Развитие речевого дыхания. Дыхательные упражнения
Автор: Кудряшова Алла Юрьевна
Статья на тему:
«Развитие речевого дыхания.
Дыхательные упражнения»
Выполнила
Учитель-логопед, специальный психолог
Кудряшова Алла Юрьевна
Теоретическая часть
Дыхание – это физиологический процесс, этоэнергетическая основа звучащей речи. От степени развития речевого дыхания во многом зависит то, как будет говорить ребенок: правильностьзвукопроизношения, плавность высказывания, громкость и интонационная выразительность речи.
Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, присутствуют практически во всех логопедических занятиях, потому что умение контролировать процесс вдоха и выдоха во время проговаривания слов является очень важным навыком. Звуки – это не что иное, как результат движения струи воздуха, которую выдыхают наши легкие. И от того, насколько правильно производится вдох и выдох, зависит качество нашей речи.
Важно уделять должное внимание постановке правильного речевого дыхания именно в дошкольный период, так как это поможет избежать многих речевых нарушений. Если этого не делать, то это может привести к отсутствию плавности речи, неправильному произнесению фраз. Если ребенок делает паузы во время высказывания, у него нечеткая речь, то это является ярким признаком неразвитости дыхательной системы.
Особенности речевого дыхания у дошкольников
У детей дошкольного возраста есть определенные особенности речевого дыхания, которые отличаются от дыхания взрослых:
Что такое речевое дыхание
По мнению В.Г. Ермолаева и Е.Н. Малютина, во время физиологического акта речи напрягаются не только мышцы гортани, но и мышцы брюшного пресса, легкие, при этом грудная клетка выдвигается вперед. Сила звука регулируется тонусом дыхательной мускулатуры.
В начале звукопроизношения делается короткий глубокий вдох, после чего берется небольшая пауза, а на выдохе произносится слово. Физиологическое дыхание производится через нос, речевое – через рот и нос. Соответственно, речевой дыхательный цикл длиннее, чем физиологический.
Особенность речевого дыхания заключается в том, что его ритм регулируется лингвистическими конструкциями, а также делением фразы на смысловые единицы. Вдох воздуха, чтобы продолжить фразу, происходить рефлекторно, при этом человек опирается на внутреннее ощущение законченности своего высказывания.
Из этого можно сделать вывод, что речевое дыхание является произвольно-рефлекторным процессом. Развитие правильного речевого дыхания происходит постепенно (одновременно с развитием самой речи).
Как же нужно правильно дышать, давайте разберемся. Для определенного возраста ребенка характерно количество слов на выдохе. К примеру, в 2-3 года нормой является 2-3 слова, а в 6-7 лет – 5-7 слов.
При определении степени уровня речевого развития, надо обращать внимание на то, как ребенок дышит во время разговора, как и когда он делает паузы, какой у него вдох и выдох.
В норме речевое дыхание происходитследующим образом: небольшой вдох через нос.Выдох плавный, струя воздуха выходит через рот.Выдох производится до конца. После каждого выдоха берется паузы (2-3 секунды).
Практическая часть
Дыхательные упражнения являются очень важной и эффективной частью работы с детьми дошкольного возраста. Результат будет эффективнее, если упражнения проводятся не только в кабинете с логопедом, но и с родителями дома. Нужно понимать, что дыхательные упражнения – это нагрузка для ребенка, поэтому важно учитывать ряд рекомендаций:
Итак, в какие игры можно поиграть для формирования хорошего речевого дыхания. На первом этапе важно научить ребенка правильному выдоху. Чтобы это было технически правильно, делаем глубокий вдох носом и сильный, продолжительный выдох ртом.
«Задуваем свечи». Для начала можно тренироваться с одной свечой, затем взять несколько.
«Нюхаем цветы». Кстати, тут можно нюхать не только цветы, а все, что имеет приятный запах, например, апельсин или корица и т.д.
«Футбол». Импровизированная игра в футбол. В качестве мяча можно сделать ватный шарик, либо взять бусину из легкого материала. Ворота можно нарисовать или поставить маленькую коробочку.
«Кораблики». В тазик с водой запускаются бумажные кораблики. Нужно показать ребенку, что ими можно двигать выдыхаемой струей воздуха. Можно посоревноваться с ним, кто задует корабль дальше. Одно условие - «двигать» корабль нужно на одном выдохе.
«Снегопад». Делаем из ваты маленькие шарики и устраиваем своеобразный снегопад, сдувая вместе с ребенком снежинки со стола, с ладоней и т.д.
«Вулкан». Готовим заранее мыльную воду. В стакан с водой опускаем трубочку и начинаем дуть в нее – чем сильнее и дольше ребенок дует в нее, тем интереснее получается «извержение вулкана». Это упражнение очень полезно, потому что соблюдаются два основных требования дляправильного дыхания, т.е. вдох через нос, а долгий выдох через рот.
«Перья». Ребенок подбрасывает перышко вверх и дует снизу, не давая ему опускаться вниз. Ещё можно сдувать перышко/много перьев с ладони.
«Шарик». Надувание воздушного шарика. При этом шарик должен надуваться легко, помним, что не должно быть напряжения.
«Мыльные пузыри». Любимое занятие всех детей!
Также хорошо помогают игры с музыкальными инструментами – губными гармошками, дудочками.
Цель всех описанных игр одинакова, так как мы учим ребенка длительному и плавному выдоху.
Список литературы