+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Открытое индивидуальное занятие в старшей логопедической группе "Цирк со звуком [Ш]

Автор: Воронина Елена Петровна

Краткое описание работы
Индивидуальное занятие на автоматизацию звука [Ш] в слогах, словах.

Открытое индивидуальное занятие в старшей логопедической группе

«Цирк со звуком Ш»

Цель: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах.

Задачи:

-закрепить артикуляцию и изолированное произношение звука [Ш];

-упражнять в  произношении звука [Ш] в слогах, словах;

-упражнять в определении наличия звука [Ш] в словах, его места в слове;

-закрепить графический образ буквы Ш;

- развивать внимание, мышление.

Оборудование: компьютерная игра «Превращения»; перчаточная кукла-змея; игрушка попугай, шапочка «тигр», обруч, круги из картона, изображающие «тумбы»; цилиндр фокусника, «волшебная палочка», «волшебная коробка», буква Ш из магнитной азбуки, шоколадные медали.

Ход НОД:

I. Организационный момент.

Логопед:  Вчера ты был в цирке! Тебе понравилось? Сегодня твой язычок будет циркачом!

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика «Язычок в цирке» 
Язычок очень любит ходить в цирк, ему всегда хочется быть не только зрителем, но и участником представления.

 ● Представление открывают барабанщики, и Язычок вместе с ними стучит по нёбу за верхними зубами: «Д-д! Д-д-д!»                    

 «Качалочка» — это выступление воздушных гимнастов на трапеции. Язычок тоже качается       вперед-назад, то выдвигаясь изо рта далеко вперед, то прячась в глубине рта.                                                                                                                                                            Дрессированные тигры расселись на цирковых тумбах, и широкий язык также занял место на нижней губе («блинчик»).                                                                                                   ● Потом они стали прыгать в кольцо туда-сюда, и Язычок прыгал из одного уголка рта в другой.                                                                                                                                                       ● Еще тигры качались на качелях и Язычок тоже — рот открыт, языком дотрагиваемся сначала до верхней, потом до нижней губы (по 5—6 раз).                                                                                                                                                    ● Цирковые лошадки звонко цокали копытами.                                                                             ● Наездники сидели в красивых седлах («чашечка»)                                                                             ● Но больше всех удивил Язычка фокусник. Показываем его фокус вместе с Язычком (упражнение «Фокус» - сдувание ватки с носа).

2. Сегодня я  приглашаю тебя в цирк. Не зрителем, а в качестве помощника артистов.  Первым  выступает укротитель змей -  факир. У него есть дрессированная змея (на руку ребёнка надеваем перчатку-«змею»). Давай пошипим, как шипит змея. Молодец. Именно звук [Ш] и будет помогать тебе быть настоящим артистом.

Змея исполнит замечательный номер. Она отберёт только те карточки, на которых изображены слова на звук  [Ш]. («змея» берёт карточки ртом и выкладывает на стол). После выполнения каждого упражнения зрители аплодируют.

3. Логопед: А сейчас выступает попугай Кеша (игрушка попугай). Он любит передразнивать. (Ребёнок берёт попугая и говорит за него. Карточки используются те же, что и в прошлом задании)

- Кеша  исполнит его любимый номер. Я буду произносить слоги, а  Кеша повторяет, и находит среди карточек слово, которое начинается с этого слога:

Ша-ша-ша…. Какие слова начинаются на ША?(шапка, шарф)

Шо-шо-шо….Какое слово начинается на ШО? (шорты)

Шу-шу-шу… Какое слово начинается на ШУ? (шуба)

Ши-ши-ши… Какое слово начинается на ШИ? (шина)

- А теперь Кеша вредничает: он говорит всё наоборот.

Громче -…, больше -…, хуже -…, ниже -…, ближе -…; плохой -…, узкий - …, маленький - …, гладкий -…

4.  Логопед:  «На арене идет дрессировка, 
                        Тигры в обручи прыгают  ловко»  (ребёнку надеваем шапочку тигра).
-  Тигр прыгает в обруч, но только тогда, когда услышит звук [Ш]  в словах. 
(Ребёнок прыгает в большой обруч. Словарь: шишка, еж, машина, кошка, жук, мишка, шапка, жираф, лягушка, вишня, мороженое).

- А сейчас тигр будет перепрыгивать с тумбы на тумбу. Если [Ш]  звучит в начале слова, тигр прыгает на первую тумбу, если в середине слова – на вторую тумбу, если в конце слова – на третью тумбу (ребёнок перепрыгивает с кружка на кружок.  Словарь:  шар, ковш, мешок, карандаш,  шаль, капюшон, шорты, мышь, шофёр, кошка, душ).

5. Логопед: 

-  И  в завершении представления на арену выходит фокусник (надеваем на ребёнка цилиндр фокусника). Он очень любит превращения и  будет превращать одни слова в другие. Я буду называть слова, а ты замени первый звук на звук [Ш]. Назови новое слово и прикоснись волшебной палочкой (компьютерная игра «Превращения»:  ребёнок прикасается «волшебной палочкой» - изображение меняется)

 мыло-… (шило),  торты- …(шорты),   лапка - …(шапка),   пар-…(шар),  губы-…(шубы).

3. Итог занятия. Рефлексия: - А теперь фокусник покажет фокус. Какой звук помогал тебе сегодня выступать с настоящими артистами цирка? (Ребёнок находит букву Ш среди других букв). В коробку кладём букву Ш... Говорим волшебные слова: «Шушел-шишел, фокус вышел!», взмахнём волшебной палочкой… и буква превратилась… в шоколадные медальки! («Волшебная коробка»). Одна серебряная, другая – золотая. Если ты считаешь, что занимался сегодня очень хорошо – бери золотую медаль… А если допускал ошибки, что-то не получалось, то выбирай серебряную!                                                                                                                                     Ты замечательно выступал, и заслужил медаль!