+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Описание опыта работы "Консультативная и просветительская деятельность учителя-логопеда с целью пропаганды логопедических знаний среди родителей, педагогов, учителей начальных классов

Автор: Сатина Светлана Ивановна

1.Условия формирования опыта.

В сегодняшних условиях ФГОС ДО  и профстандарта постоянно надо повышать свои  знания, выстраивать образовательный процесс качественно, эффективно, участвовать в методических объединениях, семинарах, педагогических  советах, педагогических чтениях, научно-практических конференциях, пропагандировать знания. 

На  формирование моего  опыта работы оказали влияние следующие факторы:

¾     изучение методической литературы;

¾     изучение опыта коллег;

¾     курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации;

¾     активное участие в работе районных методических объединений и т.д.

2.Теоретическая база опыта.  

Теоретическая база собственного  опыта формировалась в результате изучения нормативных документов:

¾     Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 2 июля 2021 года;

¾     Письмо МО РФ от 14.12 2000 №2 «Об организации работы логопункта ОУ».

¾     Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014года № 2765-р.

¾     Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

¾     Федеральный закон  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года №124-ФЗ с изменениями на 11 июня 2021 года;

¾     Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»);

¾     Федеральный Государственный   Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОО);

¾     Устав дошкольного образовательного учреждения.

Кроме этого сформировали теорию моего собственного опыта анализ  литературы по вопросам консультативной и просветительской деятельности учителя - логопеда с целью пропаганды логопедических знаний, педагогической практики, информаций с курсов повышения квалификации.       

Теория опыта складывалась на основе просмотренных вебинаров на сайте «Мерсибо».  Основанием для теории опыта послужили собственные выступления на районных семинарах   на темы: «Система взаимодействия учителя - логопеда с воспитателями  в работе  с детьми с особыми образовательными потребностями», «Планирование и учет совместной работы учителя - логопеда с педагогами и родителями».  

3. Актуальность и перспективность опыта.  

В настоящее время работа по пропаганде логопедических знаний имеет особое значение. Растет число детей с нарушениями речи, педагоги и родители все чаще и чаще сталкиваются с проблемами  нарушения речи, они нуждаются в рекомендациях по работе с детьми-логопатами. Недоразвитие речи является общей проблемой.

Важность этой работы заключается еще и в том, что эффективность логопедической коррекции определяется согласованной деятельностью логопеда, родителей, учителей, воспитателей. Успех ребенка зависит от закрепления полученных на логопедических занятиях умений и навыков в других ситуациях.

Консультативной и просветительской деятельности уделяли внимание Н.Ф.Виноградова, Н.Г.Година, Л.В.Загик и другие отечественные педагоги. Они  настаивали на разнообразии форм и методов работы учителя-логопеда ДОУ с родителями.

  Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.).

Проблеме  непрерывного  образования от 3 до 10 лет, подготовке к интегрированному обучению детей с нарушениями речи   уделяли свое внимание Л.Н. Ефименкова; Г.Г. Мисаренко; А.В. Ястребова; Л.Ф. Спирова; Т.П. Бессонова.

4. Новизна опыта:

Новизна опыта работы заключается в усовершенствовании, рационализации отдельных сторон педагогической деятельности. Разработки новых средств и правил их применения. Углубление  социально – воспитательных функций.

Через консультативную и просветительскую работу произойдет консолидация усилий разных специалистов позволит обеспечить систему комплексного психолого-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями.

Кроме этого новизна опыта работы заключается в том, что наряду с традиционными формами просветительской и консультативной работы с родителями детей – логопатов, педагогами,   учителями начальных классов школы, я  стала применять в  коррекционно – развивающей работе и нетрадиционные формы работы.

5. Адресность опыта. Использование опыта рекомендовано начинающим педагогам, педагогам старших и подготовительных групп, дети которых посещают логопедический пункт или группы коррекции.

6. Трудоёмкость опыта. Трудоёмкость моего опыта заключается в затруднениях в согласованности коррекционно-развивающей работы всех специалистов ДОУ и школы. В основе опыта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

7.Технология опыта.

