Методика формирования фонетического оформления высказывания у детей с моторной алалией
Автор: Чайка Валерия Сергеевна
В настоящее время благодаря работам многих ученых разработаны содержание и методы логопедической работы по формированию речи у детейс алалией.
Как отмечает Е.Ф. Соботович, логопедическая работа при алалии должна быть направлена на коррекцию психического развития ребенка, формирование всех ее сторон — фонетико-фонематической, лексическойи грамматической, развитие связной речи и обучение детей грамоте[38].
На всех этапах обучения, особенно наначальных, значительное внимание уделяется формированию знаний и представлений ребенка об окружающем в соответствии с возрастной нормой. При этом на первых этапах обучения ребенок в доступной форме получает от педагога необходимую информацию и использует ее лишь в своих практических действиях ввиду отсутствия у него речи.
Е.Ф Соботович проводит работу по активизации и стимуляции собственной речи. Она заключается непроизвольном вызывании лепетной коммуникации в специально создаваемых игровых ситуациях.Для того чтобы сформировать у детей самые глобальные представления о звуковом составе слов и реализующих их движениях, необходимо:
-научить ребенка практическим способом вычленять эти словаипредложения с ними из потока речи;
- привлечь его внимание к слоговому, фонемному и морфологическому составу слов и к оральному образу реализующих их движений в процессе игр со звукоподражанием, восприятия, специально подобранных для противопоставления слов – паронимом, омонимов, словоформ;
-при отборе лексического и грамматического материалов для этихзанятий, нужно учитывать их необходимость для элементарного общения, усвоение в импрессивной речи;
- учитывать, что успешность овладения звуковым и двигательнымсоставом слов достигается также многократным повторением действий ребенкас языком на ограниченном, но повторяющемся из занятия в занятие лексическом материале.
1.Практическое выделение из потока речи слов и предложений:
- показ по инструкции педагога, а затем по памяти отдельных игрушек, предметов, действий и их серий в процессе проведенияразличных дидактических игр; чтение специально подобранныхтекстов;
- ответы на вопросы (показ соответствующей картинки), адресованныек существительным в косвенных падежах;
- выполнение детьми действий с игрушками по словесной инструкции;
- соотнесение детьми отдельных предложений и их серии с соответствующими картинками.
Особенное значение придается выделению из предложений слов, обозначающих действия предметов, и фиксации внимания ребенкана звуковом составе глаголов[41].
2.Практическое выделение глаголов из предложений
Цель: имитация действий и движений по ходу чтения педагогом текстов.
Зайка скок-скок-скок. Прискакал в огород. Там на грядку он сел и капустку поел.
Мы топаем ногами — топ-топ-топ.
Мы хлопаем руками — хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки подаем и бегаем кругом.
Спят ли волки? — Спят, спят.
Спят ли пчелки? — Спят, спят.
Спят синички? — Спят, спят.
А лисички? — Спят, спят.
А все дети? — Спят, спят.
Шли, шли, шли,
Ягодки нашли.
Шли, шли, шли,
До ручейка дошли.
Мостика нет, прыгнули.
И основа пошли.
Шли, шли, шли,
Грибочки нашли,
Нагнулись,
В корзинку положили
И снова пошли.
Игра «День рождения у Мишки».
Речевое сопровождение игры: «Послушайте, ребята, сказку. Сегодня у Мишки день рождения. К Мишке пришел в гости зайка. Ира, покажи, как к Мишке пришел зайка. К Мишке пришла белочка. Таня, покажи, как пришла белочка».
Таким же образом отрабатывается приход лисы, ежа.
«Мишка стал накрывать на стол. Он поставил на стол тарелки, чашки. Лена, покажи, как Мишка поставил чашки, тарелки. В тарелки Мишка положил яблоки, рыбу, орехи, мед. Алеша, положи в тарелки яблоки, рыбу, орехи, мед. А теперь, ребята, отгадайте, кто что ел?»
Кто ел мед? Дети показывают Логопед вербализует соответствующее ответы детей животное
Кто ел яблоки?
Кто ел рыбу?
Кто ел (грыз) орешки?
Игра «Выполнение поручений». «Ребята, смотрите, к нам в гости идут животные. Вот идет лиса. Коля, встречай лису! Возьми лису, пойди погуляй с ней! Идет зайка. Руслан, возьми зайку! Угости его. Дай ему... (ребенок из лежащих на столе предметов должен выбрать морковку). А вот идет слон. Надя, дай слону... (ребенок выбирает конфетку)».
