Фитболл в коррекционной работе детьми дошкольного возраста
Автор: Виталина Ольга Сергеевна
Использование фитбол-гимнастики в коррекционной работе с детьми логопедической группы
Учитель-логопед: Виталина Ольга Сергеевна
2021г
«Шар - великий дар педагогики
и идеальное средство для упражнений».
Фридрих Фребель
Актуальность
Как медиков, так и педагогов волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. Неоспоримым фактом является то, что ребёнок должен пойти в первый класс со сформированными определёнными навыками: развитой и чистой речью, готовностью к обучению, сидя за партой по 4-5 часов, развитой соответственно возрастной норме, общей и мелкой моторикой, правильной осанкой.
Детям с речевыми нарушениями присуще отставание в формировании двигательной сферы, а также некоторые психоэмоциональные особенности, обусловленные дефектом речевого развития, низкая обучаемость, требующая постоянного стимулирования. Для достижения оптимального результата коррекции ребёнка с ОНР не последнее место занимает мотивация к обучению и разнообразие методов коррекции.
Эффективной технологией, способствующей профилактике и коррекции психофизического и речевого развития, а также вызывающей интерес обучаемого, по нашему мнению, является применение в логопедической практике фитбол-гимнастики, так как она предусматривает развитие и коррекцию ребёнка по трем направлениям: речевому, физическому и психоэмоциональному.
У детей, посещающие нашу логопедическую группу, наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Коррекция же недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени, как у педагога, так и у детей. Применение фитбол-гимнастики позволяет сделать процесс обучения привлекательным, интересным и по-настоящему современным в целях полноценной коррекции речедвигательной сферы ребёнка.
Теоретическое обоснование.
Почему фитбол-гимнастика?
Давно известно огромное значение движения (двигательной деятельности) в развитии речи ребёнка, так как речевая зона коры головного мозга располагается в непосредственной близости к двигательной зоне коры и их клетки на определённых участках взаимопроникают, переплетаются.
Программы по фитбол-гимнастике уникальны по своему воздействию на организм занимающихся и вызывают большой интерес у детей и взрослых. Фитбол имеет форму шара. Никакое другое тело не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, дающее полноту ощущения формы. Известно, что именно ладонь является проекцией высших отделов головного мозга, обеспечивающих работу мысли и функции речи. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, повышает результативность занятий.
Упражнения с фитболами обладают огромным оздоровительным эффектом. Вибрация, сидя на мяче, по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (верховой ездой). О положительном влиянии на здоровье верховой езды писал ещё Гиппократ. Упражнения на мячах тренируют и вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, устойчивость и функцию равновесия, укрепляют мышцы, но главное, благодаря естественной выпуклости мяча, - формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Для детей с речевыми расстройствами занятия на фитболах проводятся с речевым сопровождением, при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определённому темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.
Методика использования фитбол-гимнастики с детьми с речевыми нарушениями разработана кандидатом пед. наук Т.С.Овчинниковой и кандидатом мед. наук А.А.Потапчук. Её высокая эффективность оценена на протяжении многих лет работы педагогами логопедических групп г. Санкт-Петербург.
Описание демонстрируемой технологии
Целью применения фитбол-гимнастики в работе с детьми с ОНР мы считаем развитие и коррекцию как двигательной, так и речевой сферы. Для этого ставим задачи: через упражнения на фитболах
1. развивать дыхательную систему, способствовать формированию правильного речевого дыхания и просодии;
2. развивать координацию речи ребёнка в сочетании с ритмичной вибрацией мяча или упражнений с мячом.
3. формировать навык правильной осанки, развивать мышечную систему;
4. развивать физические качества (координацию движений, функцию равновесия и др.).
Дети с ОНР при выполнении даже сравнительно лёгких упражнений нередко задерживают дыхание, поэтому первым этапом является обучение правильному дыханию через специальные дыхательные упражнения.
Выполняя динамические дыхательные упражнения, следует помнить, что амплитуду и темп упражнений необходимо согласовывать с глубиной и ритмом дыхания. Вдоху способствуют упражнения, связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны и подъёмом их вверх; выдоху – упражнения в сгибании туловища вперёд, приседания, сведение и опускание рук.
После того как освоены все исходные положения и ребёнок может осуществлять контроль своего дыхания, переходим к более сложному виду фонационных упражнений – звуковой гимнастике.
Упражнения с произнесением звуков на выдохе рефлекторно уменьшают спазм гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Вибрация их стенок при звуковой гимнастике действует подобно вибромассажу, расслабляя тем самым мышцы гортани, а это, в свою очередь, очень важно для детей с речевой патологией, не умеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани.