В настоящее  время общество предъявляет серьезные требования к подготовке детей дошкольного возраста к школе. Существует множество критериев подготовленности ребенка, но одним из важных показателей является сформированность речи дошкольника. Несмотря на возросшее количество различных школ по  подготовке  детей - дошкольников к обучению, на разнообразие методического материала, увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи.  

Речь - не врожденная способность, она формируется постепенно, с развитием многих компонентов - речевого внимания, речевого слуха, речевого дыхания, голосового аппарата. Все эти компоненты являются основой правильного произношения.  Несформированность у ребенка данных компонентов чаще всего вызывает значительные трудности при формировании речи в целом.

Изучая  и разрабатывая  проблему фонематического восприятия у детей  с  нарушениями речи, я пришла к выводу, что невозможно достигнуть высоких результатов  без взаимодействия  со всему участниками образовательного процесса.  А для этого нужна пропаганда логопедических знаний.

Ведь учитель - логопед - это, прежде всего,  помощник, который может доступно донести важную информацию, обсудить важные вопросы, помощь в выборе методов и приемов обучения, а также специалист, который должен уметь активно просвещать, педагогов, родителей ДОУ и родителей, дети которых не посещают ДОУ. А также взаимодействовать с учителем – логопедом и учителями начальных классов школы.

«Один ты можешь сделать так мало, а вместе мы можем сделать так много!» ( Хелен Келлер).

Поэтому я стала работать по теме: «Консультативная и просветительская деятельность учителя- логопеда с целью пропаганды логопедических знаний среди родителей, педагогов, учителей начальных классов»

Цель: Совершенствовать систему консультативной и просветительской деятельности учителя - логопеда с целью пропаганды логопедических знаний среди родителей, педагогов, учителей начальных классов. Решать коррекционно – развивающие задачи через эмоционально – положительный контакт с ними. Применение  нетрадиционных форм работы.

         В соответствии с целью  много опыта работы определена гипотеза: применение нетрадиционных форм работы с родителями, педагогами, сотрудничество семьи и детского сада, детского сада и школы, включение всех участников образовательного процесса в решение коррекционно – развивающих задач через эмоционально – положительный контакт.

Задачи:

1.изучить нетрадиционные формы работы консультативной и просветительской  работы  с родителями, педагогами, учителями;

2.      выявить представления и способы вовлечения их в коррекционно – развивающий процесс с использованием нетрадиционных форм работы;

3.      разработать и апробировать перспективный план работы с родителями педагогами, учителями по применению нетрадиционных форм работы;

4.      воспитывать педагогическую и личностную культуру, развивать эмоционально – положительный контакт;

5.      чётко выполнять заранее продуманную и организованную систему взаимодействия посредством нетрадиционных форм работы.

Эффективность данной работы будет:

¾     при условии   разработки системы консультативной и просветительской   работы с целью пропаганды логопедических знаний;

¾     разработаны и реализованы на практике нетрадиционные формы работы.

Практическая значимость:

Разработанная система консультативной и просветительской   работы с целью пропаганды логопедических знаний,  нетрадиционные формы работы, выявленные способы вовлечения рвсех участников образовательного процесса в коррекционно – развивающий процесс, разработанный и апробированные перспективные планы работы, разнообразные консультации и методические рекомендации, мультимедийные презентации и логопедические странички могут быть использованы в практической работе учителей – логопедов, педагогов – психологов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений всех типов и родителей.

      Ведущая педагогическая идея опыта работы: применение системы консультативной и просветительской   работы с целью пропаганды логопедических знаний,  нетрадиционных форм работы, сотрудничество семьи и детского сада, детского сада и школы, включение родителей в решение коррекционно – развивающих задач через эмоционально – положительный контакт.

     Основная мысль:

¾     педагогическая поддержка и тесное сотрудничество во взаимодействии, осуществляемое учителем - логопедом в виде пропаганды логопедических знаний  с применением нетрадиционных форм работы.

