Особенности формирования произносительных навыков у детей дошкольного возраста
Автор: Семенова Елена Валентиновна
Формирование четкого и правильного произношения звуков родного языка в речи ребенка важный процесс. Чаще всего этот факт родители понимают, но встречаются и противоположные случаи. Но даже понимающие родители не всегда могут объективно оценить уровень речевого развития своего ребенка. Перед специалистами дошкольных образовательных учреждений стоит важная задача – оказание своевременной консультативной помощи, с целью профилактики трудностей в речевом развитии ребенка от рождения до школы. В свою очередь, учителю – логопеду необходимо помочь родителям и воспитателям увидеть, когда пропуски и замены звуков в речи их малыша являются возрастной нормой, а когда нужно предпринимать меры по исправлению речевых недостатков. По наблюдениям, очень часто встречаются «родительские перегибы» то в одну, то в другую стороны. В первом случае, двух – трехлетнего ребенка начинают настойчиво учить «рычать», во втором, в возрасте шести – семи лет не замечают «каши во рту» ребенка, надеясь, что к началу школьного обучения все само собой исправится. Чтобы избежать проявления таких крайностей рассмотрим нормы появления звуков в речи ребенка в период от одного года до семи лет.
В возрастной период от года до двух лет у ребенка происходит динамичный процесс развития первоначальных речевых знаний, умений и навыков. В это время родителям, окружающим ребенка взрослым, необходимо, в первую очередь, формировать:
- потребность в общении;
- внимание к речи окружающих;
- умение воспроизводить звуки и простые слова по подражанию.
Все вышеперечисленные приемы способствуют не только развитию органов артикуляционного аппарата, но и фонематического восприятия.
Уже в возрасте от двух до трех лет активизируется пополнение словарного запаса и начинается процесс усвоения правильных грамматических конструкций родного языка. Наряду с описанными изменениями происходит усвоение произносительной стороны речи на звуковом уровне. В данный возрастной период с детьми полезно проводить работу, направленную: на развитие звуковой культуры речи с применением дидактических игр, целью которых является:
- формирование и развитие воздушной струи;
- интонационной выразительности;
- тембра;
- вызывания изолированных звуков;
- фонематического восприятия.
В возрасте от трех до четырех лет многие дети, как правило, уже организованные (посещают дошкольные образовательные учреждения). В этом возрасте речь ребенка характеризуется активным словарем в достаточном объеме, ориентировкой в звуковом составе слова. На протяжении данного возрастного периода полезно начинать работу, направленную на овладение фонетической системой языка, которая отличается своей последовательностью и закономерностью, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Как уже уточнялось, работа над звукопроизносительной стороной речи имеет общие особенности и закономерности, но следует помнить, что у всех детей речевое развитие проходит с индивидуальными отличиями. Как происходит формирование звука, мы рассмотрим позднее, сейчас следует остановиться на том – на появление каких конкретно звуков в речи ребенка нужно заострять внимание родителям. ОТ двух до трех лет формируются, автоматизируются наиболее простые в артикуляционном отношении звуки, такие как: А, О, У, И, Э, П, Б, М, Ф, В. На гласной группе звуков у маленьких дошкольников развивается умение правильно, длительно и плавно произносить звук на одном выдохе, а при произнесении согласной группы звуков отрабатывается четкое изолированное звучание. Окружающим ребенка взрослым необходимо четко произносить и выделять голосом звук в слове, говорить в нормальном темпе фразу с этим звуком и, конечно, просить ребенка повторять слова и фразы после предложенного речевого образца.
В период четырехлетнего возраста дошкольники овладевают навыками произношения изолированных звуков и более того, приобретается умение слышать и определять место этого звука в простых (односложных) словах. В связи с этим, в период пребывания ребенка в средней группе дошкольного учреждения, после овладения правильным произнесением звуков: Т, Д, Н, К, Г, Х, Ы – начинается отработка более сложных по артикуляционному укладу звуков: С-СЬ, З-ЗЬ, Ц. Обращается внимание на изолированное звучание и произнесение вышеуказанных звуков на уровне слогов, слов, фраз, предложений и на определение местоположения звука в слове.