Постепенно в эти упражнения включается более сложный материал, произносимый на выдохе. Начиная со звуков, упражнения переносятся на слоги, слогосочетания, слова и предложения.
Особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах, используя музыку и пение.
Следующий этап работы – коррегирующие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на организм ребёнка и могут быть использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформаций опорно-двигательного аппарата. Упражнения фитбол-гимнастики учат детей регулировать свои движения, сначала по указанию педагога, затем самостоятельно. Дети получают представление о силе, скорости, ритме, амплитуде движения.
Упражнения, сопровождаемые музыкой и стихотворными строчками, приучают ребёнка выполнять задания в определённом ритме, координируя движения и речь. Этот приём особенно важен для детей с речевыми расстройствами, т.к. индивидуальный внутренний ритм детей часто ускорен, или, наоборот замедлен.
Различные игровые упражнения используются на этапе постановки и дифференциации звуков. Применяем готовый логопедический рифмованный материал на закрепление звуков.
Чтобы усилить влияние выполняемых упражнений, необходимо постепенно уплотнять процесс выполнения упражнений, по возможности сокращая паузы между упражнениями, превращая их в музыкально-ритмические комплексы.
Необходимо помнить, что сначала осваиваются статические упражнения, т.е. задания на освоение ребёнком исходных положений и различные игры типа «замри»: «Кто дольше простоит», «Кто самый выносливый», «Самый сильный» и т.п. Как только ребёнок освоит простейшие манипуляции с мячом, постепенно вводятся ритмические упражнения с речью. Главная задача данных упражнений – координация речи ребёнка, простейших элементов движений в сочетании с ритмичной вибрацией мяча, где темп покачивания задаётся логопедом. Одно и тоже стихотворение можно рассказывать в разном темпе (медленно и быстро).
На следующем этапе коррекционной работы вводятся общеразвивающие упражнения на развитие динамической координации, которые направлены прежде всего на коррекцию опорно-двигательного аппарата. Все упражнения обладают терапевтическим эффектом и определённой методикой исполнения.
Например, упражнение «Бабочка».
Терапевтический эффект. Упражнение развивает силу грудных мышц, тренирует навык правильной осанки.
Методика исполнения. Необходимо добиваться правильной посадки на мяче с ровной спиной и приподнятой головой. Упражнение выполняется активно с чётким хлопком и акцентом. Следить, чтобы локти были параллельно полу, а не «провисали»
Одним из принципов работы с детьми с ОНР является комплексный подход, где особую значимость приобретает сочетание и освоение материала на всех других занятиях: музыкальных, физкультурных, логопедических, занятиях по ИЗО и др.
Работа с фитболами мы организовали по следующей системе:
Музыкальные занятия. Серия общеразвивающих упражнений разучивается с музыкальным сопровождением как более сложным видом выполнения заданий, т.к. именно музыка задаёт темп, динамику, амплитуду и силу движений. Сначала в сопровождении живого голоса и музыки, когда музыкальный руководитель играет «под детей», затем под аудиозапись.
Логоритмика. Важным принципом в работе с детьми с речевыми нарушениями является принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать выученные умения. Одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребёнку, поэтому для разнообразия и заинтересованности детей мы объединяем все упражнения в единую сказку и проводим как целое занятие по логоритмике. В каждой сказке есть своеобразная «мнемотаблица» движений, с помощью которой дети выполняют сказку как единый двигательный комплекс.
Развитие связной речи. Пересказ сказок по мнемотаблицам.
Динамические паузы на занятиях используются для отрабатывания отдельных упражнений на фитболах, которые включаются затем в единое занятие по логоритмике.
Физкультурные занятия (в различных его частях). Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой.
В совместной деятельности с детьми и родителями: игры, развлечения, досуги, праздники.
Фитбол-гимнастику, как оздоравливающую технологию мы применяем несколько лет и можем с уверенностью сказать, что уникальное сочетание физических упражнений на фитболах, музыки, проговаривания стихов в ритм движений или пение в такт мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия.
Упражнения с фитболами способствуют:
Коррекция речевых нарушений: развитие дыхания, автоматизация и дифференциация звуков, координация речи с движением, развитие чувства ритма и темпа речи, силы голоса и т.д.
Терапевтический эффект: укрепление (растяжение, расслабление) мышц отдельных частей тела (шеи, спины, бёдер, стоп, межлопаточной области и т.д.), развитие координации движений, повышение гибкости, подвижности в суставах, формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия, тренировка навыка прыжков, чувства равновесия и т.д.
Список литературы:
1. Горбатенко О.Ф., Кардаильская Т.А. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008
2. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009
3. Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей– СПб.: Речь; М.: Сфера, 2007
4. Соломенникова Н.М., Машина Т.Н. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2011