Специфика коррекционно-развивающй работы по устранению дефектов звукопроизношения с детьми старшего дошкольного возраста
Автор: Семенова Елена Валентиновна
Консультация для педагогов и родителей.
Работа над коррекцией звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста представляет собой трудоемкий процесс. Перед дошкольниками стоят сложные задачи, с одной стороны управлять своими органами артикуляции (речевыми органами), с другой - осуществлять контроль за обращенной к ним речи со стороны окружающих их близких. Результатом такого сложного процесса, к четырех - пятилетнему возрасту ребенок должен постараться овладеть четким произношением всех звуков родной речи. Как правило, у большинства детей данный процесс задерживается. У многих дошкольников в пятилетнем возрасте шипящие заменяются свистящими, звуки сонорные также подвергаются искажениям, заменам или, вообще, отсутствуют. Это дело касается звукопроизношения группы согласных звуков. Очень часто у детей старшего дошкольного возраста страдает произношение гласных звуков родной речи. Оно проявляется в нечетком звучании или затушевывании звучания. Данный момент не стоит выпускать из внимания (многих родителей беспокоит, что их ребенок не выговаривает звук Л или Р). Между тем, четкое и артикуляционно правильное произношение гласных звуков играет значимую роль в постановке последующих согласных групп звуков. Почему это имеет такое значение? Да, потому что гласные звуки служат основой для развития звукового, звуко-буквенного и звуко-слогового анализа, а это, в свою очередь неотъемлемый компонент в подготовке к обучению грамоте. Актуальным моментом в коррекции над гласными звуками является то, что данная тренировка выполняет роль речевой и дыхательной гимнастики:
- вырабатывается сила речевого выдоха,
- формируется координация органов речи,
- происходит становление голоса и дикции.
Вся проводимая на данном этапе коррекционно-развивающая работа служит фундаментом для подготовки речевого аппарата ребенка к более серьезному процессу – постановке согласных звуков.
Нужно помнить и обязательно информировать об этом родителей, особенно дошкольников, что дефекты звукопроизношения сами собой не исчезнут. Конечно, бывают положительные моменты, когда при благоприятных условиях социального окружения и обучения, ребенок подвергается самокоррекции. Но такие случаи бывают, крайне, редко. Поэтому одна из главных задач учителя-логопеда - осведомить, как можно больше родителей детей старшего дошкольного возраста, знаниями о развитии речи ребенка, о механизмах нарушения звукопроизношения, о возможных способах коррекции.
Надо помнить, что внятность речи, чистота произносимых звуков зависят от множества факторов:
- строение (анатомическое) органов артикуляционного аппарата (губы, зубы, язык, челюсть),
- движения органов речевого аппарата (ощущение чувствования органов артикуляции),
- зрелость центрального речевого аппарата (речевые зоны коры головного мозга).
Под анатомическими дефектами развития строения органов речевого аппарата рассматриваются: укороченная подъязычная уздечка языка, неправильный прикус.
Нарушения двигательной функции органов артикуляционного аппарата проявляются в искажениях работы тонких дифференцированных движений губ, языка, челюсти. Из-за этого, произносимые ребенком звуки, особенно в быстром речевом потоке звучат смазано и нечетко. Соответственно, нарушается общая динамика движения, что приводит к вялости и замедленности двигательных актов. Нельзя не затронуть проблему переключения речевых органов с одной артикуляционной позы на другую, а от скорости движения зависит четкость и ясность произносимых звуков. Ребенку приходится дольше думать над артикуляционной позой и в речи проявляются длительные паузы, что приводит к затормаживанию речевого процесса.
Функциональная зрелость речевых зон центрального речевого аппарата чаще наблюдается у детей, которые подвержены частым заболеваниям. У соматически больного ребенка происходит задержка звукопроизношения. У дошкольников, имеющих подобные проблемы, дефекты звукопроизношения проявляются в виде искажений, замен или смешивания произносимых звуков.
