+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Математическая речь. Советы логопеда

Автор: Семенова Елена Валентиновна

Краткое описание работы
Консультация для учителей начальных классов

Математическая речь. Советы логопеда

   Всем известно, какие требования предъявляются к математической речи, а именно: правильность, ясность, чистота, точность, отсутствие уменьшительно- ласкательных форм использования математических терминов (кружочек, квадратик, треугольничек, циферка и т.д.).  Данная работа начинается в детском саду в организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, и продолжается в школе на уроках математики.  Конечно, в идеале, необходимо развивать математически грамотную речь совместно с учителем – логопедом, но, к сожалению, в наше время не в каждом дошкольном учреждении есть специалист, не говоря уже о школах. В данной работе представлены специальные логопедические упражнения, направленные на развитие грамматически правильной математической речи, которые может использовать учитель начальных классов в структуре своего урока. Логопедические коррекционно – развивающие упражнения используются с учетом всех вышеперечисленных требований к математической речи. Соответственно, и математические задания составляются согласно последовательности логопедического воздействия:

1) Развитие фонематического восприятия;

2) Работа над звуковой культурой речи;

3) Совершенствование математического словаря через диктанты с математическими терминами;

4) Профилактика аграмматизмов в развитии математической речи.

Развитие фонематического восприятия.

1.                     Ритмический рисунок

Предложите учащимся прохлопать или протопать определенный ритм на основе схемы из изученных цифр:

1,1  ______ 1,1______1,1.

2,2,2_____2,2_____2,2,2.

3_____3,3,3_______3.

Данное упражнение направленно на развитие фонематических процессов учащихся и запоминание зрительного образа цифры. Упражнение удобно использовать в форме физкультминутки, как в индивидуальной, так и групповой работе. Значимым моментом является то, что ученик слышит ритм не только свой и учителя, но и всех учащихся, такой прием усиливает результат, полученный на индивидуальных занятиях.

2.                     Чтение и письмо под диктовку математических терминов, с обозначением ударения.

Записать под диктовку математические термины, которые уже известны учащимся, и обозначить в них ударение. Удобно прибегать к взаимопроверке на уроке. Во вновь изучаемой терминологии, ударение ставится учителем с демонстрацией на доске.

Обозначь ударение в словах: плюс, минус, сложение, вычитание, квадрат, ромб и т. д.

Уточните, в каких словах ударение можно не ставить.

Звуко –буквенный анализ

1.                     Выделение и обозначение звука в слове (термине) - в начале, в конце, в середине.

2.                     Определение последовательности звуков в слове (термине)

3.                     Выделение определенного звука в слове (термине) и обозначение его буквой, которую он обозначает в слове.

 

 

Работа со словом.

1.                     Проведение математических словарных диктантов в классической форме (10 слов).

2.                      Карточки с пропущенными буквами, например:

Сл.жение, выч.тание, сумм.ма, разн.ца….

3.                     Соотнесение математического знака со словом, например:

+                            равно

-                             минус

=                             плюс

Профилактика аграмматизмов в развитии математической речи.

1.                     Согласование существительных в родительном падеже.

Изучаемый материал (счетный материал, цифры, знаки и т. д.) выкладывается на демонстрационной магнитной доске (до 10 карточек), например:

Круг, квадрат, +, _, =, треугольник….

Учитель поочередно закрывает экраном символы на доске и спрашивает у класса – «нет чего»? Выслушивает индивидуальные ответы: нет круга, нет квадрата, нет знака равно, нет треугольника…

2.                     Упражнение на согласование фразы из числительного и существительного.

Данное упражнение удобно выполнять с использованием счетного материала. Ученики выкладывают на парте определенное количество треугольников, кругов, квадратов и т. д., а потом считают их по заданию учителя (один треугольник, два треугольника, три треугольника…). Необходимо выслушать ответы нескольких учеников. Положительным в данном задании является то, что спрашивая нескольких учеников, грамматически правильно оформленные фразы слышит весь класс.

3.                     Упражнение на согласование фразы с использованием числительного, прилагательного и существительного.

Упражнение удобно выполнять на счетном материале или карточках на магнитной доске. Ученику дается задание посчитать предметы, согласовывая число, цвет и название предмета (один желтый овал, пять красных квадратов, четыре зеленых трапеции…).

В дальнейшем ученикам дается словесная инструкция:

- Выложи пять желтых яблок, три зеленых квадрата, два синих круга…

Ученик выкладывает раздаточный материал на парте по заданию, а затем произносит фразу:

- Я положил (у меня) пять желтых яблок, три зеленых квадрата, два синих круга.

Инструкция усложняется постепенно.

4.                     Упражнение на согласование числительных.

5.                     Ученику предлагается прочитать математическое выражение «6+4» разными способами:

- к шести прибавить четыре;

- сложить числа четыре и шесть;

- найти сумму чисел четырех и шести.

Важно помнить, что в математической речи нет уменьшительно – ласкательных форм (кружочек, квадратик, треугольничек и т.д.). Данные упражнения можно использовать, как речевые пятиминутки на уроках математики.