+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие фонематического восприятия в дошкольном возрасте - залог правильной устной и письменной речи в школьном (советы родителям, игры и упражнения)

Автор: Семенова Елена Валентиновна

Развитие фонематического восприятия в дошкольном возрасте-залог правильной устной и письменной речи в школьном

(советы родителям, игры и упражнения)

 

  Фонематическое восприятие - способность человека воспринимать и различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». Родители часто жалуются: у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах… Виновником подобных досадных нарушений речи вполне может быть неразвитый фонематический слух.

  Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем речи, успешного освоения письма и чтения.   Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, Вы, родители, облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем – чтении и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком.

В данной консультации мы обратим внимание на узнавание и различение звуков речи.

Различение звуков речи по тембру, силе, высоте.

·«Кто тебя позвал?» Ребенка просят закрыть глаза и определить по голосу, кто назвал его имя.

·«Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.

·«Громко – тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

·«Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

 

Различение сходных между собой по звучанию слов.

·«Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

·«Верно – неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

·«Похожи или нет» Взрослый предлагает ребенку назвать парные картинки и определить, похожи ли по звучанию два слова:

Лиса-коса

Конфета-кубик

Колено-полено

Миска-мышка

Бегемот-танк

Дом-ком

Кукушка-Петрушка

Зайка-майка

Зуп-суп

 

 «Сколько детей позовем?» Взрослый четко произносит пары слов и просит ребенка определить - одинаковые он слышит имена или разные.


Люба - Люда
Толя - Толя
Коля - Толя
Дима - Дина
Саша – Саша

Миша - Маша
Соня - Саня
Дина - Инна
Витя - Витя
Витя - Митя


 

Различение слогов

·«Повторюшка»

1) Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога (Выделенный слог произносится сильно, громко)

ТА — ТА —ТА
ТА — ТА — ТА
ТА — ТА — ТА

ПА — ПА — ПА
ПА — ПА — ПА
ПА — ПА — ПА

КА — КА — КА
КА — КА — КА
КА — КА — КА

Аналогичная работа проводится с другими слоговыми рядами, содержащими простые для произношения ребенка согласные звуки.

2) Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками

ТА — ТО — ТУ
ТЫ — ТА — ТО
МУ — МЫ — МА
МО — МА — МЫ
ВА — ВУ — ВО

ВО — ВЫ — ВУ
НУ — НЫ — НА
НО — НА — НУ
ДАДЫДО
ДУ
ДЫДА

БО — БА — БЫ
БУ — БО — БА
ПА — ПУ — ПО
ПЫ — ПО — ПУ
КУ — КО — КА          и т. п.

3) Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками

ТА — КА — ПА
КА — НА — ПА
ФА — ХА — КА
БА — ДА — ГА
МА — НА — ВА

ПА — КА — ТА
ГА — БА — ДА
КА — ФА — ХА
ВА — МА — НА
НА — ВА — БА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

4) Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости

ПА — БА
ТА — ДА

ФА — ВА
КА — ГА

 

ПА — БА — ПА
БА — ПА — БА
ТА — ДА — ТА
ДА — ТА — ДА

КА — ГА — КА
ГА — КА — ГА
ВА — ФА — ВА
ФА — ВА — ФА

       

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

5) Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твердости-мягкости

 

ПА — ПЯ
МА — МЯ
ВА — ВЯ
ТА — ТЯ
БА — БЯ
ДА — ДЯ
ФА — ФЯ

ПО — ПЁ
МО — МЁ
ВО — ВЁ
ТО — ТЁ
ВО — БЁ
ДО — ДЁ
ФО — ФЁ

ПУ — ПЮ

МУ — МЮ
ВУ — ВЮ
ТУ — ТЮ

БУ — БЮ

ДУ — ДЮ

ФУ — ФЮ

ПЫ — ПИ
МЫ — МИ
ВЫ — ВИ

ты — ТИ

БЫ — БИ

ДЫ — ДИ

ФЫ — ФИ

 

 

Различение и выделение звуков из ряда других

·«Поймай звук» Взрослый называет ряд звуков и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, присесть, сделать оговоренный жест, поднять зрительный символ и т. п.).

·                  «Песенки» Повторение сочетания гласных звуков:

Надпись: а) по два:
АО
УА
АИ
ИО
ИУ
ЫИ	б) по три:
АИУ
ИАО
УИА
ОИЫ
ИОУ
ИЫО	в) по четыре:
АОУИ
ИОУА
ИЫОУ
ОУИЫ
АОЫУ
ОАУЫ

·                   «Поймай звук» Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке. Взрослый произносит звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить один заданный согласный звук - хлопком, другим оговоренным движением или поднятием зрительного символа.

 

 

Процесс формирования речи очень трудоемкий и длительный. Постарайтесь помочь своим детям пройти его с легкостью и в игровой форме. Наслаждайтесь общением с Вашим ребенком в игровом обучении!