Прослеживается взаимосвязь в нарушениях органов речевого аппарата и мелкой моторики пальцев рук, что также тормозит развитие своевременного становления звуков в речи. Известный педагог, Сухомлинский В.А. утверждал, что речь детей находится на кончиках пальцев. Поэтому в коррекционно-развивающий процесс по постановке звукопроизношения следует включить целенаправленную работу по развитию мелкомоторных движений пальцев рук. Возможно, развитие мелкой моторики не имеет прямого отношения к постановке звуков в речи, но оно, безусловно, стимулирует речевые центры. Такое систематизированное воздействие ускоряет процесс созревания речевых зон головного мозга и стимулирует развитие речи ребенка в целом, что позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.
Бывают случаи, когда у ребенка дошкольного возраста во время речевых действий возникает мышечная напряженность (расслабленность) в органах артикуляции. Данная ситуация оказывает негативное влияние на процесс формирования правильного звукопроизношения. В этом случае предлагается система упражнений (массажа), направленная на расслабление (активизацию) мышц речевого аппарата, что позволит ребенку в полном объеме ощущать движения губ, языка, нижней челюсти.
Только после качественного определения затруднений, которые возникают у ребенка при выполнении того или иного упражнения, учитель-логопед сможет выбрать специальный комплекс упражнений.
Рекомендуется в структуру каждого индивидуального логопедического занятия включать упражнения направленные на:
1. Развитие артикуляционной гимнастики.
2. Формирование воздушной струи.
3. Постановку проблемного звука.
4. Развитие познавательной сферы (психических процессов).
5. Развитие мелкой моторики.
Очень полезным вариантом автоматизации поставленного звука в связной речи, является организация речевых форм работы с неречевыми: раскрашивание, рисование, аппликация.
Родителям, отрабатывая логопедические упражнения в домашних условиях необходимо придерживаться предложенной структуры занятия. Важно помнить, что у ребенка не все получается с первого раза. Терпение и понимание со стороны взрослых, общая радость, даже от маленьких достижений – залог успеха в совместной логопедической работе.
Работа над коррекцией звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста представляет собой трудоемкий процесс. Перед дошкольниками стоят сложные задачи, с одной стороны управлять своими органами артикуляции (речевыми органами), с другой - осуществлять контроль за обращенной к ним речи со стороны окружающих их близких. Результатом такого сложного процесса, к четырех - пятилетнему возрасту ребенок должен постараться овладеть четким произношением всех звуков родной речи. Как правило, у большинства детей данный процесс задерживается. У многих дошкольников в пятилетнем возрасте шипящие заменяются свистящими, звуки сонорные также подвергаются искажениям, заменам или, вообще, отсутствуют. Это дело касается звукопроизношения группы согласных звуков. Очень часто у детей старшего дошкольного возраста страдает произношение гласных звуков родной речи. Оно проявляется в нечетком звучании или затушевывании звучания. Данный момент не стоит выпускать из внимания (многих родителей беспокоит, что их ребенок не выговаривает звук Л или Р). Между тем, четкое и артикуляционно правильное произношение гласных звуков играет значимую роль в постановке последующих согласных групп звуков. Почему это имеет такое значение? Да, потому что гласные звуки служат основой для развития звукового, звуко-буквенного и звуко-слогового анализа, а это, в свою очередь неотъемлемый компонент в подготовке к обучению грамоте. Актуальным моментом в коррекции над гласными звуками является то, что данная тренировка выполняет роль речевой и дыхательной гимнастики:
- вырабатывается сила речевого выдоха,
- формируется координация органов речи,
- происходит становление голоса и дикции.
Вся проводимая на данном этапе коррекционно-развивающая работа служит фундаментом для подготовки речевого аппарата ребенка к более серьезному процессу – постановке согласных звуков.
