+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Последовательность артикуляционных упражнений в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

Автор: Семенова Елена Валентиновна

Фонетически правильная речь ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется чётким произнесением, как изолированных звуков, так и их сочетанием в произнесении слов, слогов, фраз и предложений в быстром речевом потоке. Все это происходит благодаря правильно подготовленной подвижности органов артикуляционного аппарата и их дифференцированной работе. Нужно понимать, что сила, точность, объем артикуляционных поз и движений развиваются у детей дошкольного возраста не сразу, а постепенно.

Не каждому ребенку подвластно правильное произнесение звуков родного языка. Чтобы речевая деятельность, а именно, её произносительная сторона развивалась соответственно звуковым нормам родной речи, необходимо проводить артикуляционную гимнастику, начиная с раннего дошкольного возраста.

Упражнения для проведения артикуляционной гимнастики не стоит выбирать спонтанно. Грамотный учитель – логопед в предлагаемых комплексах артикуляционных упражнений предусмотрит те движения и положения артикуляционных поз, в результате которых будут формироваться необходимые в том или ином дошкольном возрасте звуки.

Известно, что самым подвижным органом артикуляционного аппарата является язык. В строении языка выделяют: корень, спинку, переднюю, среднюю и заднюю части.

При проведении артикуляционной гимнастики особое значение уделяется кончику языка (передняя часть языка), боковым краям (передней и средней части языка), именно от точности и дифференцированности данных частей языка зависит  качество произносимых звуков, а именно: переднеязычных (т, д); свистящих (с, з, ц); шипящих (ш, ж, щ) и сонорных (м, н, л, р) групп звуков.

От точности артикуляционной работы средней части языка зависит формирование и образование произнесение звука – Й и йотированных гласных. Средняя часть языка отличается некоторой ограниченностью движения, её функциональное значение состоит в том, что она поднимается к твердому нёбу, что играет большую роль в образовании мягких согласных.

За функциональный подъем и смыкание с нёбом отвечает задняя часть спинки языка, что необходимо в образовании заднеязычной группы звуков (к, г, хков ()нальный подъем и смыкание с нёбом отвечает задняя часть спинки языка, что необходимо в образовании заднеязычной группы зв).

При формировании гласных звуков (и, э), свистящих (с, з, ц), шипящих (ш, ж, ч, щ) и сонорного (р) огромное значение отводится артикуляционной работе боковых краев языка, которые должны прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не давать выхода выдыхаемой струе выхода в боковом направлении. Обратное положение боковых краев языка прослеживается при образовании звука (л), боковые края языка опускаются и пропускают выдыхаемую воздушную струю вбок. Боковые края языка могут сделать язык широким и распластанным, а также узким и суженным.

Подвижность губ и их чёткая артикуляция играют огромную роль в формировании и образовании не только гласных, но и согласных звуков:

- вытягивание и округление губ при образовании лабиализированных гласных звуков (у, о);

- округление губ при образовании шипящих звуков (ш, ж, ч);

Стоит отметить, что в артикуляционных позах губ наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. При произнесении звуков (п, б, м) она смыкается с верхней губой и в тоже время образует щель при сближении с верхними зубами при образовании звуков (в, ф).

Нижняя челюсть поднимается и опускается, этим самым изменяется объем ротовой полости, что позволяет легко образовывать произнесение гласных звуков.

Мягкое небо в своих движениях также может подниматься и опускаться. В случае, когда мягкое нёбо опущено, то выдыхаемая воздушная струя проходит через нос и образуются, так называемые носовые звуки (м, мь, н, нь). Наоборот, когда мягкое нёбо поднимается и маленький язычок прижимается к задней стенке глотки, проход в носовую полость закрывается и воздушная струя проходит через ротовую полость, в результате происходит образование и произнесение ротовых звуков.

Обобщив, весь вышеизложенный материал о работе органов артикуляционного аппарата можно сделать вывод, что в образовании произносимых звуков, каждый артикуляционный орган принимает определенную артикуляционную позу. В свободной речи произнесение звуков происходит не изолированно, а последовательно, один за другим. В этом случае органы артикуляционного аппарата меняют свои позы быстро и чётко, следовательно, правильное произнесение звуков, слогов, слов и их сочетаний зависят от четкости и точности:

- принятия артикуляционной позы;

- быстроты перестроения одной артикуляционной позы в другую;

- скоординированности мышц речевого аппарата.

Существуют пять основных комплексов по развитию и формированию движений органов артикуляционного аппарата, каждый из которых имеет свою направленность и свои задачи.

1.                     Комплекс артикуляционной гимнастики для развития движения органов артикуляционного аппарата.

2.                     Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков.

3.                     Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков.

4.                     Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звука Л.

5.                     Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звука Р.

Применять упражнения из комплексов можно без изменений, но с различными требованиями к выполнению артикуляционных упражнений в каждой возрастной категории дошкольников.

Вторая младшая группа в дошкольном возрасте подразумевает работу с детьми трех – четырехлетнего возраста. Вся организованная образовательная деятельность проходит в строго игровой форме с использованием чётких временных критериев, прописанных в программе детского учреждения. Не исключением является проведение артикуляционной гимнастики. В данной возрастной категории объем требований к чёткости и быстроте артикуляционных движений невелик. Основной целью является то, чтобы дети хорошо усвоили простейшие навыки артикуляционной гимнастики, без которых дальнейшее речевое развитие будет затруднительным.

Среднюю группу дошкольников составляют дети четырех-пятилетнего возраста. В работе с данной возрастной категорией применяются все виды упражнений артикуляционного комплекса, которые также базируются на игровых приемах. На основе правильно приобретенных начальных артикуляционных навыках проходят занятия по развитию артикуляционной моторики с небольшими усложнениями.

Старшую группу в дошкольном учреждении составляют дети пяти-шести - летнего возраста. В этот период повышаются требования к объёму и точности артикуляционных движений, а именно, контролируется умение легко, плавно, чётко и быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одной артикуляционной позы на другую. Так как в этом возрасте у дошкольников артикуляционные движения приобретают привычный характер, то их можно проводить в любом темпе и с повышенными требованиями к выполнению.

К началу подготовительной группы, ее возрастной состав – дети шести-семилетнего возраста, ребенок полностью овладевает звукопроизносительной стороной родного языка. Артикуляционная гимнастика применяется в качестве дифференциального подхода к различению звуков (учитывается последовательность развития звуков в детском возрасте).

Предложенная работа по развитию артикуляционной моторики способствует формированию у детей дошкольного возраста не только основу звукопроизносительной стороны речи, но и улучшает ее грамматические конструкции, пополняет словарный запас.