Использование элементов конструкторской деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми-дошкольниками с ТНР
Автор: Яшина Наталья Геннадьевна
При тренировке тонких движений пальцев рук речь ребёнка развивается более интенсивнее и становится более совершенной, а это значит, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Развитию мелкой моторики способствуют продуктивные виды деятельности детей, в том числе и конструирование.
Использование элементов конструкторской деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми-дошкольниками с ТНР.
«Конструируя, ребенок действует,
как зодчий, возводящий здание
собственного потенциала». Ж. Пиаже
При тренировке тонких движений пальцев рук речь ребёнка развивается более интенсивнее и становится более совершенной, а это значит, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Развитию мелкой моторики способствуют продуктивные виды деятельности детей, в том числе и конструирование.
На занятиях с использованием конструирования наблюдается высокая мотивация детей.
Работая с детьми, которые имеют тяжелые речевые нарушения, я обратила своё внимание, что занятия с применением элементов конструирования носят коррекционную направленность, так как они способствуют развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников.
Я считаю, что особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как и игра, отвечает потребностям и интересам дошкольников с ТНР. Она дает возможность действовать с геометрическими телами, на практике познавать их цвет, форму и величину; усваивать правильные названия деталей конструктора, совершенствовать восприятие пространственных отношений, развивать сенсомоторику и мыслительные процессы: анализ, синтез, классификацию.
Игровая форма коррекционно-логопедических занятий способствует развитию у детей познавательного интереса, позволяет уберечь их от излишнего дидактизма, утомления, активизирует частую смену позиций (сидя, на ковре, за столом), что благотворно для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
В своей профессиональной деятельности я самостоятельно с успехом применяю элементы следующих технологий:
ЛЕГО-технология.
Конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. При тренировке пальцев оказывается огромное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей с тяжелыми нарушениями речи как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Вот почему, применение ЛЕГО-технологии является незаменимым в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими ТНР.
Отмечено, что использование в работе с детьми с ТНР конструкторов ЛЕГО позволяет за более короткий промежуток времени достичь устойчивых положительных результатов в коррекции нарушений речи. М.М. Кольцова, Е.И. Исенина и другие авторы отмечают, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук детей. Использование в коррекционной работе учителя-логопеда конструктора ЛЕГО способствует развитию мелкой моторики рук, активизирует различные отделы коры больших полушарий головного мозга, тем самым способствует развитию и гибкости артикуляционного аппарата, улучшается звукопроизношение у детей.
Конструкторы ЛЕГО можно успешно применять как для развития звукопроизношения, так и для развития фонематического слуха .
Логопедическая работа с применением ЛЕГО-конструктора может быть применима на любом этапе коррекционного воздействия:
- звука;
- слога;
- слова;
- лексико-грамматического строя речи;
- предложения;
- связной речи;
- подготовки к обучению грамоте.
На уровне звука Лего-технология используется для отработки навыка звукового анализа: ребёнку нужно определить место звука в слове, первый звук в слове. Для этого применяются детали Лего-конструктора желтого цвета (слово) и лего-фишки (короткие, маленькие детали конструктора) красного, синего и зеленого цветов. Гласным звукам соответствует красная лего-фишка, твердым согласным синяя лего-фишка и мягким согласным зеленая лего-фишка. Ребёнок берёт лего-деталь желтого цвета (слово) и крепит фишку (красного, синего или зелёного цвета) на начало, середину или конец желтой детали (слова). Также в определении места звука в слове нам могут помочь лего-человечки разных цветов.
Работа по лексическим темам с помощью Лего-конструктора даёт возможность детям с тяжелыми нарушениями речи запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы, помогает перевести слова из пассивного словаря ребёнка в активный, развивать семантические связи.
Работа над предложением с использованием Лего-конструктора: в процессе составления предложения нужно использовать жёлтые детали Лего разной длины в зависимости от длины слова. Также должна использоваться отдельная деталька для обозначения начала слова. Выстраиваем с детьми цепочку из деталей Лего в соответствии с количеством слов в предложении. Использование наглядно-образного мышления ребёнком в данном случае позволяет нам решить задачу сложности определения количества слов в предложении (так как ребёнок «трогает» слова).
