Что такое речевое дыхание и как его развивать
Автор: Гученко Анастасия Геннадьевна
Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Существенно отличается от неречевого дыхания – физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое дыхание является произвольным. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт. Другими словами речевое дыхание – это образование связи звуков при участии дыхания.
Речевое дыхание оказывает прямое воздействие на быстрое освоение детьми навыков связной речи. Если оно развито хорошо, дети могут правильно произносить звуки, говорить не торопясь, отчётливо, выразительно, выдерживая необходимые паузы при произнесении длительных предложений, умения договаривать фразу до конца.
Задача родителей и педагогов развивать у родителей речевое дыхание. Главное в этом процессе научить ребёнка делать плавный вдох определённой силы, экономично расходовать его при произнесении фраз и выдыхать с окончанием предложения.
От чего возникает слабое дыхание у детей дошкольного возраста?
1. Малыши не могут до конца произнести предложение, так как не хватает воздуха. Повторный вдох мешает плавному разговору, меняет тон голоса. Ребёнок заканчивает фразу шепотом.
2. У дошкольников зачастую наблюдается слабое развитие дыхательного аппарата, что приводит к слабому вдоху и выдоху,что отражается в разговоре: Ребенок говорит невнятно, не доводит фразу до конца. Страдает выразительность речи. Расстановка пауз. Такое явление нервирует дошкольника, он неохотно вступает в общение.
3. Хронические заболевания (гаймориты) могут также приводить к слабому дыханию.
Как же развивать речевое дыхание?
1. Научить ребёнка правильно дуть для развития силы и длительности выдоха.
Предлагаю следующие игры для развития речевого дыхания:
"Футбол"
Цель : Развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц и стимуляция мелкой моторики рук ребенка.
Детям предлагается дуть через трубочку или губами на шарик для настольного тенниса и загнать мяч в ворота.
"Ветерок"
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
"Осенние листья"
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
- Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!
"Снежная буря"
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Ребенку предлагается дуть через трубочку в бутылку.
- Вот поднялась какая снежная буря посмотри.
"Бульки"
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
- Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!
"Мыльные пузыри"
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно.
"Снежинки"
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
- Подуй на снежинки. Посмотри как полетели снежинки.
"Остуди чай"
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Ребенку предлагается подуть в чашку и остудить чай.
"Осьминожка"
Цель: развитие сильного плавного выдоха.
Подуть в трубу и расшевелить щупальца осьминога.