Элементы дыхательной гимнастики как средство развития и укрепления здоровья воспитанников
Автор: Волкова Екатерина Николаевна
Для полноценного речевого дыхания необходимы гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.
«Элементы дыхательной гимнастики как средство развития и укрепления здоровья воспитанников»
Многим из нас приходилось слышать, как ребенок разговаривает, что называется, просто взахлеб. Слова мало понятны, окончания проглатываются, сложно вообще разобрать, что ребенок пытается рассказать.
Как же рождаются звуки речи? Чтобы мы могли произносить звуки, а наш голос звучал, нужен воздух. Вы замечали: прежде чем заговорить, необходимо глубоко вдохнуть. Слова выговариваются на выдохе. Это значит, что звуки речи рождаются под действием воздушной струи, проходящей через все дыхательные пути: от легких через трахею, гортань, глотку до ротовой и носовой полости. Что же случается, когда у нас заканчивается воздух на выдохе? Нам приходится сделать паузу, чтобы вновь вдохнуть. А далее – все повторяется.
Правильное речевое дыхание:
· обеспечивает нормальное звукообразование;
· создает условия для поддержания нормальной громкости речи,
четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности;
· предохраняет голосовой аппарат от переутомления;
· способствует сохранению плавности речи, правильному соблюдению пауз.
Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний, заикания, ринолалии, дизартрии. Поэтому таким детям не удается говорить длинными фразами, достаточно четко, с логическими паузами. Создается впечатление, что ребенок задыхается. А всего-навсего ему недостает в данный момент воздуха, во время разговора у него слабенький вдох и короткий выдох.
Неправильное речевое дыхание нередко приводит:
· к нарушению плавности речи (речь на вдохе);
· позднему или неправильному усвоению некоторых звуков (например,
для правильного произношения звука [р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка;
· ослаблению громкости голоса, особенно в конце произношения
длинных фраз;
· в некоторых случаях к ускорению темпа речи;
· неправильному использованию интонационных средств
выразительности;
· нечеткому произношению слов (проглатывание окончаний).
Для полноценного речевого дыхания необходимы гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.
Требования к выполнению упражнений:
· перед началом выполнения упражнений проветрить помещение;
· одежда не должна стеснять движений;
· не выполнять упражнения после приема пищи;
· следить за правильным выполнением упражнений (воздух набирать
только через нос, вдыхать коротко, но при этом глубоко, выдыхать длительно и плавно, следить, чтобы не напрягались мышцы рук, шеи, груди, не поднимались плечи);
· говорить только на выдохе, не набирать воздух во время произнесения
слова, делать паузы при произнесении фраз;
· дыхательные упражнения быстро утомляют детей, могут вызвать
головокружение, поэтому необходимо контролировать по времени (от 30 с до 1 мин. и постепенно увеличивать до 2 мин.)
Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения всеми детьми группы.
Упражнения следует проводить: во время физкультурно-оздоровительной гимнастики, организационного момента или физкультминуток, после дневного сна, в свободной деятельности.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого уже на ранних этапах речевого развития (в младших группах) необходима подготовительная работа для того, чтобы научить ребят делать короткий, без напряжения мышц лица и шеи вдох и плавно бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточной силы воздух.
Приступая к развитию речевого дыхания, следует, прежде всего, сформировать у ребенка сильный плавный ротовой выдох, контролировать время выдоха, развивать способность правильно направлять воздушную струю.
Для правильного ротового выдоха необходимо соблюдать следующие условия:
· выдоху должен предшествовать сильный вдох через нос – «набираем
полную грудь воздуха»;
· выдох должен происходить плавно, а не толчками;
· во время выдоха губы в форме трубочки, не сжимая и не надувая
щеки;
· во время выдоха воздух должен выходить через рот, а не через нос
(если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
· выдыхать следует, пока не закончится воздух;
· во время разговора нельзя добирать воздух при помощи частых
коротких вдохов.
Для выполнения упражнений по развитию речевого дыхания можно использовать разнообразные предметы.
«Носик и ротик поучим дышать!»
Ребенок учится контролировать вдох и выдох, осуществляя их разными способами: вдох и выдох через нос, вдох через нос, выдох через рот, вдох через нос, выдох через правую (левую) ноздрю, вдох через рот, выдох через нос, вдох и выдох через рот.