Нужно помнить и обязательно информировать об этом родителей, особенно дошкольников, что дефекты звукопроизношения сами собой не исчезнут. Конечно, бывают положительные моменты, когда при благоприятных условиях социального окружения и обучения, ребенок подвергается самокоррекции. Но такие случаи бывают, крайне, редко. Поэтому одна из главных задач учителя-логопеда - осведомить, как можно больше родителей детей старшего дошкольного возраста, знаниями о развитии речи ребенка, о механизмах нарушения звукопроизношения, о возможных способах коррекции.
Надо помнить, что внятность речи, чистота произносимых звуков зависят от множества факторов:
- строение (анатомическое) органов артикуляционного аппарата (губы, зубы, язык, челюсть),
- движения органов речевого аппарата (ощущение чувствования органов артикуляции),
- зрелость центрального речевого аппарата (речевые зоны коры головного мозга).
Под анатомическими дефектами развития строения органов речевого аппарата рассматриваются: укороченная подъязычная уздечка языка, неправильный прикус.
Нарушения двигательной функции органов артикуляционного аппарата проявляются в искажениях работы тонких дифференцированных движений губ, языка, челюсти. Из-за этого, произносимые ребенком звуки, особенно в быстром речевом потоке звучат смазано и нечетко. Соответственно, нарушается общая динамика движения, что приводит к вялости и замедленности двигательных актов. Нельзя не затронуть проблему переключения речевых органов с одной артикуляционной позы на другую, а от скорости движения зависит четкость и ясность произносимых звуков. Ребенку приходится дольше думать над артикуляционной позой и в речи проявляются длительные паузы, что приводит к затормаживанию речевого процесса.
Функциональная зрелость речевых зон центрального речевого аппарата чаще наблюдается у детей, которые подвержены частым заболеваниям. У соматически больного ребенка происходит задержка звукопроизношения. У дошкольников, имеющих подобные проблемы, дефекты звукопроизношения проявляются в виде искажений, замен или смешивания произносимых звуков.
Прослеживается взаимосвязь в нарушениях органов речевого аппарата и мелкой моторики пальцев рук, что также тормозит развитие своевременного становления звуков в речи. Известный педагог, Сухомлинский В.А. утверждал, что речь детей находится на кончиках пальцев. Поэтому в коррекционно-развивающий процесс по постановке звукопроизношения следует включить целенаправленную работу по развитию мелкомоторных движений пальцев рук. Возможно, развитие мелкой моторики не имеет прямого отношения к постановке звуков в речи, но оно, безусловно, стимулирует речевые центры. Такое систематизированное воздействие ускоряет процесс созревания речевых зон головного мозга и стимулирует развитие речи ребенка в целом, что позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.
Бывают случаи, когда у ребенка дошкольного возраста во время речевых действий возникает мышечная напряженность (расслабленность) в органах артикуляции. Данная ситуация оказывает негативное влияние на процесс формирования правильного звукопроизношения. В этом случае предлагается система упражнений (массажа), направленная на расслабление (активизацию) мышц речевого аппарата, что позволит ребенку в полном объеме ощущать движения губ, языка, нижней челюсти.
Только после качественного определения затруднений, которые возникают у ребенка при выполнении того или иного упражнения, учитель-логопед сможет выбрать специальный комплекс упражнений.
Рекомендуется в структуру каждого индивидуального логопедического занятия включать упражнения направленные на:
1. Развитие артикуляционной гимнастики.
2. Формирование воздушной струи.
3. Постановку проблемного звука.
4. Развитие познавательной сферы (психических процессов).
5. Развитие мелкой моторики.
Очень полезным вариантом автоматизации поставленного звука в связной речи, является организация речевых форм работы с неречевыми: раскрашивание, рисование, аппликация.
Родителям, отрабатывая логопедические упражнения в домашних условиях необходимо придерживаться предложенной структуры занятия. Важно помнить, что у ребенка не все получается с первого раза. Терпение и понимание со стороны взрослых, общая радость, даже от маленьких достижений – залог успеха в совместной логопедической работе.