Ожидаемые результаты.

Родители, педагоги, учителя:

¾     становятся более компетентными в вопросах логопедической помощи детям;

¾     являются непосредственными участниками реализации исследовательского проекта;

¾     помогают в работе учителя – логопеда, продолжают начатую работу на индивидуальных занятиях дома   в группе;

¾     оказывают эмоциональную поддержку.

 

Этапы работы

Так как мой  многолетний опыт работы показывает, что родители все больше отдаляются от воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и применяемые формы работы не дают желаемого результата, мною было принято решение о поиске новых современных форм сотрудничества с родителями. Главной моей целью было заинтересовать и привлечь родителей к образовательному процессу группы.

Я начала выстраивать своё общение не только с родителями, но и с воспитателями и специалистами, таким образом, чтобы для них было четко понятно, что наше взаимодействие – необходимое условие полноценного речевого развития их детей, так как наилучшие результаты отмечаются там, где все  действуют согласованно. А повышение их компетентности в вопросах коррекции речевого развития дошкольников значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений.

Работа проводилась в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

1 – й этап – подготовительный

На первом подготовительном этапе я изучила программу   «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,  методическую литературу по работе и взаимодействию с семьёй, педагогами, учителями школы.     В ходе этой работы были выявлены некоторые недостатки в   системе:

1.      Недостаточно методических разработок, игр и упражнений с использованием нетрадиционных форм работы по пропаганде логопедических знаний среди всех участников образовательного процесса.

2.      Мало разнообразного наглядного материала с использованием нетрадиционных форм работы с ними.

  Изучив  передовые опыты работников дошкольных учреждений по данному направлению,   пришла к выводу, что в любой форме пропаганды логопедических знаний можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей, педагогов практическим приёмам работы. С целью выявления уровня родительской и педагогической компетентности в вопросах речевого развития детей и круга вопросов, которые для родителей и педагогов ДОУ актуальны, я провела анкетирование  «Речевое развитие ребенка», «Вопрос логопеду».

Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировала особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявила уровень компетентности родителей и педагогов в вопросах речевого развития и ряд вопросов волнующих их. Далее приступила к подбору методов и форм своего общения с ними.

2  -й этап – основной

Реализация проекта на втором этапе строилась на непрерывной связи с   осуществлялась с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы таких как:

¾               Анкетирование «Речевое развитие ребенка», «Вопрос логопеду» и другие.  

¾              дни открытых дверей - для ознакомления с работой логопеда (до пандемии) ;

¾               совместная нетрадиционная образовательная деятельность с родителями, педагогами  и детьми с использованием сенсорных мешочков и др. (до пандемии);

¾              пальчиковые игротренинги с использованием мимики;

¾              многофункциональные пособия – тренажёры для проведения артикуляционной гимнастики. Логопедическая ширма  «Домик Весёлого Язычка»;

¾              мягкая артикулирующая кукла -  лягушка Квакушка;

¾              мягкая черепаха на развитие мелкой моторики и сенсорных эталонов;

¾              арттерапия - рисование  на манке на развитие мелкой моторики;  

¾              участие  в выставках  (представляются экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями: рамки для картин из бросового материала, мягкие игрушки, поделки из природного материала);

¾              совместные игровые практикумы с родителями и детьми: как развивать мелкую моторику и играть в дыхательные игры в домашних условиях и привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию речи ;

¾              родительские собрания до пандемии, а сейчас в онлайн на страничке сайта ДОУ ;

¾               информирование родителей (уголки, стенды, подсказки, книжки – передвижки Акции: презентаций);

¾              Вечера,  конкурсы ( Вечер поэции», Конкурсы стихов «Ах.Ставрополье - край золотой», «Через года, через века – помните!»;

¾              Акции: «Дорога к азбуке»,  «Мама – логопед» 

¾               практикумы, с целью ознакомления с самомассажем лица, кистей и пальцев рук, артикуляционной и дыхательной гимнастикой;