+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект НОД по развитию речи с элементами экспериментирования "Дом для Гнома

Автор: Солдатова Надежда Витальевна

 

Конспект открытого просмотра НОД по развитию речи с элементами экспериментирования «Домик для Гнома»

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед:

Солдатова Надежда Витальевна, специалист первой категории педагогический стаж – 20 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Керчь,

2021г.

Цель: Научить детей различать качество предметов путем экспериментирования.

Задачи:

Обучающие:

- Учить называть качества предметов: крепкий, твердый, белая, легкая.

-Закрепить слова–антонимы: твердый-мягкий, широкий-узкий, высокий-низкий,   

  большой-маленький, длинный-короткий, тихо-громко.

-Активизировать в речи слова: «прочный», «уютный», «крепкий», «белая»,      «легкая», «белая», «пушистая».

-Учить делать выводы и умозаключения.

Развивающие:

-Развивать познавательные способности.

- Развивать связную монологическую и диалогическую речь.

-Развивать общую и мелкую моторику.

-Развивать фонематический слух, умения вслушиваться в звуки.

 Воспитательные:

-Вызывать доброжелательное отношение к лесным жителям.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Оборудования и материалы: Сказочный персонаж Гном Гномыч, письмо, слайды, обруч с паучками, аудиоматериалы, корзина с камешками и ватой, блюдца с водой, пинцеты, пипетки, аудиозапись со звуками леса, ноутбук, проектор.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулках, изучение свойств предметов в НОД,  рассказывание сказок, заучивание чистоговорок.

Ход занятия

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня утром в детский сад пришло письмо для нашей группы от лесных жителей. Давайте его прочтем!

«Жил был в лесу старый Гном Гномыч. Гуляя по лесу нашел он старую шляпу и сделал из нее домик. Но однажды подул сильный ветер и унес шляпу. Остался Гном Гномыч без домика. Пробегала мимо лисичка и посоветовала ему построить дом из ваты и принесла ее ему, а заяц принес камешки и посоветовал построить домик из камней. Просим вас исследовать камешки и вату и рассказать гному, из чего лучше построить дом. Лесные жители».

Логопед: Ребята, давайте отправимся в лес и найдем там гнома. Вы согласны? Но тогда мы сначала определим маршрут, по которому мы будем идти.

Дети подходят к проектору. Отвечают на вопросы, выбирая нужную картинку.

-Когда удобнее нам с вами отправиться в путь днем или ночью? (день-ночь).

-По какой дороге мы с вами пойдем? (длинная –короткая).

-А потом на какую тропинку перейдем? (узкая-широкая).

-Что чаще нам будет встречаться в лесу в лесу, высокие деревья или кусты?

-Как мы будем вести себя в лесу? ( тихо-громко).

-На каком пеньке будет сидеть гном? (большой-маленький).

Ну, а теперь в путь!

Физкультминутка:1,2,3,4,5, Гнома мы идем искать! (маршируют по кругу).

Солнце светит впереди, долго нам еще идти (протягивают руки в разные стороны, растопыривая пальцы) .

По дороге длинной, (вертикально протягивают ладони вперед),

по тропинке узкой (сужая ладони, показывают тропинку).

Мимо сосен и берёз (тянут руки вверх).

Где же гном, вот в чем вопрос? (разворачивают ладони перед собой).

А впереди у нас с вами еще одно препятствие. Посмотрите! Паучки сплели паутину прямо на проходе! Давайте  подуем на них по одному и тогда сможем пройти!

Игра «Пройди сквозь обруч»

-Молодцы! Справились с заданием! Ребята, а вы ничего не слышите? По-моему это! И оно хочет с нами поиграть! Вам нужно повторить за эхом сочетание гласных звуков, но по очереди: ау, уи, уа, оа, ыи и т. д.

Фонетическая игра «Эхо»

Дети приходят на поляну, где сидит Гном Гномыч.

Логопед: Вот мы и пришли в лес. А вот и Гном Гномыч. Что-то он  очень грустный. Здравствуй, Гном Гномыч! Их письма лесных жителей мы знаем про твою беду.

Гном: Здравствуйте, ребята! Помогите мне  исследовать камешки и вату, ведь домик мне нужен прочный, крепкий, теплый  и уютный.

Логопед: Ребята, давайте пригласим Гном Гномыча к нам в детский сад, ведь у нас там целая лаборатория. Возьмем с собой корзиночки с материалом для строительства. А ты, Гном Гномыч, будешь наблюдать за опытами детей и внимательно слушать.

(Повторяют чистоговорку с движением: (1,2,3,4,5 Гнома мы идеи спасать,

Солнце светит впереди, долго нам ещё идти. По дороге длинной, по тропинке узкой. Мимо сосен и берез. Гном задал нам всем вопрос?).

Логопед: А вот и детский сад. Сейчас мы превратимся в ученых, ведь мы уже большие. Занимайте свои места. Давайте начнем исследования с камней. Рассмотрите их. Возьмите их, потрогайте, сожмите в ладошке, мнется? Нет. Попробуйте его разломить. Ломается? Нет. Какой он? Он очень твердый, крепкий. Попробуйте подуть на него, улетел? Нет. Он тяжелый, не летает. Так скажите, какой он (твердый, тяжелый, крепкий) .

Теперь возьмите вату. Рассмотрите ее, Потрогайте, сожмите в ладошках, какая она? (мягкая, белая). Попробуйте оторвать кусочек и подуть  на него. Летает? Полетела. Значит она мягкая, легкая, воздушная.

А сейчас мы, Гном Гномыч будем проводить с ребятами опыт с камнями и ватой. Положите камень на блюдце, наберите в ложечку воды и полейте его. Что стало с ним? Вся вода с камня стекла на блюдце. А теперь положите вату на блюдце и также полейте  ее водой. Что стало с ватой? Она стала мокрой. Давайте сделаем вывод. Какой камень? Твердый, крепкий, тяжелый. А какая вата? Мягкая, белая, легкая, воздушная и впитывает в себя воду.

Ребята, давайте скажем, Гном Гномычу из чего же ему нужно строить крепкий новый дом. Из камней или из ваты? Конечно из камней! Потому что они твердые, крепкие и не боятся воды. И домик будет прочный, теплый и уютный. А домик из ваты может улететь, когда подует ветер или промокнуть, когда пойдет дождь.

Логопед: А теперь давайте вспомним всю историю, которая произошла с Гномом.

Логопед предлагает детям еще раз вспомнить историю, которая приключилась с гномом.  Дети рассказывают с опорой на мнемотаблицу в виде слайдов.

Итог: Гном Гномыч благодарит детей и угощает их сладостями.