Позже, в условиях пребывания ребенка в старшей группе дошкольного учреждения (пятилетний период), начинают познаваться и отрабатываться звуки более сложные в артикуляционной подаче: Ш – Ж, Ч, Щ; Л – ЛЬ; Р – РЬ; Й. Важно, чтобы в речи ребенка наличие данных звуков появлялось постепенно, желательно, в предлагаемой последовательности. Не стоит требовать от дошкольника произнесения всех звуков одновременно. Последовательное усвоение ребенком произношения всех звуков является одним из условий успешного овладения фонетическими нормами родного языка:
- усвоению признаков звучания гласных звуков;
- усвоению признаков звучания согласных звуков (звонкость – глухость, твердость – мягкость).
Более тонкое формирование фонетических норм родного языка завершается тогда, когда ребенок различает прежде смешиваемые звуки и начинает использовать появившийся навык на уровне слога, слова, фразы, предложения. Происходит это в период шести – семилетнего возраста, в условиях пребывания в подготовительной к школе группе дошкольного учреждения. Специфика данной работы заключается в различении детьми наиболее часто смешиваемых звуков в собственной речи ребенка и проходит в следующей последовательности:
- свистящие и шипящие (С – Ш; З – Ж; Ц – Ч; СЬ - Щ);
- звонкие и глухие (В - Ф; З – С: Ж – Ш; Б – П; Д – Т; Г - К);
- сонорные (Л -Р);
- твердые и мягкие (Т – ТЬ; Д – ДЬ; В – ВЬ; Ф – ФЬ и т.д.).
Коррекционно-развивающая работа по Выработка различать и артикуляционно правильно воспроизводить дифференцируемые звуки в дифференциации любой пары звуков проводится в определенной последовательности (поэтапно). Для каждого этапа характерно достижение определенных целей:
1. Выработка умения и навыка различать на слух изолированное звучание конкретного согласного при их сопоставлении и правильном произношении.
2. Выработка различать и артикуляционно правильно воспроизводить дифференцируемые звуки в слогах.
3. Выработка различать и артикуляционно правильно воспроизводить дифференцируемые звуки в словах.
4. Выработка различать и артикуляционно правильно воспроизводить дифференцируемые звуки во фразовой речи, предложениях.
Развитие точного произношения и дифференциации звуков родного языка является одной из сторон воспитания звуковой культуры речи детей подготовительной к школе группы. Однако, данная работа включает в себя сочетание воздействия на развитие:
- речевого дыхания;
- подвижности органов артикуляционного аппарата;
- темпоритмической стороны речи;
- выразительности и интонационности речевого высказывания;
- фонематического слуха;
- звукового анализа и синтеза.
Работа по развитию речевого дыхания дает возможность длительного произношения изолированного звучания согласного звука (при уточнении или вызывании звука), что способствует улучшенному произношению на одном выдохе отдельных слов.
Развитие силы и высоты голоса у детей дошкольного возраста приводит к улучшению произношения изолированных гласных, звонких и сонорных согласных, а затем их звучания в словах, фразах, предложениях.
Совершенствование подвижности и дифференцированности органов артикуляционного аппарата необходимо для развития внятности и отчетливости произношения.
Умение подбирать интонацию и темп речи развивается при уточнении произношения автоматизированного звука во фразах, потешках, сказках.
Осуществление работы по развитию фонематического восприятия проходит во время последовательной автоматизации и дифференциации звуков изолированно, в слогах, словах, фразах и предложениях.
Работа по последовательной отработке гласных и согласных звуков, формированию и развитию звуковой культуры речи в целом проходит в каждой возрастной группе дошкольного учреждения постепенно, с усложнениями и задачами, соответствующими каждой возрастной группе и индивидуальным возможностям ребенка.