+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие речевого дыхания. Дыхательные упражнения

Автор: Кудряшова Алла Юрьевна

 

Статья на тему:

«Развитие речевого дыхания.

Дыхательные упражнения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Учитель-логопед, специальный психолог

Кудряшова Алла Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

 

Дыхание – это физиологический процесс, этоэнергетическая основа звучащей речи. От степени развития речевого дыхания во многом зависит то, как будет говорить ребенок: правильностьзвукопроизношения, плавность высказываниягромкость и интонационная выразительность речи.

Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, присутствуют практически во всех логопедических занятиях, потому что умение контролировать процесс вдоха и выдоха во время проговаривания слов является очень важным навыком. Звуки – это не что иное, как результат движения струи воздуха, которую выдыхают наши легкие. И от того, насколько правильно производится вдох и выдох, зависит качество нашей речи.

Важно уделять должное внимание постановке правильного речевого дыхания именно в дошкольный период, так как это поможет избежать многих речевых нарушений. Если этого не делать, то это может привести к отсутствию плавности речи, неправильному произнесению фраз. Если ребенок делает паузы во время высказывания, у него нечеткая речь, то это является ярким признаком неразвитости дыхательной системы.

 

Особенности речевого дыхания у дошкольников

У детей дошкольного возраста есть определенные особенности речевого дыхания, которые отличаются от дыхания взрослых:

1. Недостаточно развитый дыхательный аппарат. Часто речь детей звучит неразборчиво и тихо. Нехватка воздуха приводит к тому, что ребенок не может договорить начатую им фразу. Другой момент – он пытается успеть произнести всю фразу целиком на вдохе, в результате чего он говорит слишком быстро, при этом не делая пауз.
2. Выдыхаемый воздух распределяется нерационально. В таком случае запас воздуха кончается уже на первом слоге, т.е. конец слова либо произносится значительно тише, либо вовсе «проглатывается».
3. Проблемы с распределением дыхания по словам. Чтобы восполнить запас воздуха, ребенку приходится брать паузу во время произношения фразы, в результате чего он может забыть, о чем он хотел сказать.
4. Искажение звуков речи из-за неправильно выдыхаемой воздушной струи.

 

Что такое речевое дыхание

По мнению В.Г. Ермолаева и Е.Н. Малютина, во время физиологического акта речи напрягаются не только мышцы гортани, но и мышцы брюшного пресса, легкие, при этом грудная клетка выдвигается вперед. Сила звука регулируется тонусом дыхательной мускулатуры.

В начале звукопроизношения делается короткий глубокий вдох, после чего берется небольшая пауза, а на выдохе произносится слово. Физиологическое дыхание производится через нос, речевое – через рот и нос. Соответственно, речевой дыхательный цикл длиннее, чем физиологический.

Особенность речевого дыхания заключается в том, что его ритм регулируется лингвистическими конструкциями, а также делением фразы на смысловые единицы. Вдох воздуха, чтобы продолжить фразу, происходить рефлекторно, при этом человек опирается на внутреннее ощущение законченности своего высказывания.

Из этого можно сделать вывод, что речевое дыхание является произвольно-рефлекторным процессом. Развитие правильного речевого дыхания происходит постепенно (одновременно с развитием самой речи).

Как же нужно правильно дышать, давайте разберемся. Для определенного возраста ребенка характерно количество слов на выдохе. К примеру, в 2-3 года нормой является 2-3 слова, а в 6-7 лет – 5-7 слов.

При определении степени уровня речевого развития, надо обращать внимание на то, как ребенок дышит во время разговора, как и когда он делает паузы, какой у него вдох и выдох.

В норме речевое дыхание происходитследующим образом: небольшой вдох через нос.Выдох плавный, струя воздуха выходит через рот.Выдох производится до конца. После каждого выдоха берется паузы (2-3 секунды).

Практическая часть

 

Дыхательные упражнения являются очень важной и эффективной частью работы с детьми дошкольного возраста. Результат будет эффективнее, если упражнения проводятся не только в кабинете с логопедом, но и с родителями дома. Нужно понимать, что дыхательные упражнения – это нагрузка для ребенка, поэтому важно учитывать ряд рекомендаций:

• упражнения лучше всего проводить до приема пищи (если после еды, то нужно подождать 1,5-2 часа);
• помещение, где вы занимаетесь, должнохорошо проветриваться;
• занятия не должны быть слишком долгими –3-5 минут будет достаточно;
• важно контролировать правильность дыхания: мышцы лица и живота не должны напрягаться, плечи должны быть неподвижными;
• вдох – через нос, выдох – длинный и плавный.
• ежедневные тренировки дома.

 

Итак, в какие игры можно поиграть для формирования хорошего речевого дыхания. На первом этапе важно научить ребенка правильному выдохуЧтобы это было технически правильно, делаем глубокий вдох носом и сильный, продолжительный выдох ртом.

«Задуваем свечи»Для начала можно тренироваться с одной свечой, затем взять несколько.

«Нюхаем цветы»Кстати, тут можно нюхать не только цветы, а все, что имеет приятный запах, например, апельсин или корица и т.д.

«Футбол». Импровизированная игра в футбол. В качестве мяча можно сделать ватный шарик, либо взять бусину из легкого материала. Ворота можно нарисовать или поставить маленькую коробочку.

«Кораблики». В тазик с водой запускаются бумажные кораблики. Нужно показать ребенку, что ими можно двигать выдыхаемой струей воздуха. Можно посоревноваться с ним, кто задует корабль дальше. Одно условие - «двигать» корабль нужно на одном выдохе.

«Снегопад». Делаем из ваты маленькие шарики и устраиваем своеобразный снегопад, сдувая вместе с ребенком снежинки со стола, с ладоней и т.д.

«Вулкан». Готовим заранее мыльную воду. В стакан с водой опускаем трубочку и начинаем дуть в нее – чем сильнее и дольше ребенок дует в нее, тем интереснее получается «извержение вулкана»Это упражнение очень полезно, потому что соблюдаются два основных требования дляправильного дыхания, т.е. вдох через нос, а долгий выдох через рот.

«Перья». Ребенок подбрасывает перышко вверх и дует снизу, не давая ему опускаться вниз. Ещё можно сдувать перышко/много перьев с ладони.

«Шарик». Надувание воздушного шарика. При этом шарик должен надуваться легко, помним, что не должно быть напряжения.

«Мыльные пузыри». Любимое занятие всех детей!

Также хорошо помогают игры с музыкальными инструментами – губными гармошками, дудочками. 

Цель всех описанных игр одинакова, так как мы учим ребенка длительному и плавному выдоху.

Список литературы

1. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи». Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова.Издательство «Книголюб», 2005 г.
2. «Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет». Гуськова А.А. М.: ТЦ Сфера, 2011 г.
3. «Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания». БурлакинаО.В. Спб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2012 г.