На столе выкладывают картинки (их нужно иметь в двух экземплярах): «девочка куклу моет, кормит, одевает, гуляет с куклой, укладывает спать».Логопед называет эти действия, дети показывают их. Далее картинки переворачивают изображением вниз и раздают детям. Логопед сажает на стол куклу, кладет рядом соответствующие предметы: ложку, тарелку, мыло, шапку, пальто, ставит кроватку и, обращаясь к каждому ребенку, говорит: «Надя, посмотри на свою картинку, возьми куклу и сделай то, что на твоей картинке делает девочка». Ребенок выполняет действие, логопед называет его.
3. Фиксация слогового, звукового и артикуляционного состава слов Формирование слогового восприятия и воспроизведения речи.
Наиболее приемлемым речевым материалом, который можно было использовать на данном этапе работы с детьми, находящимися на наиболее низких уровнях речевого развития, были различного рода звукоподражания, включаемые в несложные сюжетные игры.
В процессе проведения этих игр отрабатывается:
-слоговое восприятие и воспроизведение речи (звукоподражаний);
- выделение гласных звуков из звукоподражательных комплексовсопорой на зрительное восприятие их орального образа;
- узнавание и непроизвольное воспроизведение гласных звуков наоснове восприятия их орального образа;
- восприятие и воспроизведение ритмов;
- элементарный словарь;
- элементарные произносительные навыки.
Весь текст игры проговаривается педагогом, дети же только выполняют соответствующие действия и непроизвольно подключаются к воспроизведению звукоподражаний[44].
При проведении игр педагог постоянно фиксирует внимание детейна положении органов артикуляции, особенно при произнесении гласных звуков.
Каждое звукоподражание произносится педагогом на одном выдохе, после каждого звукоподражания следует небольшая пауза. Гласные звуки интонируются голосом и произносятся более длительно, чем в обычной речи.
Произношение каждого звукоподражательного комплекса сопровождается соответствующим количеством ударов (например, произношение звукоподражания га-га-га сопровождалось тремя продолжительными ударами руки).
Таким образом, выделение и фиксация слогов в указанных упражнениях достигается с помощью трёх средств: паузы после каждого слога звукоподражания, отстукивания слогов и зрительного восприятия артикуляции гласных звуков.
После двух месяцев работы вводится произношение слогов в составе специально подобранных предложений (при работе с дошкольниками; при работе с учащимися речевой школы эти упражнения с первых дней занятий можно проводить на уроках произношения):
Бы-бы-бы — зеленые бо-бы
Пи-пи-пи — яблоки ку-пи
Па-па-па — мелкая кру-па
Ба-ба-ба — вот стоит изба
Ту-ту-ту — улицу ме-ту
Ду-ду-ду — домой и-ду
Ды-ды-ды — вышли из во-ды
Га-га-га — зеленые луга педагог произносит текст (дети включаются только в непроизвольное произношение слогов), слоги отхлопываются. Упражнения проводятся перед зеркалом.
Цель этих упражнений – развитие слогового восприятияи воспроизведения речи, а также воспитание соотношениямежду зрительным, кинестетическим и слуховым образами звука. Немаловажное значение приобретает вопрос о фонетическом составе слогов и последовательности их предъявления. Последовательность включения гласных и согласных звуков в эти упражнения определяются несколькими факторами: легкостью распознавания орального образа звука; легкостью произношения звука и анализа образующихся в процессе его произношения кинестетических ощущений [44].
Необходимо учить детей не только различать пары грамматически противопоставленных слов (например, слон-слоны), но и определять значение данной словоформы или словосочетания среди других конфликтных словоформ и словосочетаний, а также в составе предложения. Некоторые предметы предъявляются только в единственном или только во множественном числе. Детям задают провоцирующие вопросы. Например: демонстрируя приведенный ряд картинок, педагог просит ребенка показать, где слон, где заяц, где ножи, где зайцы, где мишка (картинка с изображением этого предмета в единственном числе отсутствовала). При такой форме предъявления заданий у ребенка более эффективно формируется направленность внимания на формальные элементы слов[41].
Таким образом, как видно из изложенного и как отмечалось ранее, при разработке указанной системы упражнений, учитывались психологические механизмы, лежащие в основе всех выделенных форм первичного речевого недоразвития, поэтому предлагаемую систему занятий можно использовать для проведения фронтальных занятий со всеми детьми, страдающими алалией.