+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Приключения Буратино. Звуки [р]-[рь], буква Р

Автор: Шинякова Татьяна Владимировна

Краткое описание работы
В данной публикации представляю свой опыт работы в подготовительной речевой группе для детей с ОНР. Это конспект НОД по обучению грамоте с подгруппой детей.

«Приключения Буратино»  (Звуки [р],  [рь], буква «Р»)

 ( НОД по  обучению грамоте в подготовительной речевой группе с подгруппой детей)

Цель: знакомство с новой буквой, закрепление её на материале слогов, слов, предложений.

Задачи

Образовательные:

·        продолжать совершенствовать навык осмысленного слогового чтения на речевом материале, насыщенном изучаемой буквой (или звуками, её обозначающими);

·        продолжать развивать навыки языкового анализа (сложные формы фонематического анализа, анализа предложений) на новом речевом материале;

·        продолжать формировать умение работать со схемами (звуко-слоговой схемой, схемой предложения);

Коррекционно-развивающие:

·        совершенствовать фонематический слух, слуховое восприятие, слуховую память;

·        развивать кинестетические ощущения, мелкую и общую моторику, зрительное восприятие, логическое мышление;

·        развивать связную речь, рече-мыслительную деятельность.

Воспитательные:

·     развивать учебную мотивацию,

·     формировать навыки сотрудничества, умения работать в группе;

·    воспитывать доброжелательность, самостоятельность, ответственность.

      Ресурсы: игрушка Буратино, изображение буквы Р на альбомном листе с разлиновкой на 2 клетки, индивидуальные конвертики с разрезанной на элементы буквой «Р»,  цветные символы звуков [р], [рь], слова с пропущенной буквой Р (на экране проектора),   анаграммы-паутины (на экране проектора),  изображение пруда с лягушками-слогами, нарисованный очаг, волшебная дверь с замком (звуко-слоговой схемой) и азбукой (наборным полотном), слова для составления предложения, «золотые» ключики  с картинкой.

*В проведении данной НОД используется сочетание двух видов наглядности. Традиционная наглядность (магнитная доска, волшебная дверь-азбука, изображение пруда, разрезные буквы) способствует активизации двигательной активности детей, манипуляция с предметами – активизации мелкой и общей моторики. Использование слайдовых изображений с элементами мультимедийности позволяет сэкономить время, внести элемент неожиданности, сказочности.

Предварительная работа: чтение повести-сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», просмотр художественного фильма «Приключения Буратино», работа с содержанием данных произведений.

       Ход занятия:

       1. Оргмомент.

Логопед называет героев сказки «Золотой ключик или приключения Буратино»,  просит детей отгадать из какой они сказки, кто её автор.

Дети выполняют задание логопеда, садятся полукругом на стульчики.

       2. Сообщение темы занятия.

       Логопед: я еще раз назову имена сказочных героев, а вы определите с какой буквой мы сегодня познакомимся: Карабас  Барабас, Тортилла, Артемон, Дуремар, Пьеро (звук [р] в словах слегка выделяется голосом).

 Дети по насыщенности слов звуками [р], [рь] определяют, с какой новой буквой они познакомятся и какие звуки она обозначает.

       3. Уточнение артикуляции звуков [р] и [рь], их характеристика.

      Сюрпризный момент.

Слышится стук в дверь, после чего на экране проектора  появляется изображение Буратино (игрушки), который рассказывает детям свою историю, просит разрешения остаться на занятии, чтобы вместе с детьми учиться читать и писать.

История Буратино.

 « - Дорогие, ребята, вы читали книгу о моих приключениях?

- Да!

- Тогда вы, наверное, знаете, какие ужасные неприятности произошли со мной после того, как я продал свою замечательную азбуку и не пошёл в школу?

- Да, знаем!

- Может быть,  тогда вы разрешите мне остаться у вас на занятии, чтобы вместе с вами учиться читать и писать?»

Дети отвечают на вопросы Буратино и разрешают ему остаться.

        4. Показ буквы, рассматривание элементов, стих о букве.

Логопед демонстрирует детям изображение печатной буквы «Р», изображенной на разлинованном на 2 клетки листе бумаги. Просит детей внимательно рассмотреть букву, выяснить, на что она похожа и из каких элементов состоит? Читает стих о букве.

 

                                                     ***

   Дрожу от страха до сих пор! -

                                         Воскликнуло полено -

                                         Похожа буква на топор!  

                                         Расколет непременно!

 

Дети выполняют действия в соответствии с заданиями логопеда.

Логопед обращает внимание детей на конвертики, лежащие на столе. Просит каждого найти свой конвертик (на них написаны имена детей), выложить букву «Р» из деталей, которые в нём находятся.

Дети выкладывают букву «Р».

       5. Совершенствование навыков слогового чтения (чтение слов с пропущенной буквой Р).

       Логопед: Ребята, вы помните, как Буратино попал к девочке с голубыми волосами? Как ее звали? Помните, как Мальвина учила Буратино грамоте? Что случилось, когда он впервые в жизни увидел чернильницу?

Дети: вспоминают, как Буратино сунул в чернильницу свой нос, и с носа на бумагу упали жирные черные кляксы, как Мальвина ужасно рассердилась и приказала Артемону отвести Буратино в темный чулан.

*На экране проектора появляется изображение  азбуки со словами, в которых отсутствует буква «Р».

