+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Диагностический алгоритм обследования мышц речевого аппарата у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Автор: Семенова Елена Валентиновна

Учитель-логопед собирает анамнез у ребенка, изучает заключение специалистов (воспитателя, учителя, педиатра, невропатолога, отоларинголога, психиатра и т.д.). Потом приступает к изучению особенностей строения речевого аппарата, звукопроизношения, фонематического восприятия, объема пассивного и активного словарного запаса, уровня сформированности грамматического строя речи. У детей младшего школьного возраста осуществляется диагностика устной и письменной речи.

Так как чаще всего родители посещают учителя-логопеда с жалобами на неправильное звукопроизношение остановимся на обследования мышц речевого аппарата.

На первом приеме у логопеда, ребенок чувствует себя скованно и неуверенно. Логопеду необходимо расположить к себе внимание ребенка. Этому способствуют игровые моменты: угадывание его имени, яркие картинки, игрушки и т.д. После установления контакта можно приступить к диагностическому обследованию мышц артикуляционного аппарата.

Учитель-логопед в ходе обследования может использовать специальные зонды, шпатели, большое и индивидуальное зеркала. Важно помнить, что все инструменты должны быть стерильны и использовать их только в крайних случаях. Все упражнения для обследования мышц артикуляционного аппарата сначала проводятся только по подражанию.

В результате диагностики мышц артикуляционного аппарата выявляется степень подвижности, переключаемости, гибкости, эластичности, утомляемости и точности мышц артикуляционного аппарата. Очень важно обратить внимание на то, как ребенок выполняет предлагаемые ему мимические и артикуляционные упражнения сначала по подражанию без зеркала, затем по подражанию перед зеркалом и только потом самостоятельно с использованием словесной инструкции.

Необходимо помнить, что логопедический диагноз можно поставить не с первого раза, а в процессе работы с ребенком.

В данной таблице представлен алгоритм обследования мышц артикуляционного аппарата с минимальным набором упражнений и фиксированием примерного результата обследования ребенка.

Содержание обследования

Описание задания

Результаты обследования

Обследование жевательно-артикуляционных мышц

1.     Широко открыть рот и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 30

2.     Опустить, оттянуть назад, а затем поднять нижнюю челюсть. Повторить комплекс 5 раз

3.     Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и удерживать ее в таком положении от 1 до 5

4.     Оттянуть нижнюю челюсть назад и удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5

Нижняя челюсть не статична

 

Упражнение не получается, челюсть опускает, но не оттягивает назад, жалуется на усталость

 

 

Ребенок жалуется на усталость и боль в области скул

Обследование мимико-артикуляционных мышц

1.     Сморщить лицо и вытянуть губы вперед. Удерживать положение под счет от 1 до 5

 

 

 

2.     Растянуть мышцы лица так, как при широкой улыбке, и раскрыть рот.  Удерживать положение от 1 до 3

3.     Одновременно приподнять оба угла рта. Удерживать положение под счет от 1 до 5

4.     Поочередно поднимать левую и правую щеки. Упражнение повторить 5 раз

Ребенку сложно одновременно выполнить две инструкции. Сначала прошу сморщить лицо, а потом выдвинуть губы вперед

 

Ребенок не удерживает улыбку, утомляется. Отмечается саливация.

Ребенок с упражнением справился, но утомляемость наступает быстро

Ребенок поднимает обе щеки сразу

Обследование мышц языка

1.     Открыть рот, высунуть широкий язык так, чтобы он, не напрягаясь, касался боковыми краями углов рта. Удерживать положение под счет от 1 до 5

 

2.     Открыть рот и высунуть язык как можно дальше кончик языка. Удерживать положение под счет от 1 до 5

 

3.     Открыть рот, высунуть язык, делать его то широким - лопатой, то узким - жалом. Повторить 5 раз

Задание ребенок выполняет, но в статичной позе язык удерживает мало, саливация.

 

 

Ребенок язык из полости рта высовывает, но язык остается широким

 

 

Ребенок не может сделать язык узким, во время упражнения убирает язык в рот, саливация

Обследование мышц губ

1.     Открыть рот, раздвинуть губы так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживать положение под счет от 1 до 5

2.     Плотно сжать губами пластмассовую трубочку. Логопед пытается ее отнять, а ребенок старается удержать ее как можно дольше. Упражнение повторить 5 раз

3.     Набрать в рот как можно больше воздуха и при сомкнутых губах постепенно выпускать его поочередно то с правого угла рта, то с левого, затем с обоих одновременно

 

Ребенок упражнение выполняет, но быстро утомляется, саливация

 

Ребенок сжимает трубочку слабо

 

 

 

 

 

У ребенка упражнение не получается, выпускает воздух через рот

Обследование мышц щек

1.     Надуть обе щеки одновременно и удерживать воздух под счет от 1 до 5

 

2.     Надуть щеки, перегонять воздух из одной щеки в другую 5 раз

 

3.     Втянуть щеки в ротовую полость между зубами. Удерживать положение под счет от 1 до 5

Ребенок щеки надувает, но воздух удерживает плохо

 

Ребенок выполняет упражнение  правильно 2 раза, быстро утомляется

 

Ребенок старается выполнить упражнение, но «отпускает» то правую, то левую щеку

Обследование мышц мягкого неба

1.     Ребенок долго дует на «Султанчик».  Логопед, держа ватку возле носа ребенка, следит за утечкой воздуха через носовые ходы

Воздушная струя наполненная, воздух начинает проходить через нос ближе к концу задания.

Таким образом, точная диагностика мышц артикуляционного аппарата поможет увидеть полную картину всех имеющихся у ребенка проблем и спланировать комплекс коррекционно-развивающих занятий по их устранению.