Для развития связной речи, при составлении рассказа, дошкольник достраивает игровые элементы из Лего-конструктора и моделируется ситуация, которая побуждает ребенка на составление рассказа. Использование Лего-конструктора в работе над пересказом, делает её более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу построек из конструктора Лего, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более логичным и развёрнутым. При этом работа по развитию связной речью должна вестись в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.
Составление рассказов по построенным декорациям и последующее объединение их в общее большое повествование, помогает детям с ТНР проследить за пространственно-временными отношениями, необходимыми для связности всего высказывания. Дети с удовольствием включаются в игру, ориентированную на пересказ или предумание сказок собственного сочинения, особенно с использованием персонажей, которые созданны с помощью Лего конструктора. Важным моментом в работе логопеда над составлением связного высказывания является окрашивание предложений дополнениями, обстоятельствами, определениями. В данном случае также применяются элементы Лего-конструктора.
Использование Лего-технологии на занятиях с детьми с тяжелыми нарушениями речи на постоянной основе даёт положительный результат, который может быть прослежен по итогу систематической работы с применением данной педагогической технологии.
Технология ТИКО-моделирования.
ТИКО – трансформируемый игровой конструктор, представляющий собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.Взаимодействуя с конструктором ТИКО, дети с ТНР тренируют свои пальчики, тем самым, развивая мелкую моторику. Развитие мелкой моторики оказывает мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следственно и на развитие речи детей.
Новизна данной технологии заключается в разработке игровых заданий с использованием конструктора ТИКО как нетрадиционного приёма для устранения пробелов фонетического, фонематического и грамматического строя речи в игровой форме, подготовки детей к овладению навыком чтения и письма, повышению мотивации ребёнка к обучению.
Конструктор ТИКО серий «Логопедический сундучок» и «Грамматика» - это уникальный инструмент, который помогает постичь все «премудрости» азов русского языка, обогатить словарный запас, развить интерес к слову, к речи, расширить знания и кругозор, научить ребёнка правильно читать, что несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.
Наборы «Грамматика» и «Азбука» состоят из пластмассовых квадратов, на которых изображены буквы русского алфавита и знаки препинания. На красных квадратах – гласные звуки, на синих квадратах – твердые согласные звуки, на зеленых квадратах – мягкие согласные звуки, на белых квадратах – ъ и ь знаки и знаки препинания.
Примеры игр с ТИКО конструктором:
«Придумай слово по модели»
Цель. Развитие словарного запаса, фонематического слуха и навыка звуко-буквенного анализа.
Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».
Ход игры: ребенок должен придумать слова в соответствии с заданной моделью, например, синяя фишка – красная – синяя (слова: мак, рак и т.д)
«Цепочка слов»
Цель. Развитие словарного запаса, фонематического слуха, навыка звуко-буквенного анализа.
Оборудование: конструктор ТИКО «Грамматика».
Ход игры: У логопеда собрано слово из трёх звуков, он предлагает ребенку поменять только одну букву в этом слове, чтобы получилось новое слово. Ребенок складывает новые слова по очереди. Например: дом-ком-том и т.д.
Использование конструктора Банчемс.
Конструктор-липучка Bunchems (Банчемс) — это набор из мягких разноцветных шариков, которые легко липнут друг к друга как репейник, образуя фигуры любой формы. Кроме липучек, в наборе есть различные аксессуары, которые помогают дополнить придуманный образ.
Применение конструктора Bunchems на коррекционных логопедических занятиях благотворно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует: обогащению словарного запаса; формированию грамматического строя речи; постановке и автоматизации звуков в ходе игры; формированию и развитию речевого выдоха; формированию графического образа букв при обучении грамоте; овладению звуко-буквенным анализом и синтезом; развитию тактильных ощущений; формированию пространственной ориентации; развитию памяти, внимания, мышления; тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук; развитию мотивации к коррекционно-логопедическим занятиям.