       Логопед: ребята, во всех словах оказалась залитой чернилами одна и та же буква, вы должны догадаться какая и  прочитать испорченные слова. Может быть,  тогда Мальвина перестанет сердиться на Буратино и выпустит его из чулана?

 Слова на экране: *учка (ручка), к*аски (краски), ка*андаш (карандаш), самова* (самовар), *анец (ранец).

Дети читают получившиеся слова. После правильно прочитанного слова чернильное пятно исчезает, проявляется буква «Р» (меняется слайд).

После «открытия» всех слов, логопед просит детей определить, какое слово не подходит к остальным по смыслу и почему?

Дети исключают лишний предмет из ряда подобных, обобщают оставшиеся слова.

6. Расшифровка анаграмм.

Логопед. Ребята, Буратино было неприятно и обидно находиться в тёмном чулане, где по углам висели большие паутины с попавшими в них насекомыми. Может быть, из-за темноты, а может быть, из-за разыгравшейся фантазии Буратино стало казаться, что это не насекомые, а запутавшиеся в паутине буквы.

*На экране проектора появляются паутины-анаграммы.

Логопед: давайте попробуем распутать эти буквы и освободить попавших в паутину насекомых.

Дети расшифровывают анаграммы. Вместо паутин на экране проектора появляются комар и стрекоза.

        7. Физминутка:

Логопед. После долгого сидения в чулане у Буратино затекли ноги и руку. Давайте встанем и подвигаемся вместе с ним.

 

                                                          ***

                     Буратино потянулся, руки в стороны развел,

                     Низко он к земле нагнулся – видно ключик не нашёл.

                     Чтобы ключ ему достать – нужно на носочки встать.

                     Крепче Буратино стой – вот он ключик золотой!

 

Дети  копируют движения логопеда, совмещая движения руками с ходьбой и наклонами.

       8. Составление слов из слогов.

       Логопед: ребята, что сделали с Буратино полицейские собаки, когда хитрые и жадные лиса Алиса и кот Базилио его обманули?

Дети сообщают, что собаки бросили Буратино  с моста в пруд, но он не утонул, потому что был деревянный.

Логопед : а кто жил в этом пруду?

 Дети вспоминают, что в пруду жила старая и мудрая черепаха Тортилла и лягушки.

Логопед открывает висящее на магнитной доске изображение пруда.

На фартучках у лягушек написаны слоги.

Логопед сообщает детям, что Тортилла пообещала отдать Буратино золотой ключик, если он составит как можно больше слов из этих слогов.

*Слоги на фартучках лягушек: ба, ра, ша, бан, кры, што, ры, ран.

Дети подходят к доске и составляют из слогов слова: баран, барабан, рыба, шары, шторы, крыша.

Рядом с изображением пруда дети находят нарядный мешочек с неизвестным содержимым.

       9. Подбор слов к звуко-слоговой схеме.

       Логопед спрашивает у детей, что необыкновенного было в каморке папы Карло?

Дети вспоминают, что в коморке папы Карло был холст, за которым находилась волшебная дверь.

 Логопед подводит детей к холсту с изображением очага.

Дети за холстом обнаруживают «волшебную» дверь. Замок на двери – звуко-слоговая схема.

Логопед интересуется у детей, чем можно открыть волшебную дверь.

Дети напоминают, что черепаха Тортилла подарила Буратино какой-то подарок.

Логопед предлагает детям вынуть из мешочка-подарка спрятанное содержимое. Там оказываются несколько «золотых» ключиков. На каждом ключике изображена картинка.

Логопед предлагает детям разложить все ключи по порядку, затем сообщает: «Чтобы открыть дверь, нужно подобрать ключ с изображением той картинки, название которой подходит к данной схеме».

Педагог сообщает, что ребёнок должен привести хотя бы одно доказательство того, что его слово не подходит к схеме. Демонстрирует показ образца правильного выполнения задания. (Например, слово «груша» не подходит к схеме, потому что в нём второй звук согласный, а на схеме – второй звук гласный.)

Дети берут по одному ключу с изображением картинки по инструкции логопеда.

 *Инструкция является заданием на пространственную ориентировку.  (Например, детям предлагается взять последний ключ в ряду, ключ, находящий справа от репки, слева от рыбы и др. Этот вид деятельности предотвращает вероятность открыть дверь с первой попытки, даёт возможность всем детям поучаствовать в открывании двери.)

 Ребенок, чье слово подходит к схеме, производит полный звуковой анализ и открывает волшебную дверь.

       10. Составление предложения из заданных слов, анализ предложения.

       За волшебной дверью – азбука (наборное полотно со словами).

Логопед предлагает детям взять по одному слову, составить из слов предложение,  выстроиться в нужном порядке, как в игре «Живое предложение», затем правильно расставить слова в азбуке.

Дети: выполняют действия в соответствии с заданием логопеда, играют в игру «Живое предложение», расставляют слова на наборном полотне азбуки. ( Предложение: Буратино скоро пойдет в школу.)

       Итог занятия: Буратино прощается с детьми, благодарит их за науку, сообщает, что теперь он будет умненьким и благоразумненьким и  тоже скоро пойдет в школу.  

 

Использованная литература

1. А.Н. Толстой повесть-сказка «Золотой ключик или приключения Буратино».

2. Е. Тарлапан  - стихи про букву «Р».

3. Физминутка «Буратино» - авторство не определено