Использование метода интеллект-карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи в условиях ДОУ
Автор: Изосимова Елена Николаевна
В педагогической практике с детьми дошкольного возраста на развитие связной речи применяется достаточное количество технологий и методик. Мы использовали метод интеллектуальных карт как один из эффективных методов на развитие связной речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Этот метод был предложен и разработан Тони Бьюзеном – британским психологом, автором методики запоминания и творчества. В работе с дошкольниками метод интеллект-карт предложен к. п. н. Акименко В. М., доцентом кафедры педагогики и предметных методик, которая предложила использовать данную технологию для развития речи дошкольников.
Интеллектуальная карта имеет разные названия: «интеллект-карта», «карта ума», «карта разума», «карта памяти», «ментальная карта» и др. С помощью карт памяти у дошкольников развиваются как творческие, так и речевые способности. Это инновационный уникальный метод запоминания информации.
Ментальная карта – это графический способ представления информации на большом листе бумаги. При составлении мыслительной карты задействованы оба полушария головного мозга. Это одна из особенностей данной методики.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Результативность технологии интеллект – карты заключается в: наглядности (мысли изображены на бумаге в виде рисунков, аппликаций, предметов); привлекательности (карта должна быть красивая, яркая, интересная); запоминаемости (так как информация представлена в образе и словесной форме, карта легко запоминается); творчестве (поиск разных ассоциаций); возможности дополнения, (пересмотр карты через некоторое время помогает запомнить лучше информацию, дополнить её новыми идеями).
В своей педагогической практике мы применяем ментальные карты следующим образом:
Первое направление - Сбор информации.
Второе направление - Закрепление и обобщение материала.
Третье направление - Развитие связной речи. Составление рассказов
Общие требования к составлению любой интеллект – карты.
1. Лист должен располагаться горизонтально - так отводится больше места под рисунок. 2. Главная идея помещается в центре страницы. 3. От центра ответвления в любом направлении проводятся расходящиеся изогнутые ветви, каждая из которых соответствует определенному фрагменту темы. 4. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. В детском саду рисуют не более пяти ветвей. 5. Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово. Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами, используя карандаши или фломастеры разного цвета 6. Главные ветви соединяются с центральной идеей. 7. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. 8. Каждая мысль обводится. 9. В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации. Рисуются ветви второго, третьего порядка. 10. Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков, фотографий, т. к. правое полушарие ориентируется не на слова, а на образы.
Чтобы понять смысл составления ментальных карт, достаточно представить такую «схему- дерево» В середине - ствол - главная идея. Далее идут толстые ветки, затем тонкие.
При составлении ментальной карты по закреплению материала по изученной теме с детьми последовательность занятий должна быть выстроена в порядке возрастающей сложности.
Рассмотрим общий алгоритм составления ментальной карты по изученной теме «Профессии» (краткосрочный проект).
1. Лист располагается горизонтально. Обозначается тема: «Профессии». Выделяется в центре. Используем картинки и фотографии, надпись яркими карандашами. 2. От центра расходятся цветные ветви. Это мысли детей, придумывание существительных, связанных с темой. 3. Подбор картинок, наклеивание на карту или самостоятельное рисование. 4. От каждой профессии отходят еще ветви, более мелкие, но того же цвета. Дети подбирают ассоциации, слова-признаки, картинки и фото. (спецодежда, предметы, используемые при работе, какую пользу приносит та или иная профессия.) 5. Изображение на карте детьми. 6. Составление предложений, рассказа по заданной теме.
Ментальные карты вариативно используются на практике, зависят от поставленных задач, способностей дошкольников. Можно применять следующий порядок работы с применением карт: 1. Выделение ключевых понятий по теме. 2. Называние картинок, изображённых на карте. 3. Составление предложений по каждой «ветке» дерева. 4. Воспроизведение рассказа по карте.
Форма интеллектуальных карт будет зависеть от возраста дошкольников, их интересов и способностей. Для углубленного изучения темы карты можно детально разбирать в течение длительного периода. Для этого необходимо добавлять мелкие ветви-отростки на рисунке. В нашей практике с детьми карты составляются в течение одного месяца. В течение этого периода дети обобщают полученные знания по пройденным темам и добавляют новую информацию.
Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, формирования значения слова, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.
В составлении карт ума могут участвовать как педагог, так и педагог совместно с дошкольниками. К процессу изготовления и чтения карт можно привлечь также родителей.
В условиях реализации ФГОС использование карт ума позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация.
Список использованной литературы:
1. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 7.
2. Бьюзен, Т. Супермышление / Тони и Барри Бьюзен. – Минск, 2008.
3. Бьюзен Тони. Карты памяти: уникальная методика запоминания информации / Тони Бьюзен, Джо Годфри Вуд; [пер. с англ. О. Ю. Пановой] — М: «Росмэн», 2007.
4. Сохина, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф. А. Сохина. – М., 1984.