+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями с использованием фольклора

Автор: Гончарова Елена Владимировна

К.Д. Ушинский писал: «Вводя дитя в народный язык, мы вводим его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа».

Устное народное творчество (УНТ) во всем его жанровом многообразии: потешки, пестушки, колыбельные песни, загадки, сказки и др. – это яркий, выразительный материал, который несет в себе важный познавательный и эмоциональный заряд, необходимый для речевого развития детей дошкольного возраста.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В наши дни произведения УНТ (пестушки, потешки, да и колыбельные песни) почти не используются. Хотя  эти произведения, доступные по форме и понятные по содержанию, являются ценным материалом для развития речи детей.

Обследование детей в начале года показало, что многие дети не умеют грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас, недостаточная сформированность связного высказывания. Они не знают пословиц, поговорок, потешек, не всегда отгадывают загадки. А это значит, что знакомство детей с фольклорными формами необходимое условие для развития и формирования связной речи дошкольников.

На первом этапе необходимо провести работу по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе. С учетом ФГОС ДО необходимо подобрать книги, наглядный материал (картинки и иллюстрации),  приобрести или изготовить настольно-печатные игры, которые помогали бы детям закрепить речевые навыки, знание произведений фольклора, формировать умение самостоятельно использовать эти знания. Пополнить книжный уголок, в театральном уголке поместить фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок.

Непрерывная образовательная деятельность по формированию связной речи проводится согласно тематическому планированию. В программный материал включены такие виды фольклорных жанров как потешки, загадки, скороговорки, чистоговорки, сказки. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья – вот в чем приоритет занятий с фольклором.

При чтении произведений УНТ используются все средства выразительности речи: мимика, жесты, сила голоса. Дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, но и включаются в работу. С удовольствием разучивают фольклорные произведения. В этом им помогают и действия с игрушками, и кукольный театр, и лэпбуки..

А использование фольклора в разных видах деятельности делает совместную деятельность ребенка и педагога эмоциональной, интересной, что способствует лучшему усвоению материала.

Способствуют формированию связной речи и дидактические игры на материале УНТ. Например, такие как «Назови слово с заданным звуком», «Назови слово на определенную тему», «Подскажи словечко» (отгадывание загадок), «Закончи предложение», «Путешествия по сказкам», «Угадай сказку».

В процессе работы дети учились рассматривать прямой и переносный смысл высказывания, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребенка. Используя наглядность прямого и переносного значения фразеологического оборота, осуществлялся выход в практическую деятельность (обыгрывание пословиц). Объяснялось детям, что в нашем языке есть много слов, которыми обозначают предметы (стол, нос), совершаемые действия (клади, руби, заруби). Но если объединить такие слова в одном выражении («Заруби на носу»), то они будут иметь совсем другой смысл (значит запомнить). Или такое выражение – «Спустя рукава». Как вы его понимаете? Как можно сказать по-другому? Проанализировав с детьми несколько выражений типа «Водить за нос», «Сесть в калошу», «Клевать носом», делалось обобщение: чтобы верно понять фразеологический оборот, не нужно определять значение каждого слова. Главное понять смысл выражения в целом.

Есть такая пословица: «Сказать – узлом завязать». Ее смысл объясняется: раз пообещал, то нужно выполнять. Крепко держать свое слово. А говорят так с тех давних пор, когда многие люди писать и читать не умели, и чтоб не забыть о чем-то, узелок на память на платочке завязывали. Теперь так уже не делают, а пословица осталась. Главная задача, чтобы дети поняли, что фразеологические обороты – это неделимая единица, которая дает определенный смысл. Если то-то убрать или поменять, то теряется смысл.

Постепенно задания усложняются. Детям раздаются картинки, а они называют  подходящую пословицу. Затем предлагается детям подбирать пословицы по смыслу: о честности, храбрости и т.д. Также используются пословицы с ошибками, а детям предлагается их исправить. 

Для создания сказки можно использовать игровое поле с набором игрушек. Данное поле является многофункциональным. Его можно использовать как фон для игры по определенной теме, как основу для аппликации, как элемент сказочной местности. Можно сделать осенний или весенний пейзаж, населить сказочными персонажами, превратить в сказочную страну.

Дополнительные элементы к игровому полю (игрушки): персонажи русских народных сказок - могут населить игровое поле и разыгрывать известные сюжеты, а могут и вмешаться в жизнь других персонажей; животные могут быть участниками циркового шоу или жить в зоопарке. 

В заключение можно сказать, что в ходе работы было выявлено: речь детей стала более выразительной, обогатился словарный запас детей благодаря использованию потешек, пословиц,  дети стали употреблять в речи  больше прилагательных, говорить сложными предложениями. Дети научились отгадывать и придумывать загадки, сочинять сказки. 

Особенно успешно велась эта работа с использованием  технологии STEM-образования.

Программируемый робот «BEE-BOT»  («робот-пчелка») оживляет занятие, делает его более интересным, веселым. Я использую «пчелку» при работе по формированию связной речи, в частности для изучения русских народных  пословиц, сказок. Для этого мы изготовили поле, на котором собраны картинки с русскими народными сказками. Дети называют сказки. Затем задается вопрос: «Скажите, как нам попасть в сказку, например, Дикие лебеди». Ребенок задает программу «пчелке» и она приходит к определенной картинке. Далее задания усложняются. Например, дается задание: «Скажите, к какой сказке подходит пословица  «в тесноте, да не в обиде» или «как аукнется, так и откликнется». Дети отвечают на вопрос и задают программу «пчелке».

Такие занятия развивают связную речь, творческое воображение, логическое мышление, дети приобретают первый опыт программирования, что создает основу  социальной адаптации, подготовки детей к обучению в школе. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Арутанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей детского сада. [текст] - М.: Мозаика. Синтез, 2009.-  312с.

2. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. [текст] - М., 2008. – 258с.

3. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. [текст] - М., 2006. – 370с.

4. Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. [текст] - М., 2011. – 48с. 

5. Вершина О.М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи / О.М. Вершина. — М.: Просвещение, 2003. — 246 с.