Открытое индивидуальное занятие в старшей логопедической группе "Цирк со звуком [Ш]
Автор: Воронина Елена Петровна
Индивидуальное занятие на автоматизацию звука [Ш] в слогах, словах.
Открытое индивидуальное занятие в старшей логопедической группе
«Цирк со звуком Ш»
Цель: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах.
Задачи:
-закрепить артикуляцию и изолированное произношение звука [Ш];
-упражнять в произношении звука [Ш] в слогах, словах;
-упражнять в определении наличия звука [Ш] в словах, его места в слове;
-закрепить графический образ буквы Ш;
- развивать внимание, мышление.
Оборудование: компьютерная игра «Превращения»; перчаточная кукла-змея; игрушка попугай, шапочка «тигр», обруч, круги из картона, изображающие «тумбы»; цилиндр фокусника, «волшебная палочка», «волшебная коробка», буква Ш из магнитной азбуки, шоколадные медали.
Ход НОД:
I. Организационный момент.
Логопед: Вчера ты был в цирке! Тебе понравилось? Сегодня твой язычок будет циркачом!
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика «Язычок в цирке»
Язычок очень любит ходить в цирк, ему всегда хочется быть не только зрителем, но и участником представления.
● Представление открывают барабанщики, и Язычок вместе с ними стучит по нёбу за верхними зубами: «Д-д! Д-д-д!»
● «Качалочка» — это выступление воздушных гимнастов на трапеции. Язычок тоже качается вперед-назад, то выдвигаясь изо рта далеко вперед, то прячась в глубине рта. ● Дрессированные тигры расселись на цирковых тумбах, и широкий язык также занял место на нижней губе («блинчик»). ● Потом они стали прыгать в кольцо туда-сюда, и Язычок прыгал из одного уголка рта в другой. ● Еще тигры качались на качелях и Язычок тоже — рот открыт, языком дотрагиваемся сначала до верхней, потом до нижней губы (по 5—6 раз). ● Цирковые лошадки звонко цокали копытами. ● Наездники сидели в красивых седлах («чашечка») ● Но больше всех удивил Язычка фокусник. Показываем его фокус вместе с Язычком (упражнение «Фокус» - сдувание ватки с носа).
2. Сегодня я приглашаю тебя в цирк. Не зрителем, а в качестве помощника артистов. Первым выступает укротитель змей - факир. У него есть дрессированная змея (на руку ребёнка надеваем перчатку-«змею»). Давай пошипим, как шипит змея. Молодец. Именно звук [Ш] и будет помогать тебе быть настоящим артистом.
Змея исполнит замечательный номер. Она отберёт только те карточки, на которых изображены слова на звук [Ш]. («змея» берёт карточки ртом и выкладывает на стол). После выполнения каждого упражнения зрители аплодируют.
3. Логопед: А сейчас выступает попугай Кеша (игрушка попугай). Он любит передразнивать. (Ребёнок берёт попугая и говорит за него. Карточки используются те же, что и в прошлом задании)
- Кеша исполнит его любимый номер. Я буду произносить слоги, а Кеша повторяет, и находит среди карточек слово, которое начинается с этого слога:
Ша-ша-ша…. Какие слова начинаются на ША?(шапка, шарф)
Шо-шо-шо….Какое слово начинается на ШО? (шорты)
Шу-шу-шу… Какое слово начинается на ШУ? (шуба)
Ши-ши-ши… Какое слово начинается на ШИ? (шина)
- А теперь Кеша вредничает: он говорит всё наоборот.
Громче -…, больше -…, хуже -…, ниже -…, ближе -…; плохой -…, узкий - …, маленький - …, гладкий -…
4. Логопед: «На арене идет дрессировка,
Тигры в обручи прыгают ловко» (ребёнку надеваем шапочку тигра).
- Тигр прыгает в обруч, но только тогда, когда услышит звук [Ш] в словах.
(Ребёнок прыгает в большой обруч. Словарь: шишка, еж, машина, кошка, жук, мишка, шапка, жираф, лягушка, вишня, мороженое).
- А сейчас тигр будет перепрыгивать с тумбы на тумбу. Если [Ш] звучит в начале слова, тигр прыгает на первую тумбу, если в середине слова – на вторую тумбу, если в конце слова – на третью тумбу (ребёнок перепрыгивает с кружка на кружок. Словарь: шар, ковш, мешок, карандаш, шаль, капюшон, шорты, мышь, шофёр, кошка, душ).
5. Логопед:
- И в завершении представления на арену выходит фокусник (надеваем на ребёнка цилиндр фокусника). Он очень любит превращения и будет превращать одни слова в другие. Я буду называть слова, а ты замени первый звук на звук [Ш]. Назови новое слово и прикоснись волшебной палочкой (компьютерная игра «Превращения»: ребёнок прикасается «волшебной палочкой» - изображение меняется)
мыло-… (шило), торты- …(шорты), лапка - …(шапка), пар-…(шар), губы-…(шубы).
3. Итог занятия. Рефлексия: - А теперь фокусник покажет фокус. Какой звук помогал тебе сегодня выступать с настоящими артистами цирка? (Ребёнок находит букву Ш среди других букв). В коробку кладём букву Ш... Говорим волшебные слова: «Шушел-шишел, фокус вышел!», взмахнём волшебной палочкой… и буква превратилась… в шоколадные медальки! («Волшебная коробка»). Одна серебряная, другая – золотая. Если ты считаешь, что занимался сегодня очень хорошо – бери золотую медаль… А если допускал ошибки, что-то не получалось, то выбирай серебряную! Ты замечательно выступал, и заслужил медаль!