Делая вдох носом, ребенок касается его рукой, а выдыхая ртом, подносит ладонь ко рту, но не дотрагивается до него, а лишь контролирует выходящую изо рта воздушную струю. Дыхательные упражнения выполняются под счет (1,2,3 - вдох, 1,2,3 -выдох) или под музыку.
«Горох»
На дно неглубокой тарелки приклеить картинку, насыпать горох. Задача ребенка – раздуть горох с середины и увидеть картинку.
Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На горох подую я
И скажу, что там, друзья.
«Самолетики»
Бумажные самолетики выставит на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолет. У кого лучше работает двигатель, чей самолет улетит дальше, тот и выигрывает.
Самолет построил я,
Поиграть зову вас я.
Чей дальше улетит,
Тот пилот и победит.
«Настольная игра»
Кубики не бросать как обычно в играх-ходилках, а сдувать с ладоши.
Здесь я кубик не кидаю,
Я дыханьем помогаю.
Мы посмотрим, кто вперед
От старта до финиша дойдет.
«Бабочка»
Выставить цветочную поляну, ребенок должен сдувать бумажную бабочку с ладошки, желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок.
Бабочка-красавица
На ладошку села.
Ветерок дунул-
Она полетела.
Летела-летела
И на цветочек села.
«Задуй свечи»
Свечи – крышки от фломастеров, расставить перед детьми. Кто больше потушит свечей с одного выдоха, тот и выигрывает.
Свечи я задуть хочу,
Всех сейчас я научу.
Полной грудью вдохну,
Свечи все я потушу.
«Цветик –семицветик»
Загадав желание, дети отрывают по лепестку и с «волшебными» словами на свой лепесток.
Лети, волшебный лепесток,
Через запад на восток.
Эники-беники, эники-ё
Исполни желание мое.
«Паровоз»
На пути поезда сделать затор из бревен (веток), снежного сугроба (ваты). Задача детей - освободить дорогу, раздуть преграду.
Рельсы-рельсы,
Шпалы-шпалы,
Ехал поезд запоздалый.
Вдруг опасность на пути,
Стоп! Нельзя дальше идти.
Преграду убери,
Долгий путь определи.
«Курочка Ряба»
Ведущий должен корзинкой поймать все киндер-яйца, сдуваемые игроками со стола.
Курочка Ряба яички снесла,
Ребятишек к себе позвала.
Нужно яички срочно поймать,
Не уронить в корзину собрать.
«Веселая метелица»
Приготовить пластиковые бутылки емкостью 0,5 л с отверстием для коктейльной трубочки, заполненные кусочками елочной мишуры и пенопласта. Ребенку предлагается подуть в трубочку, обращая внимание как перемещаются снежинки. Затем подуть сильнее – снежинки стали перемещаться быстрее: метель разыгралась. Упражнение можно выполнять одновременно с несколькими детьми, используя индивидуальные трубочки.
«Футбол»
Соорудить из конструктора ворота, приготовить шарик от пинг-понга или ватный и поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Ребенок должен длительно и плавно дуть на широко распластанный передний край языка, лежащего на нижней губе, не надувая щек и не поднимая плеч.
«Фокус»
Предложите ребенку улыбнуться, приоткрыв рот, и положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы его края были прижаты, а посередине языка образовался желобок. Ребенок должен сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
«Фасолевые гонки»
Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов-«фасолинок», а начинают они бег при помощи «вера» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.
«Чья фигурка дальше улетит?»
На столах лежать вырезанные из тонкой бумаги (салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков и т.д. Каждый ребенок садиться напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для разных фигурок обозначается движение.
«Горох против орехов»
Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» - трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2-3 горошины и 2-3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.
«Новогодние трубочки-шутки»
Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.
Выполнение таких упражнений помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Упражнения хорошо запоминаются, и после тренировки выполняются легко и свободно.
Кроме того, упражнения по развитию дыхания оказывают на организм человека комплексное лечебное воздействие:
-положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
-способствуют восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
-улучшают дренажную функцию бронхов;
-восстанавливают нарушенное носовое дыхание;
-исправляют различные деформации грудной клетки и позвоночника.