, расценивают его, как баловство, особенность детской речи. Это неправильно, потому что подобное произношение закрепляется и с возрастом исправить его становится все сложнее. Что касается самого ребенка, то он не замечает, что язык принимает неправильное положение (выходит за линию зубов).

Возникает вопрос, как исправить подобный речевой недостаток? Существует несколько способов коррекции и каждый учитель – логопед использует именно свой, отработанный, но в основе всех коррекционных приемов лежит правильное выполнение артикуляционных упражнений. Нужно знать, что для произнесения свистящей группы звуков (С-СЬ, З-ЗЬ, Ц) от ребенка дошкольного или школьного возраста требуется напряженная и точная работа органов артикуляционного аппарата, а именно, точные движения языка, которые включают в себя6

- движения кончика языка (положение за нижними зубами);

- положение боковых краев языка (плотное примыкание к верхним коренным зубам);

- положение спинки языка (передняя часть её приподнята к альвеолам и образует с ними щель, при артикуляционной позиции звука Ц передняя часть спинки языка сначала образует смычку, а затем щель);

- положение губ (губы находятся в улыбке);

- положение нижней челюсти (челюсть едва опущена, рот приоткрыт);

- направление воздушной струи (выдыхаемая струя воздуха должна быть достаточно сильной и направленной по центру языка, образуя «желобок»);

Для выработки точных артикуляционных поз, их быстрого переключения и сильной воздушной струи способствуют артикуляционные упражнения из основного комплекса артикуляционной гимнастики:

1. «Загнать мяч в ворота»

Цель упражнения: выработка длительной воздушной струи, направленной посередине языка

Описание упражнения: ребенок вытягивает губы трубочкой вперед и производит вдох через нос и длительно выдыхает на шарик из ваты, который лежит перед ним. Шарик нужно загнать в импровизированные ворота, выложенных из карандашей в виде буквы П (усложнением является изменение расстояния между карандашами).

Методические рекомендации к выполнению упражнения:

- следить, чтобы выдыхаемый воздух не уходил в щеки (щеки не раздувались), для этого можно попросить ребенка указательными пальчиками «поставить точечки» в центре щек и удерживать пальчики на месте;

- выдыхаемая воздушная струя не должна быть прерывистой, попросите ребенка загонять мяч в ворота на одном дыхании.

2. «Наказать непослушный язычок»

Цель упражнения: выработка умения расслаблять мышцы языка и удерживать его в широком, распластанном положении.

Описание упражнения: ребенок немного приоткрывает рот, спокойно укладывает язык на нижнюю губу, и слегка пошлепывает его губами, одновременно произнося: «пя-пя-пя …».

Методические рекомендации к выполнению упражнения:

- следить за положением нижней губы, не допуская её подворачивания и натягивания на нижние зубы;

- контролировать положение языка, он должен быть широким и его края должны касаться уголков рта;

- похлопывание языка губами необходимо осуществлять несколько раз на протяжении одного выдоха (усложнением данного упражнения может быть покусывание языка зубами, сохраняя в таком же положении губы, язык и зубы на протяжении одного выдоха). Во всех вариантах выполнения упражнения контролировать, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Проконтролировать правильное выполнение артикуляционного упражнения можно следующим образом: при поднесении ватки ко рту ребенка, она будет отклоняться. Контроль правильного выполнения данного артикуляционного упражнения способствует выработки направленной воздушной струи необходимой для постановки свистящей группы звуков.

3. «Блинчик»

Цель упражнения: выработка умения удерживать язык в расслабленном, спокойном положении.

Описание упражнения: попросите ребенка улыбнуться, слегка приоткрыв рот, положить широкий передний край на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под сет от пяти до десяти.

Методические рекомендации к выполнению упражнения:

- следить, чтобы ребенок не растягивал губы в сильную улыбку, во избежание напряжения;

- контролировать, чтобы не происходило подворачивания нижней губы;

- не допускать высовывания языка далеко, он должен слегка накрывать нижнюю губу;

- следить за боковыми краями языка, они должны касаться уголков рта.

Если упражнение у ребенка не получается, необходимо вернуться и отработать упражнение «Наказать непослушный язычок».

4. «Кто дальше загонит мяч?»

Цель: выработка плавной длительной непрерывной воздушной струи, которая идет посередине языка.

Описание упражнения: попросите ребенка улыбнуться и положить широкий передний край языка на нижней губе и произносить звук Ф длительно и подуть на ватку, чтобы она полетела на противоположный край стола.

Методические рекомендации к выполнению упражнения:

- следить за положением нижней губы, чтобы не натягивалась на нижние зубы;

- контролировать воздушную струю, она не должна «уходить» в щеки;

- контролировать произнесение ребенком звука Ф, а не Ж, это нужно для того, чтобы выдыхаемая воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

5. Упражнение «Почистим зубы»

Цель: выработка умения удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание упражнения: попросите ребенка улыбнуться, показать зубы немного приоткрыть. Затем «почистить» нижние зубы, осуществляя движения языком из стороны в сторону, а затем снизу вверх.

Методические рекомендации к выполнению упражнения:

- следить за неподвижностью губ, в положении улыбки;

- выполняя движения кончиком языка в стороны (вправо - влево) контролировать, чтобы он находился у десен, а не производил скольжение по верхнему краю зубов;

- выполняя движения языком снизу – вверх, контролировать, чтобы кончик языка оставался в широком положении, и начало движения осуществлялось от корней нижних зубов;

- усложнением данного упражнения можно считать выполнение его элементов при закрытом рте.

При правильном и точном выполнении всех упражнений артикуляционной гимнастики можно приступать к постановке изолированного звука. И если предварительная работа осуществлялась качественно, с должным вниманием, последовательно, то постановка звука проводится по подражанию и не вызывает особых сложностей. Если постановка изолированного звука вызывает проблемы, то можно использовать следующие упражнения:

- попросите ребенка высунуть широкий язык между зубами так, чтобы кончик языка располагался на уровне резцов, губы при этом сильно растянуть в улыбке. Если получится, то можно попросить ребенка прикусить язык с обеих сторон коренными зубами по бокам;

- оставаясь в таком положении подуть на середину языка, струя воздуха должна быть холодной. Это упражнение необходимо для того, чтобы сформировался «желобок» посередине языка. Покажите ребенку «желобок» в зеркале и обратите внимание на свист, который получается у ребенка;

- если у ребенка получается чистый свист, подкрепляя наглядным отображением в зеркале, медленно убирать язык за нижние резцы. Должен появиться чистый звук С, который последовательно автоматизируется:

- в изолированном звучании;

- в прямых и обратных слогах;

- словах;

- фразовой речи;

- предложениях.

Все артикуляционные упражнения и автоматизацию поставленного звука в речи необходимо осуществлять поэтапно. Не нужно объяснять и требовать от ребенка выполнения сразу всех упражнений, это приведет к хаотичности речевой моторики и безрезультативности в работе над проблемными звуками.