+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект занятия "Дифференциация О - Ё в словах и предложениях

Автор: Ким Татьяна Васильевна

 

Тема: «Дифференциация гласных О-Ё».

 

Цель: закрепить у учащихся навыки различения звуков "О" - "Ё".

 

Задачи:

 

Коррекционно - образовательные:

 

- закрепить знания детей о гласных;

 

- закрепить умение выделять и дифференцировать твердые и мягкие согласные;

 

- различать фонемы "О" - "Ё", по все признакам фонематического и -  звукобуквенного анализа, соотносить звук с определенной буквой;

 

Коррекционные - развивающие:

 

- развитие фонематического слуха и восприятия;

 

- развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза;

 

- развитие внимания, памяти, логического мышления;

 

- развитие связной речи в ходе составления предложений и полных ответов на вопросы;

 

Воспитательные: 

 

- воспитывать любовь к природе, уважение друг к другу, - формировать положительную учебную мотивацию.

 

Оборудование: демонстрационный материал: картинки - отгадки, образцы правописания букв О-Ё; таблица со словами; картинки опорные к тексту.

 

Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, цветные карандаши, рабочие тетради, карточки.

 

 

 

Ход занятия:

 

  1. Организационный момент

 

 Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень интересное занятие. Работаем активно, поднимаем ручки и получаем звёздочки. А сейчас разомнём немного наш язычок.

 

    2. Артикуляционная гимнастика:

 

улыбка, трубочка, вибрация губками, вкусное варенье, дятел, лошадка.

 

    3. Сегодня мы с вами будем знакомиться с одной парой звуков и букв нашего алфавита, но прежде ответьте на мои вопросы:

 

- кто мне может назвать гласные буквы? (а, о, и, у, э, е, ё, ю, я, ы)

 

- кто знает почему наши гласные делятся на 2 ряда? (гласные 1ряда: А О У Ы Э -эти буквы, находясь рядом с согласными их не смягчают; гласные 2ряда Е Ё Ю Я И - смягчают, а после гласных, после ЬЪ и в начале слова обозначают 2 звука).

 

4. Введение в тему. А сейчас послушайте внимательно загадки:

 

- С длинными ушами, но не заяц,

 

  Серый, но не волк,

 

  Упрямый, но добрый,

 

  С копытами, но не лошадь? (Ослик)

 

- Какой первый звук в слове ОСЛИК? (о — гласный, 1 ряда, не смягчает согласные).

 

- Добродушен, деловит,

 

  Весь иголками покрыт.

 

  Слышишь топот быстрых ножек?

 

  Это наш приятель: (Ёжик)

 

- Какой первый звук в слове ЁЖИК? (ё — гласный, 2 ряда, смягчает согласные).

 

  А ещё ребята, Ё состоит из двух звуков. Кто знает каких? ([й, о] – [й,] + [о] = ё)

 

1. Русская красавица

 

    Стоит на поляне

 

    В зелёной кофточке, и
    В белом сарафане. (Берёза)

 

2. Скажи, кто так вкусно
    Готовит щи капустные,
    Пахучие котлеты,
    Салаты, винегреты,
    Все завтраки, обеды? (повар)

 

3. Зелёная тётка оделась в иголки,
   Стоит одиноко в лесу на пригорке.
   Одела серёжки себе для потехи,
   Припрятав для белок в серёжках орехи. (ёлка)

 

 

 

5) Сейчас я буду называть слоги, а вы будете из палочек выкладывать, что вы слышите О или Ё: со, тё, ло, мё, ко, ёл, алё, кло.

 

6) Чтение слов по таблице. Посмотрите на доску, перед вами написаны пары слов. Прочитаем их хором.

 

вол – вёл нос – нёс

 

ров – рёв воз - вёз

 

Ребята, что происходит с согласным, когда после него идет гласный звук "Ё"? (Согласный становится мягким).

 

7) А теперь открываем тетради, записываем число (10 декабря). Я буду говорить слова, а вы в строчку записываете буквы О или Ё, смотря какую вы услышите в слове:

 

Сом, мёд, лом, лёд, лодка, вёсла, ёрш, лошадь, волк, бочка, лён, перепёлка.

 

8) Физ., минутка: сейчас я буду произносить звуки гласные, а вы будете показывать их:

 

Ё – руки вверх

 

О – колесо перед собой

 

У – вперёд

 

И - подпрыгнуть

 

А – в стороны

 

А теперь, я называю слова, а вы показываете только буквы Ё и О.

 

9) А сейчас у вас на столах есть картинки. Я попрошу вас отдать картинки с буквой О — ослику, а с буквой Ё- ёжику.

 

10) Сейчас мы с вами запишем слова в 2 столбика, в первом с буквой Ё, во втором с буквой О.

 

 вес...лый, с...мга, ...лка, ...жик, бер...за, сер...жки, сл...зы, кл...ун, кл...ны, м...рзнуть, ств...л, с...лить, шт...пать, т...мный, т...пать

 

 

 

11) Вставьте пропущенные буквы о, ё в словах

 

Л...ня прив...з в...з сена. Мы услыхали р...в бык...в. У Т...ти П...ли есть тел...н...к Т...мка. Пч...лка делает м...д. У Л...ши н...вые тап...чки.

 

Л...ва в...л в...ла. Мы ид...м в д...м. В л...дке н...вые в...сла. Начался б...льшой кл...в рыбы.  У шк...лы раст...т кл...н. Вова м...л п...л.

 

 

 

12) Следующее задание будет немного сложнее, и вы должны будете догадаться какая буква пропущена в слове и соединить слово с нужной буквой.

 

нес..м

 

д..рни

гв..здь

п..ле

сер..жки

вар..ный

св..кла

прыж..к

к..чка

м..чка

п..л..т

п..в..зка

пл..х..й

п..в..з

 

13) «Измените слово по образцу

 

Образец: лист — листочек

 

голос - …

 

рисунок - …

 

ботинок - …

 

гриб - …

 

лес - …

 

кусок - …

 

волос - …

 

сын - … 

 

14) Игра «Нарисуй схему предложения». На карточках у вас есть картинки с изображениями разных предметов и объектов. Ниже картинок есть квадратики, которые надо зарисовать нужными цветами в соответствии со звуком.

 

 

 

15) Работа с текстом ''Ёжик''

 

- Прослушайте рассказ. Запомните слова с гласными О и Ё и весь текст.

 

Ёжик.

 

У Лёвы живёт ёжик. У ёжика острые иголки. Лёва кормит его молоком. По ночам ёжик ловит мышей и гуляет во дворе. А когда выглядывает яркое солнце ёжик крепко спит под кроватью.

 

Ответьте на вопросы:

 

- В каких словах гласная Ё стоит в начале слова?

 

- Назовите имя мальчика.  Как произносим согласную в словах с буквой Ё?

 

- Кто сможет рассказать историю по картинкам?

 

- Построим схему предложения из текста: По ночам ёжик ловит мышей и гуляет во дворе.

 

16) Итог. Ребята с какими мы сегодня буквами работали? (О и Ё). Перед буквой О согласная — твёрдая, а перед Ё — согласные смягчаются.