В процессе занятий с применением конструктора Banchems дети воспринимают занятие, как игру, что способствует усвоению коррекционного материала в полном объёме. Детали конструктора благодаря своей структуре развивают мелкую моторику, активизируют работу коры головного мозга, а, следовательно, развивают речь.
Звуко-буквенный анализ слов. Выделение согласных звуков в словах ДОМ и ДОМИК. Положи под твердыми согласными шарики синего цвета. Положи под мягкими согласными шарики зелёного цвета.
Развитие связной речи. Выкладывание сюжетной картинки. Из разноцветных шариков выложи картинку. Составь рассказ по своей картинке. Ребёнок составляет рассказ из 4-5 предложений.
Пособие «Речевые кубики».
В наборе данного пособия10 кубиков четырех цветов: красные, синие, зеленые, оранжевые.
Использование кубиков может применяться в практике логопеда как с неговорящими детьми для вызывания речи, так и с дошкольниками для становления грамматического строя речи, совершенствования их фонематического слуха, развития их творческих способностей, расширения словарного запаса, развития связной речи и повышения уровня коммуникативных навыков. «Речевые кубики» можно применять для игр и упражнений по развитию речи у дошкольников и младших школьников.
Волшебные логопедические кубики для закрепления навыка употребления предлогов в речи.
Цель: развитие грамматически правильной речи, формирование навыка употребления предлогов в речи, построения связного высказывания.
Применение: индивидуальная или подгрупповая формы работы.
Вариант игры: ребенок бросает кубик и составляет словосочетание или предложение с тем предлогом, символ которого выпал на грани кубика. Ребенок также может подобрать нужный символ предлога к уже готовому словосочетанию или предложению с предлогом.
Волшебные логопедические кубики для закрепления навыка звукового анализа - определения места заданного звука в слове.
Цель: развитие фонематических процессов, формирование навыка звуко-слогового анализа слов.
Применение: индивидуальная или подгрупповая формы работы.
Вариант игры: ребенок бросает кубик и подбирает слова-картинки к звуко-слоговой схеме, которая выпала на грани кубика. Либо в другом варианте: подбирает нужную звуко-слоговую схему к слову-картинке.
На своих коррекционно-логопедических занятиях я также использую конструкторы: Корвет, Корбо, Кубус, Мега блоки, Lego Duplo и применяю их по аналогии вышеописанных технологий.
После проведения мной работы по развитию речи с применением различного конструктора и ЛЕГО-технологий, могу с уверенностью утвердить, что коррекционно-логопедический процесс стал более результативным. Главное, что у детей сформировался устойчивый интерес к коррекционным занятиям и желание действовать, манипулировать с конструкторами; имеет место наличие у детей психологически комфортного состояния, уверенности в своих силах, стремления выполнять и рассказывать о своих достижениях. Дети стали воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них отрицательных эмоций, а приучает их к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Что в свою очередь, помогает дошкольникам лучше овладеть основами родного языка и коммуникативными навыками. Первые положительные результаты придали мне уверенность в том, что эффективность использования различных видов конструктора и ЛЕГО-технологий очевидна, а значит я на правильном пути. В дальнейшем планирую продолжить корекцинно-логопедическую работу в данном направлении с детьми, имеющими тяжелые наряшения речи.
Литература:
1. Т.В. Лусс. Сформированность предпосылок к обучению чтению с лего конструктором у детей, имеющих речевые нарушения, и у умственно отсталых учеников/Материалы секции «Актуальные проблемы научных исследователей аспирантов и соискателей МГЛУ», отв. Ред. - Н.М. Чалов-М., 2004
2. Т.В. Лусс. Леготерапия/Сост.И.М.Минаев -М. «Сопричастность». - М., 2002
3. Л.Г. Комарова. Строим из LEGO-М., Линка-Пресс, 2001
4. Н.Э. Теремкова. «Логопедические домашние задания для детей 5-7лет с ОНР», альбом 3/Н.Э. Теремкова. - М.: Издательство «Гном и Д», 2008.
3. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» М.С. Ишмаковой - ИПЦ Маска, 2013
4. З.В. Лиштван. Конструирование. - М.: Владос, 2011 – 217 с.
5. И. Петрова. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и
креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007 - № 10 – 112 с.